Найти в Дзене
Турбины и Дизели

Паровые турбины «УТЗ» – передовое оборудование ХХI века

М. В. Лифшиц  заслуженный машиностроитель РФ, 
председатель совета директоров АО «Уральский турбинный завод»
М. В. Лифшиц заслуженный машиностроитель РФ, председатель совета директоров АО «Уральский турбинный завод»

Современные паровые турбины – высокотехнологичное оборудование ХХI века.
Энергия пара широко применяется во всем мире. Атомная энергетика, парогазовые и геотермальные электростанции, использование сбросного тепла промышленных предприятий, ТЭЦ на станциях по переработке промышленных и бытовых отходов - вот лишь малый перечень секторов активного применения паровых турбин сегодня и завтра.

О достижениях и планах Уральского турбинного завода, перспективах применения паровых турбин нам рассказал председатель совета директоров АО «Уральский турбинный завод» – Лифшиц Михаил Валерьевич.

Расскажите, пожалуйста, об итогах года.
Какой он был для вас?

Мы выполнили те задачи, которые перед нами стояли. Наши турбины мощностью от 30 до 250 МВт получили 11 электростанций. Реализован годовой план по модернизации производственных мощностей – это коснулось всех подразделений завода. Активно внедряется новое станочное оборудование для обработки роторов, обрабатывающие центры для комплексной работы на лопаточном производстве, 8-метровая карусель, портальный центр с ЧПУ для обработки корпусов турбин. На предприятии строится сборочный стенд для больших конденсационных турбин, создается производство малых высокооборотных турбин, и этим инвестиционные проекты не ограничиваются.

Продолжаем программу цифровизации, автоматизации процессов как проектирования, так и производства. Вместе с повышением производительности труда, для удовлетворения спроса, увеличиваем численность персонала и поддерживаем программу наставничества. Сегодня на заводе трудится более 1800 человек, при этом средний возраст работающих – 43 года. Мы создаем условия для роста и развития сотрудников в стенах завода, вкладываем силы и средства в талантливых студентов и школьников. Но при этом уделяем внимание и трудовым достижениям тех, кто давно является достойной частью, гордостью нашего трудового коллектива.

Мы живем в изменяющемся мире, и эти изменения несут в себе как риски, так и возможности. Сегодня защищенность рынка от поставщиков из недружественных стран и государственные меры стимулирования отечественного машиностроения – это возможности, а изолированность от конкуренции – это риск.


Отсутствие на рынке основного оборудования внешних игроков обусловливает временный высокий спрос. Не секрет, что рынок квалифицированных специалистов сильно «перегрет», что приводит, в том числе, к не всегда обоснованному росту зарплат. В сочетании с увеличением стоимости материалов и заготовок это сильно повышает себестоимость основного производства. Совокупность этих факторов ставит под угрозу главный показатель «здоровья» любого предприятия – конкурентоспособность и готовность к появлению новых зарубежных игроков у нас и к конкуренции с ними при экспортных поставках. Здесь важны и характеристики выпускаемой продукции, и ценовая маневренность, и способность адаптировать изделия к потребностям каждого конкретного заказчика. Поэтому крайне важно продолжать модернизацию, изучать конкурентную среду на наших традиционных рынках, корректировать свои шаги и планы, внедрять цифровые технологии, разрабатывать новые машины и смотреть за пределы традиционной генерации.

Какие направления развития вы видите?

Распределенная генерация, ESG-повестка и охрана окружающей среды – это вопросы, которые в наше время кажутся забытыми, но они неизбежно вернутся. Понятно, что сегодня период «зеленого хайпа» пошел на спад. Но в среднесрочной перспективе уже взвешенные подходы к рациональному производству и потреблению энергии вернут свою актуальность вместе с некоторым давлением на традиционную генерацию. В представлении достаточно большого количества отраслевых и сторонних специалистов паровая турбина находится где-то рядом с паровозом, пароходом или, скажем, со среднечадящей угольной электростанцией 1970–80-х годов. Этот образ, прямо скажем, не соотносится с реалиями ХХI века.

Давайте не забывать, что паровая турбина – это нечто большее.
Это часть комбинированного парогазового цикла, который некоторые специалисты считают самым эффективным способом производства электроэнергии. Это гигантское количество турбоприводов, приводимых в движение с помощью утилизации сбросного тепла крупных предприятий.
Это возможность термической переработки промышленных и бытовых отходов. Например, в Швейцарии по всей стране работают около
30 энергоблоков, обеспечивая теплом жилые дома Цюриха, Берна, Люцерна и многих других городов. Сейчас модернизированные под утилизацию отходов ТЭЦ загружены примерно на 70%, и страна охотно покупает отходы у соседей. Каждый 10-й контейнер с отходами, подлежащими переработке, прибывает
из-за рубежа. В итоге швейцарцы получают прибыль от чужих отходов трижды: сначала за их прием, потом за вторсырье, а затем еще и за энергию!

В цехах Уральского турбинного завода
В цехах Уральского турбинного завода

Это экологически чистые малые атомные энергоблоки. Ведь малый блок заменяет любую отработавшую свой ресурс электростанцию,
не требуя строительства дополнительной инфраструктуры – соответственно, без нагрузки на окружающую среду. Это распределенная генерация на местных источниках низкокалорийного топлива, будь то отходы сельхозпредприятия или иловый осадок очистных сооружений. Такой подход очень активно реализуют наши индийские коллеги.


Это геотермальные источники. Наши соседи по Черному морю развивают геотермальную энергетику. В Турции установленная мощность геотермальных станций составляет практически 1,7 ГВт, с потенциалом до 5 ГВт.
Таким образом, все перечисленное – это абсолютно конкурентная территория, требующая усилий специалистов самого широкого диапазона, начиная от конструкторов и заканчивая маркетологами. Это требует новых технологических партнерств, цепочек поставок и сбытовых альянсов. Вы видите количество задач, которые перед нами стоят. Работы много, и коллективу УТЗ есть куда стремиться.