Найти тему
Римма Кан

«Читаем» картину Ильи Репина «Садко»

Художник: Илья Ефимович Репин

Годы жизни: 1844-1930

Гражданство: Россия

Стиль живописи: Реализм 

Название картины: «Садко»

Жанр: Сказочно-былинный

Стиль: Реализм

Год: 1876

История создания картины (связь картины с жизнью художника): Заказ поступил от Великого князя Александра, будущего императора Российской Империи - Александра III. На создание картины Репина вдохновила русская былина о Садко - молодом гусляре из Великого Новгорода. Для того, чтобы полотно получилось максимально реалистичным, художник изучал подводную среду, он посетил Нормандию, берлинский морской аквариум, лондонский хрустальный дворец. Работа над картиной велась в Париже, и по неподтвержденным данным, морское дно художник рисовал в парижском океанариуме. Виктор Михайлович Васнецов позировал для образа Садко.

Былина, ставшая основой сюжета (краткое изложение): В далекие времена, на Руси, в Великом Новгороде, жил гусляр, звали его Садко. Он был молод и беден, все его состояние – это яровые гусли, на которых он виртуозно играл, зарабатывая себе на жизнь. И вот однажды, на берегу Ильмен-озера, когда он, играя на гуслях, заглушал свою печаль по бедности, его музыку услышал Морской царь, которому очень понравилось исполнение Садко. С помощью Морского царя гусляр разбогател, стал знатным купцом. Но однажды, его непомерная гордыня сыграла злую шутку, он проиграл в споре с другими купцами почти все свое состояние. Чтобы заглушить свою обиду, Садко отправляется на корабле в путешествие. Но тут разразилась страшная буря, гусляр понимает, что это на него гневается Морской царь и чтобы спасти свою команду, он отправляется на морское дно, где играет на гуслях в угоду Морского царя, а тот, пустившись в пляс, вызывает на море невиданный шторм, потопивший немало кораблей.

На Руси все молятся Николе Можайскому для успокоения моря. Святой, явившись Садко сказал, чтобы тот заканчивал игру. Садко возразил, что не может ослушаться Морского царя. Никола дал совет: порвать струны и, в случае, если Морской царь прикажет жениться, из предложенных невест выбрать самую последнюю - Чернавушку. Садко так и сделал. Шторм утих. Морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту: пред ним предстают трижды по триста писаных красавиц, но он всех их пропускает. Позади всех идет, опустив голову, скромная девушка - Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира Садко засыпает, а просыпается уже в Новгороде, на берегу реки Чернавы. Он видит свои подплывающие невредимые корабли, груженные золотом и серебром. По обещанию, данному святому, гусляр строит церковь Николы Можайского.

-2

Ключевые элементы: Садко – богато одетый мужчина; морские красавицы царевны с рыбьими хвостами; простая, скромно одетая девушка, стоящая вдалеке.

Второстепенные элементы: Разнообразные морские обитатели, стена дворца Морского царя.

Композиция (что мы видим):

Полотно передает ощущение действия, происходящего под водой: фон картины как бы замутнен, в тоже время, герои и морские обитатели прописаны четко. Верхняя часть полотна затемнена, как это бывает на глубине, куда не проникает солнечный свет. Вереница красавиц-невест, представленная на центральном плане, хорошо освещена, как на подиуме, далее изображения уже размыты, им не видно конца. Повсюду морская флора и фауна: морские звезды, коньки, рыбки, кораллы и водоросли. Главный герой и его избранница также четко прорисованы, они расположены в разных углах картины на периферии, по диагонали. Взгляд Садко устремлен на простую девушку, стоящую вдалеке, она тоже смотрит на него, стоя вполоборота. Морские принцессы Садко не интересны.

-3

Цвета, оттенки: Зеленоватые оттенки и темные цвета – для передачи морской глубины.

Золотистые оттенки – для передачи освещения морских принцесс.

Яркие оттенки – для изображения морской фауны.

Символы: Толкование символов у художника было таково: морские принцессы - это разные страны и, применительно к живописи - разные художественные стили.

Абстрагируясь от раскрытия символики самого Репина, изображения можно раскрыть следующим образом: Садко, как герой русского эпоса, является символом художественной и музыкальной души, стремящейся к свершениям и вдохновению. Он представлен на картине в моменте взаимодействия с природой и морским миром, что символизирует гармонию человека с окружающим миром.

Садко играет на гуслях, привлекая к себе внимание морских обитателей, что отражает его способность к творчеству и влиянию на окружающих. Морские царевны могут быть интерпретированы как символ женской красоты.

Чувства, эмоции: Картина наполнена волшебством и фантазией, передавая атмосферу сказочного подводного мира.

Смысл картины: Трактовка Репина: картина «Садко»: повествование о правильном выборе и любви к Отечеству. 

В целом, картина передает идею о важности искусства и гармонии с природой для человеческого духовного развития и самовыражения.

P.S. Впервые картина была выставлена в Париже, где не произвела на публику должного впечатления, но в России она была награждена медалью, а Репину присвоили почётное звание Академика живописи.

В настоящее время полотно находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, Россия.

#искусство #репин #русскиехудожники #живопись #картинамаслом #художник #россия #великиеполотна