Постконтроль - это механизм взаимодействия между таможенными структурами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Его основная цель заключается в мониторинге и анализе больших объемов данных, таких как таможенные декларации, транспортные документы, дополнительная информация, запрашиваемая у участников ВЭД и государственных органов, а также банковских организаций.
Таможенный постконтроль
Таможенный постконтроль - это процедуры таможенного наблюдения, которые проводятся после выпуска товаров и направлены на проверку деятельности участников внешнеэкономической деятельности и их соблюдение таможенного законодательства.
Для обеспечения беспрепятственного перемещения товаров через границу страны необходимо иметь полный набор документов по международной сделке и правильно рассчитать таможенную стоимость. Это определяется декларантом и влияет на размер таможенных пошлин и сборов.
Постконтроль в системе таможенного контроля включает в себя тщательное сопоставление заявленных сумм с статистическими данными о стоимости единицы товара по странам и регионам ($/кг). Если поступает информация о недостоверности цены товара, уполномоченные органы принимают решение о корректировке таможенной стоимости (КТС). Это одно из направлений постконтроля.
Корректировка таможенных взносов - это процедура изменения цены на импортируемые товары в таможенной декларации. Причинами для внесения изменений могут быть:
- Недостаточное обоснование выбора метода расчета таможенной стоимости;
- Стоимость товара ниже уровня риска и ценовых компонентов;
- Цена товара выше уровня риска, указанного другими участниками ВЭД при импорте аналогичного товара;
- Обнаружение связи между участниками процесса и низкой ценой товара;
- Ошибки, опечатки или несоответствие заявленной информации в декларации имеющимся данным;
- Отсутствие расчета обязательных параметров.
Возможность внесения исправлений в информацию, указанную в декларации на товары, может быть инициирована как декларантом, так и таможенным органом на различных этапах проверки.
Согласно Федеральному закону "О таможенном регулировании" ФЗ-289 от 03.08.2018, отдельная форма решения о корректировке таможенной стоимости была отменена. Решение о внесении изменений в информацию, указанную в декларации на товары, принимается уполномоченными представителями.
В этом решении сотрудники таможни подробно описывают аргументы, подтверждающие необходимость внесения исправлений. Уполномоченный орган изменяет информацию о полученных документах или обосновывает свою позицию относительно информации, влияющей на подтверждение цены товара.
Таможенные органы активно внедряют современные средства и технологии, такие как использование Big Data для хранения и обработки больших объемов информации, телематика и облачные технологии. Эти инновации способствуют улучшению механизмов проверки и цифровизации процессов таможенного оформления.
Таможенный постконтроль - это проверка, проводимая уполномоченным органом после выпуска товаров. Она направлена на проверку соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности международных соглашений, актов и норм законодательства.
В рамках постконтроля проверяются следующие лица:
- Декларант, который декларирует товары, либо его представитель;
- Перевозчик, включая таможенного перевозчика, который осуществляет транспортировку товаров, подлежащих декларированию. Задача перевозчика - доставить товар в установленные сроки;
- Лицо, временно хранящее грузы в специально выделенных помещениях и территориях, не являющихся складами временного хранения;
- Таможенный представитель или брокер, который выступает в качестве посредника между грузоотправителем/грузополучателем и таможней. Брокер участвует от имени своего клиента в таможенных процедурах и предоставляет необходимые услуги для выпуска товаров в свободное обращение на территории Таможенного союза;
- Лицо, которому передаются права на товар после его выпуска;
- Уполномоченный экономический оператор, который является компанией со специальным статусом и имеет право на определенные упрощения при таможенном оформлении.
Однако не все участники внешнеэкономической деятельности подлежат проверке. В зоне риска находятся недобросовестные участники ВЭД.
Основные пункты, которые чаще всего проверяются, включают:
1. Корректность размещения товарной партии под таможенную процедуру.
2. Подлинность информации, указанной в таможенной декларации и материалах дела.
3. Соблюдение ограничений, связанных с применением режима условно выпущенных товаров.
4. Выполнение обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС, для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела.
5. Соответствие юридического лица условиям для включения в реестр уполномоченных экономических операторов и другие аналогичные требования.
Если в процессе таможенного оформления инспектор пропустит какие-либо несоответствия, то постконтроль, который может быть проведен даже спустя три года после выпуска товара, позволит выявить нарушения и привлечь к ответственности виновное лицо. Реализация данного механизма приводит к постепенному сокращению числа недобросовестных участников и повышению числа честных внешнеэкономических сделок.
