Найти тему
Lada About

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С АНГЛИЙСКИМ И НЕ РАЗОРИТЬСЯ

РЕПЕТИТОР ИЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Все мы хотим лучшего для своих детей. В школу собрали, модную одежду купили, на столовую денег дали, всё вроде в порядке – наша сладкая булочка довольна и готова впитывать знания. И тут, как гром среди ясного неба, двойка. Пришла беда, а мы не ждали. Можно бесконечно рассуждать о том, почему ребёнок не получает знания в школе. Разве учителя не должны уметь находить подход к каждому ученику? Почему тогда учитель английского попытался донести тему до моего сына, сын ничего не понял, и учитель просто оценил его знания на двойку и спокойно продолжил свою педагогическую деятельность? То есть, теперь пробелы в знаниях – проблема исключительно его родителей. А если родители в школе немецкий учили, как же они помогут?

На самом деле, это ещё не худший вариант. Часто учителя ставят тройки, и даже четвёрки, просто так, по привычке. Школьник в самом начале знакомство хорошо себя проявил, а теперь его репутация работает на него, пока учителю лень вникать в то, что домашки списаны, а темы не усвоены. А потом все удивляются: как же так, экзамен провален, на бюджет не прошёл – а в аттестате пятёрка?!

Учителей тоже можно понять: их уровень стресса на работе никак не соотносится с позорной зарплатой. Но что делать? Как помочь ребёнку? Приходится прибегнуть к дополнительному образованию: отдать чадо в лингвистическую школу или нанять репетитора. И именно с этого выбора предлагаю начать наше рассуждение. Я, как человек, который был и на стороны обучаемого, и на стороне обучающего и в лингвошколе, и репетитором – могу сделать некоторые выводы и дать советы на эту тему.

Лингвистические школы бывают разные, но в целом смысл такого явления в том, что детей примерно одного возраста собирают в группы, к группе прикрепляют учителя, просят любящих родителей купить учебники и, собственно, учителя проводят свои уроки пару раз в неделю.

К минусам лингвистических школ я бы отнесла:

1. Высокая цена (как правило).

2. Отсутствие возможности выбора учителя.

3. Необходимость возить ребёнка в школу (а для маленьких детей занятия обычно проходят в дневное время).

Но есть два важных достоинства:

1. Да, учителя не выбрать, но тем не менее, с большой долей вероятности, это хороший специалист с высшим образованием. Надо понимать, что (в отличии от репетиторов – мы к этому ещё вернёмся) данный специалист работает в организации, которая заинтересована в том, чтобы у них не работал «абы кто». Прежде, чем взять человека на работу, школа его проверяет, следит за отзывами учеников и их родителей.

2. Ребёнок обучается в коллективе. И вот этот момент ключевой, тут мы остановимся подробно. С одной стороны, коммуникация жизненно необходима при изучении любого языка. Сами подумайте, выучили бы вы русский язык, если бы никогда не общались на нём с другим человеком? Конечно нет. И общаться с другом всегда интереснее, чем общаться с учителем. Чем больше взаимодействия – тем лучше. Именно это обычно владельцы такого бизнеса выделяют как основной тезис в пользу того, почему Вам необходимо выбрать их форму обучения. Но, как говорится, не всё так однозначно. Работа в коллективе с другими детьми заставит вашего ребёнка столкнуться с некоторыми нюансами.

В коллективе детей учитель всегда вынужден уделять больше внимания отстающим. Поэтому, если ваш ребёнок не двоечник, есть вероятность, что он просидит половину урока (щедро Вами оплаченного урока) без дела. Представьте, как он или она будет отрабатывать какой-нибудь диалог с приятелем, который постоянно совершает ошибки. Как будто бы, для более сильного ученика это не конструктивно, ведь запоминаться будут неправильно произнесённые слова и фразы. Если же ваш ребёнок в числе отстающих, у него могут развиться дополнительные комплексы из-за этого (особенно, если другие дети начнут реагировать, что им не уделяют внимания).

Да, наличие сверстников вокруг даёт ребёнку возможность найти новых друзей. И хотя это не касается изучения языков, это действительно важный момент – родители, помните, мы не просто думаем, как развить ребёнка, мы организовываем часть его детства. Лично я в лингвистической школе нашла свою лучшую подругу на всю жизнь. Сейчас мы обе преподаём английский. Но что, если Вашему ребёнку не так повезёт с группой, как мне в своё время? Даже в обычной школе учителям сложно что-то сделать с тем, что хулиганы срывают уроки. А в лигвошколе родители этого хулигана платят учителю часть зарплаты, то есть отказываться от клиентов у организации просто нет никакого резона. Приходится продолжать его учить и говорить другим родителям, что всё не так плохо, ребятишки просто балуются.

И, наконец, ключевой момент: дети (даже самые воспитанные) всегда остаются детьми. Они в любом случае будут отвлекаться, разговаривать не по теме урока, смеяться, сплетничать и тд и тп. В ситуации, когда ты один на один с педагогом это невозможно. Поверьте репетитору с большим опытом – даже самая примерная отличница не будет работать в полую силу, когда рядом сидит подруга. С точки зрения улучшения навыка говорения – может быть, в групповых занятиях есть смысл, с точки зрения изучения грамматики и изучения предмета в целом – в индивидуальных занятиях толка гораздо больше.

Поэтому я бы посоветовала заниматься в группе двум категориям детей:

1. Совсем начинающие, кто ещё даже писать не умеет. Тем более, что в 6-7 лет получение навыка коммуникации на любом языке сослужат хорошую службу в будущем.

