Прежде всего хочется отметить, что данная статья - мнение автора, и оно может не соответствовать истине, ведь всякое мнение - есть субъективное видение предмета с какой-то одной его стороны;
Наверное каждый слышал такую фразу «молиться за людей - что кро..ь проливать» (из-за алгоритмов дзеновских приходится «запикивать» некоторые слова. прим. Автора). Это изречение принадлежит преподобному Силуану Афонскому.
Но для того , чтобы разобраться с этим вопросом начнём по порядку.
Молитва - что это такое? И для чего люди молятся?
Молитва есть общение и единение человека с Богом.
Так сказал св. Иоанн Лествичник.
Общение - это диалог, и предусматривает ответы. Человек спрашивает, просит Бога о чём-то, благодарит и на все это Господь отвечает Своим Промыслом.
А когда человек начинает молиться о другом ? Просить Бога, чтобы Он помог другому человеку, утешил ,направил, сохранил его?
Мотив - это любовь к ближнему и упование на Божью помощь;
Мы хотим, чтобы у нашего ближнего все было хорошо , чтобы он был счастлив.
По-крайней мере, если и не счастлив в мирском понимании этого слова, но чтобы тот человек, о которым мы молимся, был под особым наблюдением Божиим, ибо Господу мы доверяем и верим, что пути Его ко благу приведут (хоть , порой нам и навсегда они кажутся благими).
Итак, как говорит архимандрит Кирилл Павлов:
Лучшая форма любви испокон веков одна - и это молитва;
Какова же Воля Божия о молитве за других людей?
На страницах Священного Писания мы можем увидеть:
⏺Молитесь за обижающих вас. (Лк.6:28)
⏺И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)
⏺Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. (1Тим.2:1)
Тогда почему же преподобный Силуан Афонский говорит о молитве так, что становится даже страшно от его слов - почему кр..вь? Почему проливать?
Опасность молитвы за других
Можно также услышать и такие фразы «когда мы молимся за другого, мы берём на себя часть его проблем и горестей»- мне кажется, так думать или говорить - это неправославно и суеверно.
А вот огрести новых проблем и горестей - это возможно, и вот почему.
Когда мы молимся о другом человеке , особенно это справедливо, если этот человек близок к погибели (например, нар…ком..@ния, богохульство, ворожба и другие тяжёлые духовные недуги), то кто на нас обращает внимание прежде всего? Тот, у кого мы своими «просьбами» к Богу вырываем добычу из пасти - лукавый. Все идёт у него как по-маслу, и тут преграда, «нашёлся тут , понимаешь, молитвенник».
Начинается борьба… подкидывает тебе проблем лукавый, чтобы прекратил свои чаяния о другом человеке.
Итак какие можно сделать выводы? молитва за другого человека , особенно если он находится в Богоотречении - это битва с лукавым;
Что же делать?
И здесь есть два пути - или ты трусишь, отступаешь или терпишь и сражаешься до победы.
Собственно выбор пути и говорит о глубине и силы любви к человеку- готов ли ты сражаться до конца? Готов ли побороть козни лукавого?
Если боишься - то, выходит что обманываешься сам в себе , нет любви в сердце твоём к ближнему, ибо:
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Ин.4:18)
Чтобы выстоять в этой битве , нужно быть воином. Непросто воином, а Христовым Воином; А где мы соединяемся со Христом? В Таинстве Причащения.
Если человек причащается, участвует в церковных Таинствах, исполняет волю Божию - тогда уже он более способен устоять в духовной брани с лукавым.
Некоторые священники вообще не советуют о других молиться , дескать спаси себя самого, о таком «споре мнений» батюшек я писала здесь:
Рассуждая о молитве за ближнего , нельзя и не упомянуть о ее мере (с православного портала азбука.ру):
Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил.
Важна мера нашей молитвы. Одно дело - помянуть на утренней молитве, другое дело - брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.
Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.
Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.
Выводы:
Молиться за других не только можно, но и необходимо , ибо в этом проявляется и следование Воли Божьей и любовь ко ближнему, но делать это необходимо с рассуждением и под Божьим покровом, живя церковной христианской жизнью;
Чтобы не пропустить новые публикации -не забудьте подписаться.
Спасибо за Ваши комментарии и отклик
Ищите Бога!
Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе!