Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ПАРАДОКС СМИТА

Когда ребёнок зарабатывает первые деньги своим собственным трудом, каждая копейка ему очень дорога. Потому что она не просто так дана мамой, бабушкой или каким-то ещё родственником, а именно заработана, в неё вложены усилия, напряжения, труд. Но потом, по мере того как ребёнок начинает зарабатывать на постоянной основе, он уже относится к деньгам совсем не так, как раньше. То есть ценность их как бы падает. Если вместо денег рассмотреть что-нибудь другое, ради чего человек готов напрягаться и к чему стремиться, окажется такая же закономерность: сначала это очень ценно, затем просто ценно, потом не очень, а в итоге вообще не ценно, ибо к этому привыкли и оно приелось, набило оскомину. По этому поводу хорошо спел наш дорогой соотечественник Валерий Пак, у которого есть песня на стихи Геннадия Григорьева. Как бы я с этой женщиной жил,
За нее бы не ради бравады,
Я бы голову даже сложил,
Что сложнее сложенья баллады.
Как бы я с этой женщиной жил.
Дав отставку вчерашним богам,
Я б не слу

Когда ребёнок зарабатывает первые деньги своим собственным трудом, каждая копейка ему очень дорога. Потому что она не просто так дана мамой, бабушкой или каким-то ещё родственником, а именно заработана, в неё вложены усилия, напряжения, труд.

Но потом, по мере того как ребёнок начинает зарабатывать на постоянной основе, он уже относится к деньгам совсем не так, как раньше. То есть ценность их как бы падает.

Если вместо денег рассмотреть что-нибудь другое, ради чего человек готов напрягаться и к чему стремиться, окажется такая же закономерность: сначала это очень ценно, затем просто ценно, потом не очень, а в итоге вообще не ценно, ибо к этому привыкли и оно приелось, набило оскомину.

По этому поводу хорошо спел наш дорогой соотечественник Валерий Пак, у которого есть песня на стихи Геннадия Григорьева.

Как бы я с этой женщиной жил,
За нее бы не ради бравады,
Я бы голову даже сложил,
Что сложнее сложенья баллады.
Как бы я с этой женщиной жил.

Дав отставку вчерашним богам,
Я б не слушал сомнительных сплетен.
И отдал бы ей все, чем богат,
И добыл ей все, чем я беден.
Как бы я с этой женщиной жил.

И за нею не зная вины,
Что поделаешь, годы такие,
Наблюдаю лишь со стороны,
Как бездарно живут с ней другие.
Как бы я с этой женщиной жил.

Но однажды. я все же везуч,
Помогает нечистая сила.
Протянула мне женщина ключ,
Поняла, позвала, поманила.
Как бы я с этой женщиной жил.

И теперь, не в мечтах, наяву,
Не в виденьях ночных. а на деле
Как я с женщиной этой живу,
Как я с  женщиной этой  живу...
Да как сволочь, глаза б не глядели.

Источник - https://www.chitalnya.ru/work/1131891/

Словом ПАРАДОКС СМИТА, он же парадокс ценности, заключается в том, что когда человек испытывает жажду, для него ценность воды намного выше ценности алмазов и золота, хотя стоимость воды несравненно ниже. А вывел его шотландский экономист Адам Смит.

-2

Экономисты и философы рассматривают это со своей колокольни. Например, они вспоминают размышления Аристотеля о том, что можно иметь груду денег, но не иметь возможности купить на них даже кусок хлеба. В результате человек в буквальном смысле будет готов отдать всё за миску похлёбки, иначе умрёт от голода, а деньгами сыт не будешь.

Можно вспомнить рассуждения Джона Локка о том, что «труд составляет гораздо большую часть стоимости вещей, которыми мы наслаждаемся в этом мире; а земля, которая дает сырье, вряд ли должна учитываться хоть в какой-то мере или же должна, самое большее, включаться как очень маленькая часть её». А по мнению того же философа, «золото, серебро и бриллианты - это вещи, которым придали стоимость прихоть или соглашение, а не их действительная полезность и необходимость для поддержания жизни».

Наконец, можно привести мнение экономиста Германа Госсена о том, что при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. (Это называют ещё ПЕРВЫМ ЗАКОНОМ ГОССЕНА.)

Возвращаясь к началу статьи, когда у вас осталось всего 1000 рублей, больше нет и не предвидится, вы будете стараться выжать из этой суммы всё и по максимуму. Если же вам после этой тысячи дали ещё одну, у вас появится ощущение, что всё не так плохо. И вторую сумму вы потратите уже на что-то более вкусное. Но если вам начнут регулярно давать по 1000 рублей чаще, чем вы думали, каждая последующая сумма будет иметь всё более и более уменьшающуюся ценность.

В случае с женщинами так же.

-3

Адам Смит (5/16 июня 1723 - 17 июля 1790) - шотландский экономист и философ, основатель классической политэкономии. Член Философского общества Эдинбурга, член Лондонского королевского общества, член Литературного клуба.

Родился в Керколди, графство Файф., в семье юриста. Учился в одной из лучших школ Шотландии, затем поступил в Университет Глазго, где изучал философию, древние языки, математику, астрономию и пр. А потом перебрался в Оксфордский университет, где ему совсем не понравилось, ибо там была лишь видимость образования.

По окончании вуза они долгое время не мог устроиться на работу, но потом его пригласили читать лекции по литературе в Эдинбургский университет. Постепенно от литературы он перешёл к другим темам и создал новый курс лекций «О юриспруденции, или О естественном праве».

В 1751 году его назначили профессором логики в Университете Глазго, там он стал членом Философского общества Эдинбурга и перешёл на кафедру нравственной философии, а потом стал доктором права.

Большую известность принесла его книга «Теория нравственных чувств», которая заинтересовала лорда Чарльза Таунсенда, и он предложил профессору стать наставником его пасынка, положив ежегодное жалованье в 300 фунтов - вдвое больше чем профессорский доход. А ещё Смит получал полное содержание на время службы и пожизненную пенсию.

От такого предложения он не смог отказаться и покинул университет. Впрочем, обязанность находиться рядом со своим воспитанником не помешала ему писать книги, путешествовать по Европе и повышать уровень своего образования.

Имея постоянный и стабильный доход, он мог позволить себе уже нигде не работать и не преподавать, поэтому целиком сосредоточился на написании книг. Точнее, он только диктовал, а писал секретарь. Но и это в итоге сильно вымотало Смита.

И он умер.

У него не осталось наследников, так как не было жены, а на наследство не претендовали никто из двух женщин, с которыми он был близок.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!

Наука
7 млн интересуются