2. Дети, которым неплохо или хорошо даётся грамматика, но есть затруднения именно в навыке говорения. Как правило, у таких учеников неплохие оценки в школе, а нежелание говорить вызвано скорее наличием определённого склада характера, чем непониманием предмета.

Прежде, чем перейти к обсуждению непосредственно репетиторства и к выбору репетитора, отмечу одну вещь: естественно, занятия один на один есть и в лингвошколах, как и у некоторых репетиторов есть привычка собирать детей в группы – но у этих вариантов есть неоспоримые минусы. Заниматься один на один в школе очень дорого. Помните, что вы платите не только за урок, но ещё и за аренду помещения, администратору школы за его работу, уборщице этого ТЦ за чистый пол и т.д. Конечно, если Вы уверены в учителе – другой вопрос, но в усреднённых условиях переплачивать смысла нет (рекомендую попробовать договориться с этим учителем о занятиях с ним вне стен школы).

Что касается ситуации, когда репетиторы собирают учеников в группы… Позвольте открыть Вам одну страшную репетиторскую тайну: у людей, которые являются репетитором полноценный рабочий день нет карьерной лестницы, но есть желание зарабатывать в соответствии со своим возрастом. Да, время от времени можно повышать цену, но годы идут, бегать от дома к дому становится всё сложнее и однажды каждый репетитор приходит к двум выводам: 1. Надо уйти в онлайн (но этот выход не для всех), 2. Надо собрать группу, чтобы учить всех разом в одном месте и собрать гору денег. Проблема только в том, что в обоих случаях качество преподавания падает (у большинства педагогов). Поэтому, опять же, заниматься у репетитора в группе стоит при следующих условиях:

1. Если вы более-менее уверены в педагоге.

2. Если вы максимально ограничены в бюджете (так выйдет дешевле, результат будет слабый, но лучше, чем ничего).

3. Или если у Вас дошкольник/первоклашка ИЛИ хорошист с отстающим навыком говорения.

ИЩЕМ РЕПЕТИТОРА

Итак, если в Вашем случае проблема не в говорении, да и поиск друзей ребёнку не стоит в приоритете, стоит задуматься о поиске репетитора. Есть несколько способов поиска.

1. Сарафанное радио. Вполне вероятно, что кто-то из ваших одноклассников или просто знакомых уже занимается с репетитором, и их всё устраивает. Если это Ваш вариант – почему бы и нет, попросите контакт репетитора.

2. Нанять собственного учителя (или учителя параллельного класса) заниматься после основных уроков. Такой вариант подходит только тем, кого школьный учитель полностью устраивает, не хватает только времени на уроках уделить внимание именно вашему ребёнку. Я бы посоветовала подумать дважды: а не пытается ли ваш учитель вас обмануть? Не имитирует ли прогресс в оценке только лишь с целью заработать прибавку к зарплате? Ситуация скользкая, честно говоря.

3. Рекомендованный вариант: найти репетитора через профи.ру, авито, другие похожие сервисы, либо социальные сети. Достоинства: это самый реальный и быстрый вариант, это бесплатно для клиента. Недостатки: нет никакой гарантии, что у педагога окажется профильное образование. Честно говоря, даже нет гарантии, что вы впустите к себе домой или отправите ребёнка домой к честному, порядочному человеку. Тут мы переходим к вопросу о выборе репетитора, но сначала вынуждена озвучить одну важную вещь.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! НИКОГДА, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА НАЕДИНЕ С РЕПЕТИТОРОМ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЕТЕ ЕГО ДОСТАТОЧНО ХОРОШО. Для многих это очевидно, но поверьте – далеко не для всех. В моей репетиторской практике было много случаев, когда я приходила к ученику впервые, и дома был только ребёнок. Кроме того, родители заранее сообщали, что так будет. Даже учитывая, что на профи.ру для регистрации необходима копия паспорта – вы правда думаете, что это остановит мошенников? К сожалению, мы живём в очень непростое время. Более того, это большой стресс для ребёнка: пришла незнакомая тётя, а мама далеко. Стоять над душой весь первый урок я тоже настоятельно не рекомендую, но быть за стенкой (а ещё лучше, не до конца закрыть дверь в детскую) – советую.

При выборе репетитора неизбежно возникает вопрос: насколько важны образование и опыт работы? Что касается образования: спорный вопрос. Я – дипломированный переводчик, при этом уже 6 лет занимаюсь не переводами, а преподаванием. И считаю это своим преимуществом. Да, я не знаю теорию методик преподавания, но зато всегда могла общаться с детьми просто на равных - и они всегда шли навстречу. Я десятки раз слышала фразу «а зачем в школе так мудрят? Всё же так просто» от учеников. Видимо, какие-то минусы у следования методичкам всё-таки есть. Однако, если Вы иного мнения – не буду спорить.

Теперь, что касается возраста репетитора. Всё просто: чем больше Ваш ученик имеет проблем с дисциплиной, тем более зрелый репетитор Вам нужен. Несомненно, если исключения, когда трудного подростка способен «понять» только человек, который сам едва перестал быть подростком. Тем не менее, мой совет таков. Но Вы лучше всех знаете своего ребёнка, а потому сами можете предположить, как он поведёт себя с молодым студентом или зрелой преподавательницей.

И напоследок ещё небольшой совет: если в глубине души вы понимаете, что английский у Вас не в приоритете, и вы всё-таки будете порой отменять уроки (у ребёнка ведь и другие кружки, да и домашки много задают), не стоит нанимать репетитора старше 35 лет. На самом деле, подумайте: действительно ли вам нужен репетитор?

Надеюсь, я пролила свет на такую непростую тему, как дополнительное образование. Если остались вопросы – буду рада ответить на них в комментариях.