Найти тему

Можно ли молиться за других людей?

Оглавление

Прежде всего хочется отметить, что данная статья - мнение автора, и оно может не соответствовать истине, ведь всякое мнение - есть субъективное видение предмета с какой-то одной его стороны;

Фото с открытых источников. Правда - это одна из граней Истины.
Фото с открытых источников. Правда - это одна из граней Истины.

Наверное каждый слышал такую фразу «молиться за людей - что кро..ь проливать» (из-за алгоритмов дзеновских приходится «запикивать» некоторые слова. прим. Автора). Это изречение принадлежит преподобному Силуану Афонскому.

Но для того , чтобы разобраться с этим вопросом начнём по порядку.

Молитва - что это такое? И для чего люди молятся?

Молитва есть общение и единение человека с Богом.

Так сказал св. Иоанн Лествичник.

Общение - это диалог, и предусматривает ответы. Человек спрашивает, просит Бога о чём-то, благодарит и на все это Господь отвечает Своим Промыслом.

А когда человек начинает молиться о другом ? Просить Бога, чтобы Он помог другому человеку, утешил ,направил, сохранил его?

Мотив - это любовь к ближнему и упование на Божью помощь;

Мы хотим, чтобы у нашего ближнего все было хорошо , чтобы он был счастлив.

По-крайней мере, если и не счастлив в мирском понимании этого слова, но чтобы тот человек, о которым мы молимся, был под особым наблюдением Божиим, ибо Господу мы доверяем и верим, что пути Его ко благу приведут (хоть , порой нам и навсегда они кажутся благими).

Итак, как говорит архимандрит Кирилл Павлов:

Лучшая форма любви испокон веков одна - и это молитва;
Молитва за других - это форма любви . Фото из открытых источников
Молитва за других - это форма любви . Фото из открытых источников

Какова же Воля Божия о молитве за других людей?

На страницах Священного Писания мы можем увидеть:

⏺Молитесь за обижающих вас. (Лк.6:28)
⏺И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)
⏺Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. (1Тим.2:1)

Тогда почему же преподобный Силуан Афонский говорит о молитве так, что становится даже страшно от его слов - почему кр..вь? Почему проливать?

Опасность молитвы за других

Можно также услышать и такие фразы «когда мы молимся за другого, мы берём на себя часть его проблем и горестей»- мне кажется, так думать или говорить - это неправославно и суеверно.

А вот огрести новых проблем и горестей - это возможно, и вот почему.

Когда мы молимся о другом человеке , особенно это справедливо, если этот человек близок к погибели (например, нар…ком..@ния, богохульство, ворожба и другие тяжёлые духовные недуги), то кто на нас обращает внимание прежде всего? Тот, у кого мы своими «просьбами» к Богу вырываем добычу из пасти - лукавый. Все идёт у него как по-маслу, и тут преграда, «нашёлся тут , понимаешь, молитвенник».

Начинается борьба… подкидывает тебе проблем лукавый, чтобы прекратил свои чаяния о другом человеке.

Итак какие можно сделать выводы? молитва за другого человека , особенно если он находится в Богоотречении - это битва с лукавым;

Что же делать?

И здесь есть два пути - или ты трусишь, отступаешь или терпишь и сражаешься до победы.

Собственно выбор пути и говорит о глубине и силы любви к человеку- готов ли ты сражаться до конца? Готов ли побороть козни лукавого?

Если боишься - то, выходит что обманываешься сам в себе , нет любви в сердце твоём к ближнему, ибо:

 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Ин.4:18)

Чтобы выстоять в этой битве , нужно быть воином. Непросто воином, а Христовым Воином; А где мы соединяемся со Христом? В Таинстве Причащения.

Если человек причащается, участвует в церковных Таинствах, исполняет волю Божию - тогда уже он более способен устоять в духовной брани с лукавым.

Некоторые священники вообще не советуют о других молиться , дескать спаси себя самого, о таком «споре мнений» батюшек я писала здесь:

Рассуждая о молитве за ближнего , нельзя и не упомянуть о ее мере (с православного портала азбука.ру):

Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. 
Важна мера нашей молитвы. Одно дело - помянуть на утренней молитве, другое дело - брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.
Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.
Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

Выводы:

Молиться за других не только можно, но и необходимо , ибо в этом проявляется и следование Воли Божьей и любовь ко ближнему, но делать это необходимо с рассуждением и под Божьим покровом, живя церковной христианской жизнью;

Чтобы не пропустить новые публикации -не забудьте подписаться. 

Спасибо за Ваши комментарии и отклик

Ищите Бога!

Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе!