Девиантное поведение – что это такое?
Девиантным поведением называется устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
При противодействии реальности индивид пытается разрушить ненавистную ему действительность, изменив её в соответствии со своими ценностями. Он убеждён, что все его проблемы, являются факторами действительности, и единственный способ достижения своей цели это борьба с действительностью. При этом со стороны действительности также будет проявляться противодействие по отношению к индивиду, изгнание, либо подстроить его под требования реальности.
Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм, таких как:
- Правовые нормы;
- Нравственные нормы;
- Эстетические нормы.
К девиантному относится любое отклонение от привычных человечеству норм: от отказа здороваться при встрече до хулиганства. Необходимо понимать, что один и тот же поступок будет каким-то коллективом воспринят нормально, а в другом посчитается отклонением. Поэтому расстройством поведения можно считать действия, которые:
- Причиняют вред самому человеку или его окружению;
- Противоречат правилам, принятым и почитаемым в конкретном социуме;
- Вызывают порицание у большинства.
Не обращать внимание на отклоняющееся поведение невозможно, поскольку оно может быть опасным, нарушать стабильность взаимоотношений в обществе, стать угрозой семье и прохожим на улице.
Девиантное поведение способно нести в себе и положительный окрас. К примеру, благодаря нестандартному поведению революционных умов и людей, стремящихся к переменам, общество может избавиться от устаревших правил, развиться и продвинуться вперед.
Виды девиантного поведения
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:
- Деликвентное поведение - действие конкретной личности, отклоняющиеся от остановленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучия других людей или социальному порядку и уголовно наказуемо в крайних своих проявлениях. Отличия криминального поведения от деликвентного заключается в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного поведения их характера.
- Аддиктивное поведение. Такое поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
- Патохарактерологическое. Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные, и выраженные акцентуации характера.
- Психопатологическое. Известна лишь одна разновидность группового психопатологического девантного поведения, носящего название индуцированного — сформированного по механизмам прямого или косвенного внушения индивиду норм поведения и паттернов, то есть осмысления действительности, произведенному авторитетным для него человеком, находящимся в болезненном психическом состоянии.
- На базе гиперспособностей. Этот вид отклоняющегося поведения "выходит за рамки обычного поведения человека. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека.
Причины девиантного поведения
Человек без какой либо причины не будет вести себя в обход нормам, то есть помощью поведения он пытается решить свои личные проблемы, реализоваться или выразить протест.
Поэтому к группе риска относятся:
- Дети и подростки. Они составляют почти половину всех людей, имеющих отклонения в поведении;
- Асоциальные личности. Люди не принимающие действительность. Такие личности могут быть например: зависимы от алкоголя или наркотиков;
- Новаторы. Люди склонные к революционным переменам;
- Религиозные люди.
Причинами девиантного поведения являются:
- Биологические. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так, как им велит общество. Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
- Психологические. Девиация складывается за счёт влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер. Отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении.
- Социальные. Причинами является неблагополучное социальное окружение, низкий статус в группе сверстников, недостаточный социально-позитивный опыт.
- Семейные. Нарушение детско-родительских отношений, супружеских взаимоотношений, жестокое обращение, низкий социальный статус семьи, психические заболевания родителей, серьезные изменения и стрессы в семье.
- Социально-экономические. Факторами является социальное неравенство, безработица, расслоение общества на бедных и богатых.
- Морально-этические. Выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, отчуждения личности.
Признаки девиантного поведения
Окружающие могут распознать склонность к нарушению близкого человека по наличию у него следующих симптомов:
- Скрытность. Проявление скрытности в детских и школьных средах часто сигнализирует о девиантном поведении. Дети, склонные к этому, предпочитают действовать незаметно и тихо, проявляя минимум интереса к общению и учебе. Они скрывают свои проблемы от окружающих, веря, что могут справиться с ними самостоятельно. Но такая скрытность может привести к раннему истощению психики и деградации. Если взрослые не обращают внимания на трудности ребенка, из тихого и замкнутого школьника может вырасти правонарушитель.
- Агрессия. Такое поведение требует особого внимания со стороны родителей подростков. Если подросток постоянно выражает недовольство, проявляет непримиримость и отказывается признавать свои ошибки, возможно, стоит обратиться за консультацией к психологу.
- Резкое изменение эмоционального фона. Такое изменение часто остается незамеченным из-за его менее яркой выразительности по сравнению с агрессивностью. Тем не менее изменения настроения также могут свидетельствовать о нарушениях в поведении. Неустойчивость психоэмоционального состояния проявляется в неожиданных колебаниях настроения: человек может быть веселым и приветливым, а вскоре после этого стать вспыльчивым, проявляя раздражение и злость.
Девиантное поведение часто сопровождается противоправными действиями, такими как воровство, хулиганство и другие мелкие правонарушения. Люди, проявляющие такое поведение, часто подвергаются административным арестам. Кроме того, у девиантов часто наблюдаются психологические и физиологические зависимости. Среди зависимых людей много уязвимых и обидчивых индивидов, которые легко поддаются влиянию других и могут погружаться в депрессию из-за одиночества. Это может приводить их к употреблению психоактивных веществ.
Кроме того, девиантное поведение может сопровождаться повышенной конфликтностью, наличием фобий и страхов, проблемами со сном и инфантильностью в поступках. У индивидов также могут возникать и другие психологические проблемы, такие как булимия или анорексия. Стоит отметить, что последние чаще проявляются у девушек, чем у юношей, в силу психологических особенностей. Девушки также чаще страдают от таких форм девиантного поведения, как проституция. Напротив, нарушения уголовного права, алкоголизм и суициды чаще встречаются у юношей.
КАК ПОВЛИЯТЬ НА РЕБЁНКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ?
- Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства. Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка. - Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей. - Субъективность взаимодействия.
Помочь ребенку можно тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни. - Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить. 4 типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение - Последовательность во взаимодействиях.Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
- Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. - Поощрение положительных изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности. - Привлекательная альтернативность.Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения, значимых целей.Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе - ценой девиации. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых "девиантных ритуалов" или способности противостоять группе по отдельным вопросам, также могут оказаться привлекательными альтернативами. Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.
- Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря. - Гибкость.Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
Исследование возможностей помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с тревожными детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе с несговорчивыми детьми эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.Правило гибкости означает, что если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую. - Индивидуальный подход.Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
- Системность.При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга. - Превентивность.Важно понять, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.