Кому необходим контроль после выпуска товара?
Контроль после выпуска товара улучшает эффективность таможенных проверок, поскольку инспекторы имеют доступ к большому объему данных и могут анализировать информацию в спокойной обстановке. Постконтроль после выпуска товаров проводится на основе информации, указывающей на возможные нарушения таможенного законодательства. В результате таких проверок выявляются нарушения, инициируются административные и уголовные дела.
Одной из основных целей постконтроля является привлечение средств в казну путем пересчета цены товара, наложения штрафов и уплаты пеней в результате контрольных мероприятий. Таким образом, таможенные органы формируют доходную часть федерального бюджета.
Уполномоченный орган организует контроль с целью проверки информации, подтверждающей факт выпуска товаров. Этот контроль проводится для товаров, находящихся на таможенной территории, если имеется информация о том, что они были ввезены на таможенную территорию, но находятся там с нарушением международных договоров и актов регулирования.
Какие плюсы для участников ВЭД?
Таможенные органы получают следующие преимущества от проведения постконтроля:
1. Улучшение качества работы в области правоохранительной деятельности и фискальной функции.
2. Повышение экономической эффективности таможенного контроля.
3. Увеличение грузопотока и улучшение репутации таможни.
4. Сокращение использования бумажной документации.
Для участников внешнеэкономической деятельности преимущества таможенного контроля после выпуска товаров включают:
1. Сокращение времени оформления и выпуска товарной декларации.
2. Возможность авторегистрации и автоматического выпуска товаров.
3. Минимизация количества досмотров и проверок.
4. Снижение затрат для участников внешнеэкономической деятельности.
5. Цифровизация документооборота и уменьшение использования бумажной документации.
Проведение контроля после выпуска товаров позволяет сократить расходы бизнеса на этапе ввоза. Одновременно с этим, постконтроль несет значительные риски для недобросовестных декларантов.
Что нужно знать участникам ВЭД?
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с осуществлением экспортных и импортных процедур. Ее суть заключается во взаимодействии экономических субъектов, представляющих различные государства. Соблюдение норм законодательства является важным аспектом, поскольку невыполнение требований может привести к наложению штрафов на компанию.
Санкции административного характера, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, устанавливаются для нарушителей, предоставивших недостоверные сведения в декларации. Согласно статье 16.2 КоАП РФ, нарушитель обязан заплатить штраф, который рассчитывается от стоимости декларируемого товара. Размер штрафа может составлять от половины стоимости товара до двукратной его цены. Также предусмотрены иные санкции в зависимости от характера нарушений.
Перечень запрещенных к ввозу товаров регулируется решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 "О мерах нетарифного регулирования". Важно избегать перевозки таких запрещенных грузов через границу.
Процесс таможенного наблюдения после выпуска товара связан с рисками и проблемами для участников внешнеэкономической деятельности, включая возможность доначисления платежей по корректировке таможенной стоимости, возможность возбуждения дела об административном правонарушении, отсутствие учета возможных расходов, риск доначисления сумм, способных привести к банкротству организации, а также вероятность возбуждения уголовного дела в отношении руководителя предприятия при наличии признаков неуплаты платежей.
Документы, необходимые для учета внешнеэкономических сделок в целях экспортного контроля, должны храниться в течение пяти лет, если иной срок не установлен законодательством РФ. Нарушение этого порядка также может привести к возбуждению административного производства.
Развитие и улучшение таможенного контроля после выпуска товаров является одной из основных задач таможенной службы. Ее целью является предотвращение и предупреждение нарушений международного, союзного и национального законодательства в области таможенной координации.
Допустимые сроки проведения проверки составляют до трех лет с момента наступления соответствующих обстоятельств.
Сотрудничество с надежными и опытными агентами в ВЭД позволяет обеспечить более эффективное выполнение требований таможенного контроля и соблюдение норм международного, союзного и национального законодательства.
Опытные сотрудники компании SinoImport® обладают глубокими знаниями и пониманием процессов таможенного контроля, что помогает предотвратить возможные нарушения и минимизировать риски дополнительных платежей и административных штрафов, что способствует более успешному и безопасному осуществлению внешнеэкономической деятельности.