Найти тему
Светлана Дьяконова

Виниловые истории. Последний шанс

Оглавление

Здравствуйте! С вами Александр Одинцов, и я принёс две пластинки из своей коллекции - одну большую и одну маленькую.

И жизнь проходит предо мной

С творчеством коллектива "Последний шанс", которому сегодня будет посвящён мой рассказ, я познакомился в далёком детстве. А вот само название "Последний шанс" до относительно недавнего времени мне ни о чём не говорило. Как же такое могло произойти? Сейчас расскажу, но начну издалека.

В Советском Союзе издавались несколько журналов, к которым в качестве аудиосопровождения прилагались гибкие пластинки. Самым известным и популярным из них был "Кругозор", на музыкальные страницы которого зачастую попадали записи (как отечественные, так и зарубежные), которые не издавались на виниле. Причём журнал был так смоделирован и свёрстан так, что пластинки можно было слушать, не вырезая из журнала.

Пластинка из личной коллекции Александра Одинцова.
Пластинка из личной коллекции Александра Одинцова.

Журнал "Клуб и художественная самодеятельность" ценился поклонниками бардовской песни, так как на гибкие пластинки, прилагаемые к нему, часто попадали песни этого жанра.

Но что-то я заболтался. Самое время послушать одну из песен группы "Последний шанс".

Группа "Последний шанс" - "Спляши, цыганка, жизнь мою!"

(А. Самойлов - А. Блок)

Безоблачным утром, в начале июня

А для детей издавался журнал "Колобок". К нему также прилагались две гибкие пластинки с записями сказок и детских песен. Фирма грамзаписи "Мелодия" выпускала некоторые из этих пластинок в виде отдельных изданий на виниле в серии "Звуковые страницы детского журнала Колобок".

Пластинка из личной коллекции Александра Одинцова.
Пластинка из личной коллекции Александра Одинцова.

В детстве у меня было несколько пластинок этой серии, и самым любимым из них стал миньон, одну сторону которого занимала музыкальная история "Башмачный кораблик", а на вторую - композиция "Забавные животные". В качестве исполнителей указывалось инструментально-вокальное трио: В. Щукин, А. Самойлов и С. Рыженко. Эти три исполнителя и есть "золотой" состав группы "Последний шанс". Видимо, редакторам "Мелодии" по какой-то причине не понравилось название, и они предпочли просто перечислить имена музыкантов.

А наибольшее впечатление на меня тогда произвела вот эта песня.

Группа "Последний шанс" - "Кисуня и Крысуня"

(В. Щукин - М. Яснов)

Пони - это значит много. А она совсем одна

История группы "Последний шанс" началась в конце 1975 года, когда встретились два одарённых музыканта и композитора - Владимир Щукин и Александр Самойлов. Вскоре они уже в акустическом звучании репетировали песни, основой для которых стали стихи известных поэтов, в том числе и детских (Юнна Мориц, Даниил Хармс, Генрих Сапгир и многие другие).

Название у дуэта появилось после того, как Александру Самойлову попалось на глаза высказывание знаменитого джазового музыканта Тэда Джонса:

Каждый концерт надо играть как последний.

И группа "Последний шанс" решила выкладываться в каждом выступлении так, как будто это их последний шанс.

В следующем году к дуэту добавились два музыканта - гитарист Владимир Леви (он недолго пробыл в составе группы и уехал в Ленинград создавать свой "Тамбурин") и скрипач Сергей Рыженко.

Группа "Последний шанс".
Группа "Последний шанс".

Именно трио Щукин - Самойлов - Рыженко и добилось пика популярности в конце 1970х - начале 1980х годов под названием "Последний шанс".

Группа "Последний шанс - "Пони"

(В. Щукин - М. Яснов)

Ищу вас сорок тысяч лет

По выходным музыканты выступали в кинотеатре "Баррикады" перед началом детских фильмов, и вскоре их концерты стали привлекать публику не меньше, чем сами киносеансы. В своих выступлениях музыканты использовали элементы театрализации, пантомиму, играли на разных музыкальных (и не очень) инструментах.

Будучи акустическим коллективом, "Последний шанс" был очень мобилен, музыканты могли выступать в любых, даже самых непритязательных условиях и неоднократно принимали участие в различных бардовских сборах и слётах.

Стиль группы очень тяжело поддаётся классификации, коллектив существовал на стыке авторской (бардовской) песни и рок-музыки, а Александр Самойлов определил направление творчества как "музыкально-сценические игры".

Однако, несмотря на успех, среди музыкантов нарастали противоречия. В 1979 году группу покинул Владимир Щукин (пару лет спустя он вернётся ненадолго), а в 1980 году Сергей Рыженко (будет возвращаться неоднократно, успев в промежутках создать собственную группу "Футбол", а также поучаствовать в огромном количестве отечественных рок-ансамблей). 

Главной движущей силой "Последнего шанса" становится Александр Самойлов, но вернуть популярность группы на прежний уровень ему не удаётся, даже несмотря на то, что в 1990 году "Мелодия" выпускает диск-гигант группы.

Группа "Последний шанс" - "Кофейня"

(В. Щукин - Ю. Мориц)

Однако, вопреки всему, группа "Последний шанс" не прекращает своё существование и смело шагает в новый век. Постоянной творческой единицей и главным двигателем коллектива остаётся Александр Самойлов, к нему присоединяются сессионные музыканты, а иногда и Сергей Рыженко. Последний по времени альбом под маркой "Последний шанс" вышел в свет в 2016 году, а концерты (уже не такие частые, как раньше) по-прежнему собирают преданных поклонников коллектива.

На этом у меня на сегодня всё.

Светлана: Спасибо Александру за такой интересный рассказ. Я решила, что будет как раз удобно этой публикацией поздравить нашего активного читателя Старого хрыча с Юбилеем!

Ура! Поздравляем! Жизнь продолжается! Здоровья вам, жизненной энергии и оптимизма!