Найти тему

Из-за дефицита ГАЗ-24 «Волга» продавали на «черном» рынке: все особенности советской легенды

4,1K прочитали
ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно. Средняя цена «Волги» достигала 9000 рублей. В то же время, самый популярный автомобиль советского рынка ЗАЗ-968 стоил примерно в 3 раза дешевле. Именно на базе ГАЗ-21 впоследствии были выпущены последние экземпляры «Волги». То есть данную модель, но в модифицированном виде, выпускали до 2000-х годов.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-2

Особенности

ГАЗ-24 — это супердефицитный автомобиль, который на протяжении практически двух десятилетий оставался мечтой для большинства советских водителей. Но приобрести его могли немногие, и не только из-за завышенной цены. Горьковский автозавод поставлял большую часть собранных экземпляров «Волги» партийным чиновникам или лицам, приближенным к власти. Поэтому ею владели известные артисты, ученые и другие. Также автозавод часть собранных седанов отправлял в такси. Из-за таких ограничений стоимость автомобиля на «черном» рынке достигала астрономических сумм. Зарегистрированы случаи, когда «Волгу» продавали за 25 тысяч рублей. Несмотря на сказанное, обычные люди также владели этим автомобилем. ГАЗ-24 регулярно разыгрывали в качестве приза государственных лотерей.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-3

Популярности этой модели способствовали и другие ее особенности. ГАЗ-24 долгое время оставался самым крупным советским автомобилем. Это была фактически единственная машина в стране, в которой пассажиры могли разместиться с комфортом как спереди, так и сзади. Водительское сидение у седана было максимально приближено к левой двери. Поэтому в советских изданиях рассматривали возможность по запуску в производство 6-местной версии «Волги». Но Горьковский автозавод не стал даже разрабатывать подобный автомобиль. Этому, в частности, мешал рычаг, который размещался на полу. Но Горьковский автозавод выпустил немало специальных модификаций этой модели. Для такси он разработал версию ГАЗ-24-01. Отличительной особенностью данной модификации стал дефорсированный 85-сильный двигатель, который адаптировали под более дешевый бензин АИ-76. К слову, эту версию седана тоже выставляли на рынок. Но «Волга» из таксопарка имела большой пробег.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-4

Интерьер у седана был сравнительно простым, хотя по исполнению советская модель не уступала многим зарубежным аналогам того времени. В чем ГАЗ-24 выделялся на фоне других подобных автомобилей, так это в конструктивных особенностях передней панели. Она была скомпонована таким образом, что «Волгу» можно было очень быстро превратить в праворульную машину. Однако седан в таком исполнении выпустили в небольшом количестве. Но несмотря на это, Горьковский автозавод не менял компоновку передней панели. Также ГАЗ-24 долгое время оставался самым мощным советским автомобилем, который могли купить обычные люди, а не только партийные чиновники. Под капотом у седана скрывался 2,5-литровый двигатель, выдававший до 95 л.с. Однако такой мощности было недостаточно для динамичной езды, так как седан весил порядка 1,4 тонны. Двигатель, которым оснащался автомобиль, имел одну конструктивную особенность: водители часто размещали между головкой и цилиндром прокладку, благодаря которой уменьшалась степень сжатия. Это снижало мощность мотора. Однако такая прокладка позволяла перейти с 93-го бензина на 76-й.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-5

Под ГАЗ-24 инженеры Горьковского автозавода разработали гидровакуумный усилитель тормозов, который ранее не применялся на советских автомобилях. Этот агрегат не отличался высокой надежностью. Но благодаря его внедрению резко сократился тормозной путь. ГАЗ-24 выделялся на фоне других советских автомобилей и нестандартной компоновкой подкапотного пространства. Точнее, все компоненты здесь размещались максимально удобно. То есть во время ремонта владелец или слесарь могли добраться до любой детали, не прикладывая усилий.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-6

Несмотря на то, что ГАЗ-24 стал во многом лучше своего предшественника ГАЗ-21, он сохранил один его недостаток: шкворневую переднюю подвеску, которая не только не выдерживала нагрузок, но и требовала постоянной смазки. Зато «Волга» приобрела новую коробку передач с рычагом, которым можно было управлять двумя пальцами. Короткий и легкий ход облегчал вождение. Также седан мог похвастаться мягкой подвеской и отличной устойчивостью на прямой (даже зимой). С другой стороны, автомобиль не любил резких движений рулем, который приходилось интенсивно крутить при быстром маневрировании. «Волга» практически не менялась на протяжении всей своей истории. Поэтому уже в 1980-х годах стало понятно, что она не соответствует запросам рынка. Автомобиль не отличался динамикой, а при активной езде его двигатель быстро перегревался.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-7

История создания

Разработка ГАЗ-24 заняла много времени. Еще на начальном этапе конструкторы рассматривали разные варианты компоновки седана. Они сразу определились, что автомобиль будет оснащаться 2,5-литровым двигателем, которым комплектовался его предшественник ГАЗ-21. Но также инженеры решили опробовать на седане 3,3-литровый мотор V8 и дизельный агрегат. Кроме того, рассматривался вариант с двигателем объемом 5,53 литра. К разработке ГАЗ-24 приступили в 1961 году. Ответственным за создание автомобиля был Александр Невзоров, который в то время возглавлял Горьковский автозавод. Интересно то, что участники проекта на начальном этапе не имели представления о том, каким в действительности будет автомобиль. Например, они разрабатывали разный дизайн под каждый из заявленных двигателей. То есть версия ГАЗ-24, предназначенная для экспорта (ее планировали оснастить турбодизельным мотором), визуально должна была отличаться от той, что поставлялась на советский рынок.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-8

Разработка проекта заняла 4 года. В течение этого периода конструкторы и дизайнеры определились как с внешним видом, так и с техническими характеристиками автомобиля. То есть 4 года потребовалось только на то, чтобы понять, каким должен быть седан. Отчасти это объясняется тем, что в тот период Горьковский автозавод переживал масштабную модернизацию, благодаря которой предприятие получило много современного оборудования. К слову, за счет него инженеры и смогли воплотить проект ГАЗ-24 в виде серийного автомобиля.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-9

Несмотря на то, что советский седан был во многом уникальным, при его создании дизайнеры ориентировались на продукцию американского автопрома. Конструкторы вышли на завершающую стадию разработки только к 1967 году. Именно тогда они анонсировали появление автомобиля. Официальная презентация седана состоялась зимой 1968 года во время выставки, проходившей в Киеве. В течение двух последующих лет Горьковский автозавод выпустил 32 опытных и 215 серийных экземпляра ГАЗ-24. Полноценное производство данной модели стартовало только 15-го июля 1970 года. Во многом задержка с запуском сборки была обусловлена разразившимся в 1960-х года арабо-израильским конфликтом, из-за чего советская промышленность была вынуждена увеличить объемы выпуска военной техники.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-10

Легенды, связанные с ГАЗ-24

Среди таксистов в советское время ходили легенды, согласно которым Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-24 с двигателями V6 и V8. Этот миф отчасти был правдой. Такие моторы изначально планировали установить на данную модель. А двигатель V8 использовался на специальных модификациях седана, которые поставляли исключительно высшим чинам руководства страны. В частности, в силовых ведомствах использовался 5,5-литровый 195-сильный агрегат, обеспечивающий разгон до 200 км/ч. Также в СССР ходил миф, согласно которому Горьковский автозавод выпускал люксовую версию ГАЗ-24. Отличительной особенностью данной модификации была передняя оптика с двумя фарами по бокам. Такой миф, вероятно, появился из-за того, что предприятие рассматривало подобный вариант исполнения седана. Но дальше эскизов ГАЗ-24 с четырьмя передними фарами Горьковский автозавод не продвинулся.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-11

Советские автомобилисты говорили, что предприятие выпускало еще и полноприводную версию «Волги». Такой вариант автомобиля действительно был. Он создавался по спецзаказу, который поступил от Горьковского обкома. Автомобиль оснастили раздаточной коробкой и КПП от УАЗа, развернули задний мост и установили спереди, усилив лонжерон. В дополнение к этому инженеры изменили рулевые тяги и увеличили длину вала. В итоге Горьковский автозавод выпустил 5 экземпляров этой модели, получившей заводской индекс ГАЗ-24-95. Но полноценное серийное производство запущено не было ввиду того, что в действительности автомобиль получился неудобным.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-12

Помимо самого предприятия в разработке специальных модификаций занимались другие государственные структуры. В частности, в 1970-х годах Бронницкий «авторем» выпустил кабриолет на базе ГАЗ-24 с укрепленным Х-образным усилителем на днище. У такой машины правая боковая дверь была заварена. По слухам, этот вариант седана запретил выпускать Леонид Брежнев. Но в действительности генсек вряд ли интересовался подобными модификациями автомобилей.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-13

Технические характеристики

Длина ГАЗ-24 составляла 4735 или 4760 мм в зависимости от версии. Ширина седана достигала 1800 мм, высота — 1490 мм. Размер колесной базы равен 2800 мм, клиренса — 180 мм. Серийный седан оснащался 2,5-литровым двигателем карбюраторного типа, максимальная отдача которого составляла 95 л.с. Он дополнялся 4-ступенчатой механической КПП и сухим однодисковым сцеплением с гидравлическим приводом. Автомобиль с таким агрегатом мог разогнаться только до 145 км/ч. Блок цилиндров, его головка, впускной коллектор и поршни изготавливались из алюминия. Гильзы у этого мотора были сменными, что существенно упрощало его ремонт. Отличительной особенностью агрегата считалась высокая тяга, доступная при малых оборотах. Двигатель был адаптирован под разные смазочные материалы, в том числе низкого качества.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-14

ГАЗ-24 выделялся на фоне предшественника также благодаря:

  • синхронизированной КПП;
  • тормозной системой с раздельными приводами и самоотводящими цилиндрами;
  • заднеприводному стояночному тормозу;
  • заднем мосту с разрезным картером;
  • двухшарнирной карданной передаче.

В основе автомобиля лежали рессорные подвески с телескопическими амортизаторами. База седана отличалась простой, но надежной конструкцией. Тяги руля были расположены сзади. Все колеса дополнялись барабанными тормозными механизмами с автоматической регулировкой зазора.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-15

Производство

ГАЗ-24 — это продукт Горьковского автозавода, который занимался как разработкой, так и производством автомобиля. Советский седан серийной выпускался с 1970 по 1986 годы. Еще на стадии разработки конструкторы поняли, что для этой модели необходимо обновление производственного процесса. Причина кроется в том, что в конструкции автомобиля были задействованы материалы и технологии, которые ГАЗ ранее не применял. В итоге еще в 1966 году началась масштабная модернизация Горьковского автозавода, на которую ушло порядка 125 миллионов рублей.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-16

Под сборку «Волги» на предприятии была запущена новая конвейерная линия. Одновременно с этим проводились другие мероприятия, направленные на повышение качества автомобиля. В частности, автозавод смог освоить выпуск новых сортов пластических масс. На Заволжском предприятии впервые в истории мирового автопрома применили технологию литья алюминиевых сплавов под давлением, которые затем использовались при сборке моторов. То есть фактически под ГАЗ-24 запустили новое производство. За все время существования данной модели Горьковский автозавод выпустил порядка 1,5 миллиона экземпляров всех модификаций.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-17

Версии автомобиля

Помимо седана Горьковский автозавод выпускал несколько других модификаций. В 1972 году на рынок вышел универсал ГАЗ-24-02 с 7-местным салоном. Эта была первая подобная модель в СССР. Следующую создал «АвтоВАЗ», выпустив уже в России 7-местную Lada Largus. Стандартный ГАЗ-24 за время своего существования был несколько раз модифицирован. В 1970-х годах Горьковский автозавод периодически вносил точечные изменения, внедрив новые приборную панель, бамперы, внешние зеркала с электроприводом и другие детали. С 1985 года автомобиль начали оснащать мотором, который затем устанавливали на ГАЗ-24-10. Горьковский автозавод специально для такси создал новую модификацию седана, оснастив его газобаллонным оборудованием. Таких версий было 3: 2401, 24-11 и 24-17. Также предприятие выпускало 2 специальные модификации универсала, предназначенного для «Скорой помощи» или грузоперевозок.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-18

Была еще одна спецверсия, которая официально в СССР не продавалась. Горьковский автозавод создал ГАЗ-24-76 «Scaldia», который отправлялся исключительно на экспорт в Европу и ряд других стран. В конце 1970-х годов к такому седану был добавлен универсал ГАЗ-24-77. Экспортный вариант «Волги» собирался в Бельгии мелкой серией из машинокомплектов, которые поставлялись в Европу. Автомобиль в данном исполнении оснащался маломощным турбодизельным двигателем Peugeot, а тормозную систему для него позаимствовали у Rover. В 1990-х годах такой вариант ГАЗ-24 вернулся в Россию. Но в нашу страну поставляли преимущественно поддержанные версии седана с истекшим эксплуатационным ресурсом. Этим автомобилям требовалась масштабная модернизация, включающая замену двигателя.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-19

Кроме того, существовала еще спортивная версия «Волги». Ее появление во многим обязано конструктивными особенностями двигателя, благодаря которым его мощность удалось довести до 150 л.с. Под этой вариант ГАЗ-24 доработали шасси и уменьшили вес кузова. Горьковский автозавод серийной выпускал несколько модификаций автомобиля специального назначения, под капотом которого скрывался 5,53-литровый двигатель. Он сочетался с 3-ступенчатой автоматической КПП. Седан в этом исполнении использовался преимущественно силовыми ведомствами. Были и другие специальные модификации, в том числе с двигателями BMW и Ford, но их выпустили в небольшом количестве.

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-20

ГАЗ-24 сейчас

Советский седан во времена СССР был одним из самых желанных автомобилей. В этой модели было применено множество уникальных для того периода технических и конструктивных решений, которые получили дальнейшее развитие в будущих модификациях «Волги». Это, а также статус дефицитного автомобиля, во многом сделало ГАЗ-24 легендарным автомобилем. Простая конструкция, в том числе и мотора, привлекает внимание к советской модели и сегодня. Однако автомобиль потребляет слишком много топлива, он недостаточно удобный и простой в управлении. Поэтому ГАЗ-24 сейчас — это скорее коллекционная модель. Отчасти спрос на данный седан сегодня обусловлен ностальгией по советскому прошлому (фото: ГАЗ).

Читать на сайте: Из-за дефицита ГАЗ-24 «Волга» продавали на «черном» рынке: все особенности советской легенды

ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно.-21