Новости о круизах последних лет были чересчур переполнены тревожными историями о вспышках коронавируса и пассажирах, то и дело «падающих» за борт. А еще на память приходят журналистские опусы о разного рода домогательствах и нетрезвых драках…
Возникает естественный вопрос:
А так ли уж безопасны круизные лайнеры, как их рекламируют в рекламных роликах и буклетах?
Можно, конечно, возразить: мол, какой сегодня смысл говорить о больших кораблях, дальних странах, многодневных круизах ― где все это и когда вернется?
Вернется непременно. Поэтому сегодняшние мысли ― о реальных «историях» пассажиров круизных лайнеров, результатом которых стали испорченные впечатления от путешествий.
Безопасны ли круизные лайнеры?
Сначала о формальной стороне дела.
Все современные суда оснащены самым передовым навигационным оборудованием, то есть о волнах, баллах и штормах можно не волноваться.
- Аварийные ситуации в машинном отделении редки и происходят, как правило, незаметно для пассажиров. На кораблях работают целые команды инженеров и механиков, которые устраняют возможные неполадки на месте, а все члены экипажа обучены действиям в нестандартных ситуациях.
- Мостик — главный центр управления лайнером — постоянно поддерживает связь с береговыми командами, которые, если потребуется, окажут необходимую помощь.
Другое дело, что круизы не застрахованы от несчастных случаев, болезней и неадекватных личностей, купивших билеты и поднявшихся на борт.
В связи с этим, предлагаем несколько советов о том, как «застраховаться» от неприятностей на борту, а также ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с собственной безопасностью.
1. Храните драгоценности, паспорта, кошельки, телефоны и прочие ценные предметы в сейфе своей каюты. Не оставляйте их без присмотра в общественных местах. Даже на минуту.
2. Внимательно следите за своей карточкой-ключом. Обращайтесь с ней так же, как с кредитной картой или ключами от номера отеля. Она не только предоставляет доступ в каюту, а еще служит «кредиткой» для оплаты покупок на борту. Если в какой-то момент вы не можете ее найти или не помните, куда положили, немедленно сообщите в службу поддержки пассажиров. Вашу старую карту заблокируют и выдадут новую.
3. Не приглашайте незнакомых людей в свою каюту. Более того, не сообщайте случайным собеседникам номер каюты и не делитесь с кем попало личной информацией. Если вы путешествуете в одиночку, постарайтесь это не афишировать.
4. Следите за детьми. Понятно, что с корабля никуда не деться, но позволять маленьким детям самостоятельно бродить по кораблю без сопровождения взрослых или воспитателей детского клуба не только потенциально небезопасно. Шумная бегающая малышня как правило раздражает других пассажиров. Особенно тех, что без детей.
5. Будьте аккуратны с алкоголем. Чаще всего именно он становится причиной того самого неадекватного поведения. «Смелость» вызывает желание зайти куда нельзя или перелезть через перила со всеми вытекающими последствиями. Это же в разы повышает шансы нарваться на конфликт или остаться без кошелька в кармане. Да и следующий день наверняка будет испорчен.
6. Никогда не заходите в зоны на корабле, предназначенные только для персонала, даже из любопытства. Во-первых, это в большинстве случаев просто опасно для жизни, ну и не забывайте, что за это могут немедленно снять с круиза.
7. Относитесь к незнакомцам точно так же, как и в любой другой обстановке. Не думайте, что все участники путешествия заслуживают доверия: большинство ― да, но некоторые точно нет.
Есть ли полиция на круизных лайнерах?
Сотрудники полиции в круизе больше похожи на охранников. Многие из них служат в правоохранительных органах и в вооруженных силах.
Круизные охранники имеют право разнимать драки и ликвидировать любые проявления враждебности, пьянства и другого неподобающего поведения пассажиров. Также в их обязанностях помещать буйных, склонных к насилию, и вообще опасных пассажиров в судовую тюрьму ― такая есть на каждом судне.
За серьезные нарушения правил грозит снятие с круиза в следующем порту захода и сдача местной полиции.
Кстати, из-за сложности морского законодательства заранее трудно предугадать, какая именно страна обладает юрисдикцией в отношении преступлений, совершаемых в международных водах.
Насколько просто упасть за борт?
Выпасть за борт круизного лайнера, конечно, можно, но для этого надо постараться. Для безопасности пассажиров балконы в каютах и открытые палубы оборудованы перилами высотой примерно по грудь человеку среднего роста. Под перилами установлены прочные панели из оргстекла или металла. В общем, если не прыгать за борт, проблем точно не будет.
По статистике, большинство людей оказываются за бортом потому, что были сильно нетрезвы, или оказались в запретных зонах, или откровенно чудили: стояли на перилах, перелезали с балкона на балкон и т. п.
Невозможно просто поскользнуться на мокрой палубе или споткнуться о дверной косяк, чтобы в результате свалиться в воду с высоты пятиэтажного дома.
Достаточно ли на круизных лайнерах спасательных шлюпок?
Круизные лайнеры обязаны обеспечить каждого пассажира местом в спасательной шлюпке.
После крушения «Титаника» и гибели людей морское сообщество разработало четкие стандарты безопасности. В соответствии с SOLAS ― международным договором о безопасности на море, разработанным Международной морской организацией, пассажирские суда теперь должны иметь достаточное количество спасательных шлюпок для всех пассажиров. Каждая оснащена навигационным оборудованием и средствами связи, а также предметами первой необходимости ― всем чем нужно для выживания до прибытия помощи.
Кроме того, перед началом каждого рейса на судах проводится общий инструктаж для всех пассажиров, в том числе для «опытных» и «бывалых». Во время учебной тревоги туристы узнают, что делать и куда бежать в случае возникновения чрезвычайной ситуации, как отличить сигнал тревоги от других, где взять и как правильно надеть спасательный жилет.
Кстати, жилетов на судне тоже хватит на всех, в том числе на детей и домашних животных.
Если я заболею во время круиза
Заболеть во время круиза вполне реально, как и в любом другом месте.
До пандемии самой большой угрозой здоровью на судах был норовирус, который вызывает желудочно-кишечные проблемы.
После паузы, связанной с коронавирусом, круизные лайнеры еще больше усилили свои протоколы, включили в них меры защиты от переносимых по воздуху патогенных микроорганизмов, усовершенствовали системы фильтрации воздуха, расширили штат медицинского персонала.
Лучший способ избежать заражения и передачи микробов давно известен ― чаще мыть руки, особенно перед едой.
Кстати, ставшие в последнее время популярными санитайзеры, которых на любом судне в избытке, не могут заменить тщательное и частое мытье рук.
Если вы почувствовали недомогание перед посадкой, лучше отказаться от круиза. Но как это сделать, если не оформили страховку заранее?
На весах, в общем, свои собственные деньги и здоровье других путешественников.
Есть ли на круизных лайнерах врач?
Да, на борту всех крупных круизных лайнеров есть обученный медицинский персонал, обычно это врачи и медсестры. Многие операторы увеличили число медицинских работников на своих судах после COVID-19.
Медицинские центры круизных лайнеров имеют все необходимое для оказания базовой помощи при несчастных случаях, внезапных заболеваниях и чрезвычайных ситуациях: морская болезнь, порезы, ушибы, недомогания.
Понятно, что это не полноценные стационары, на судне нет операционных и возможностей для сложного лечения. Но до ближайшей больницы можно «перележать» под присмотром докторов, в том числе в инфекционных изоляторах.
Нужно иметь в виду, что медицинские услуги на круизных судах ― дело дорогостоящее. Как правило, они не покрываются обычной страховкой, поэтому всегда уточняйте у своей страховой компании, какой именно полис вам нужен в круизе.
Кстати, в отличие от морских круизных лайнеров на большинстве речных судов нет медицинского персонала, ведь берег всегда рядом.