Найти в Дзене
Крымские новости

Горный Крым с евроремонтом. Пишем «благоустройство», подразумеваем «бизнес»

Крым меняется на глазах. Побережье обрастает многоэтажными апартаментными комплексами, гостиницами и кемпингами, через леса и горы прокладывают скоростные трассы. «Как в Дубае» носит название статья издательства ForPost о проекте «Золотые пески» в Евпатории. Крым стремительно теряет свою уникальность, превращаясь в типовой торгово-развлекательный комплекс, как внешне, так и по сути. Последнее время «благоустройство» стало распространяться и на особо охраняемые природные территории.

"Как в Дубае". Бухта Капсель. Фото Анны Соколовой
"Как в Дубае". Бухта Капсель. Фото Анны Соколовой

Представьте, вы приходите в Третьяковскую галерею, Эрмитаж или любой другой художественный музей в предвкушении встречи с любимыми или новыми произведениями, а полотна картин частично закрыты информационными щитами, где мелким шрифтом подробно написаны биография художника и история создания картины. Название и имя художника размещено прямо посреди полотна, а в углу - большая красочная печать-логотип галереи или музея, в котором она находится. И даже если информация точна – она вас в таком виде раздражает и мешает, потому что вы пришли в музей смотреть картины. Для полезной информации в фойе музея существует магазинчик, где можно купить каталог выставки, художественные альбомы и книги по искусству. У каждой галереи и музея есть сайт с подробной информацией об экспозиции. В каждом музее есть гиды и экскурсоводы для тех, кому это нужно. Никому не придет в голову жертвовать произведением искусства ради информации о нем. Тем более, пытаться его улучшить или украсить.

Но «развитие» природных территорий по-крымски выглядит именно так. «Благоустраивают» экологические маршруты и тропы. В самых красивых уникальных уголках природы, как грибы, появляются сомнительного художественного достоинства беседки, навесы, информационные щиты, указатели и непременные мангальные зоны. Какая же природа без шашлыка?

Во все времена существования человечества определенные участки природы были под охраной. В древнем мире это было связано с обожествлением, одушевлением природы. Священные рощи, священные виды растений и животных были неприкосновенны. Позже уголки природы охраняли с утилитарными, хозяйственными целями. Во времена Петра I сохраняли леса, необходимые в будущем для кораблестроения. Аристократы запрещали вырубку охотничьих угодий. Лишь в середине прошлого века началось философское переосмысление отношения человека к природе.

Жители Марий Эл в священной дубовой роще
Жители Марий Эл в священной дубовой роще

«Сокровища природы - это такие же уники, как картины, например, Рафаэля: уничтожить их легко, но восстановить нет возможностей», - считал академик И.П. Бородин, один из основателей природоохранного движения в России.

Отношение к природе, как к феномену, постепенно повлекло создание природоохранных организаций, заповедников, заказников, природных парков. Природу стали беречь и охранять не только в прагматичных целях, как материальный ресурс, но как самостоятельную ценность, как жизненную среду, частью которой мы являемся.

Природу изучают, в ней черпают вдохновения художники, писатели и музыканты. Люди отправляются на природу, чтобы обрести душевное равновесие и почувствовать радость и вдохновение от общения с ней. Природа – источник безупречной красоты и гармонии, не подверженный ни времени, ни веяниям моды. Путешествие на природу – это, в буквальном смысле слова, общение, взаимодействие. Поэтому прогулки, путешествия и походы в дикие уголки природы были и остаются популярны и любимы.

«Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя», - писал Михаил Пришвин.

С момента присоединения Крыма к России в XVIII веке, полуостров стал местом средоточия научной и творческой интеллигенции. В Крым приезжали и приезжают любоваться природой, которая никого не оставляет равнодушным. А богатая история и насыщенность Крыма историческими памятниками разных эпох, культур и народов делает его совершенно уникальным местом.

«В Крыму природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель… Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы», - писал в конце XVIII века чиновник, литератор и путешественник Павел Сумароков.

Парсук-Кая
Парсук-Кая
Большой каньон Крыма
Большой каньон Крыма
Каньон Черной речки
Каньон Черной речки
На вершине Кок-Таш
На вершине Кок-Таш
Закат на Френк-Мезер
Закат на Френк-Мезер

«Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа, чем в Крыму», - писал автор «Очерков Крыма» Евгений Марков в XIX веке.

Спящая красавица (Курбан-Кая)
Спящая красавица (Курбан-Кая)
Мыс Меганом
Мыс Меганом
Перевал Горуча
Перевал Горуча
Аузун-Узень
Аузун-Узень
Березовая роща на Ай-Серез
Березовая роща на Ай-Серез
Осень в Юго-Восточном Крыму
Осень в Юго-Восточном Крыму
Рассвет на Мангупе
Рассвет на Мангупе

«Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму», - слова поэта Максимилиана Волошина.

Холмы Тихой бухты
Холмы Тихой бухты
Дикие тюльпаны Коктебеля
Дикие тюльпаны Коктебеля
Киммерийский закат
Киммерийский закат

Об уникальности Крыма говорит и Президент РФ Владимир Путин:

«В Крыму, куда ни посмотришь, кругом красота идеальная. Можно создать такие условия, которых не то что в мире, но на Черноморском побережье точно совершенно нигде нет, это очевидно. Это уникальное место на планете. Нужно сделать все для того, чтобы мы подчеркнули все прелести этой территории и создали для людей оптимальные условия для отдыха».

Казалось бы, очевидно, что к Крыму в целом и к его природе должно быть максимально бережное отношение. Но на деле мы видим, что «благоустройство» полуострова отдано на откуп бизнесу. Во главе угла - не сохранение природы, историко-культурного наследия и даже не создание «оптимальных условий для отдыха», а исключительно выгода предпринимателей. Побережье обрастает типовыми, безликими, но крайне выгодными для застройщиков, апартаментными комплексами, под застройку и прокладку новых дорог вырубают леса, «благоустраивают» дикие природные уголки, чтобы зарабатывать на рекреации.

В красивейших видовых местах появляются типовые беседки, щиты и указатели. «Большая Крымская экологическая тропа» - идея хорошая, но реализация ее приводит в недоумение.

Люди поднимаются в горы для того, чтобы полюбоваться нетронутой природой. Но на фоне прекрасных пейзажей видят щиты с «полезной информацией» и столбики с указателями. Эти конструкции, закрепленные в куче грубо зацементированных камней и выкрашенные серой краской, выглядят, как забытые кем-то строительные элементы.

-18
-19
-20
-21
-22

В советское время туристические маршруты маркировали турклубы, делая небольшие отметки краской на деревьях. Эта маркировка и сейчас помогает ориентироваться в незнакомых участках леса. Современные столбики-указатели не имеют никакого практического смысла, вы не увидите их на развилках дорог, где можно сбиться с пути. Они установлены произвольно, вероятно, людьми, которые никогда не ходят пешком.

Указатели и знаки появляются повсеместно, как бирки на одежде или штампы на казенных вещах.

Маршруты и информацию о достопримечательностях можно разместить на сайте, сделать специальную компьютерную программу-навигатор по Крымским горам, а не портить пейзажи и ландшафты.

Беседки, щиты и указатели на живописных обрывах мыса Тарханкут, на горе Джан-Кутаран, у памятника планеристам на горе Клементьева, на вершине Коклюк и во многих других местах разрушают нетронутость и красоту пейзажей. Возможность сесть на лавку на вершине горы не оправдывает изуродованный пейзаж.

Тарханкут
Тарханкут
Джан-Кутаран. Было.
Джан-Кутаран. Было.
Джан-Кутаран. Стало.
Джан-Кутаран. Стало.
Беседка покосилась от ветра
Беседка покосилась от ветра
Гора Клементьева. Памятник планеристам. Было.
Гора Клементьева. Памятник планеристам. Было.
Гора Клементьева. Памятник планеристам. Стало.
Гора Клементьева. Памятник планеристам. Стало.
Гора Клементьева. Памятник планеристам. Стало
Гора Клементьева. Памятник планеристам. Стало
Вершина Коклюк
Вершина Коклюк
Френк-Мезер
Френк-Мезер
Бухта Капсель. Фото Анны Соколовой
Бухта Капсель. Фото Анны Соколовой

Беседки, столы и лавки если и уместны, то в укромных уголках леса или невдалеке от населенных пунктов. Во все времена пешеходные туристы и путешественники прекрасно обходились импровизированными туристическими стоянками из бревен и пней или полянами с травой. На таких стоянках и по сей день, в отличие от благоустроенных мест, всегда чисто. Особенно в местах недоступных для транспорта. Мусорные баки в лесу – это всегда грязь, потому что их никто не охраняет и не убирает ежедневно. Все содержимое, в итоге, оказывается разбросанным собаками и дикими животными. Такая ситуация, в частности, на туристическом маршруте по Большому каньону.

Почему там, где нет благоустройства, обычно не увидишь мусора, а там, где установлены баки, все может быть завалено мусором? Можно предположить, что отсутствие благоустройства говорит о том, что именно ты лично отвечаешь за чистоту, а там, где баки, уборку на себя берет кто-то другой, не ты.

Единственный способ сохранять чистоту природы – уносить мусор с собой.

Еще хуже типовых беседок и указателей выглядят попытки «украсить» природу. Недавно на мысе Алчак появились конструкции в азиатском стиле. Какое отношение к Крыму имеют Китай или Япония? Кто принял решение установить это в заповедном урочище?

Благоустройство мыса Алчак
Благоустройство мыса Алчак
«Как в Пекине». Мыс Алчак
«Как в Пекине». Мыс Алчак

Арпатские водопады – уникальное природное ущелье, не имеющее аналогов в Крыму, «украшено» аляповатыми беседками, лавками и мангальными зонами. В Арпатском ущелье небольшое благоустройство необходимо, иначе оно будет непроходимо без специального снаряжения. Раньше это благоустройство было минимальным и не бросалось в глаза. Теперь же появились яркие бросающиеся в глаза конструкции.

Благоустройство Арпатских водопадов
Благоустройство Арпатских водопадов
«Изумительный» навес от дождя и солнца
«Изумительный» навес от дождя и солнца
«Я - художник, я так вижу».
«Я - художник, я так вижу».
Мангальная зона. Шашлыки - наше всё!
Мангальная зона. Шашлыки - наше всё!

«Благоустройство» Тихой бухты с белыми заборами, напоминает пародию на американские ранчо. Забор – непременный атрибут современного благоустройства.

Тихая бухта. «Как в Техасе»
Тихая бухта. «Как в Техасе»
Мангальная зона
Мангальная зона
Заборы, заборы, заборы... Привыкаем...
Заборы, заборы, заборы... Привыкаем...

Входные зоны на многие прекрасные природные объекты напоминают входы в детские развлекательные парки, которые любительски оборудовали родители или вывески на придорожных забегаловках в «деревенском стиле».

Гора Кошка
Гора Кошка
Вход на тропу Голицына со стороны можжевеловой рощи
Вход на тропу Голицына со стороны можжевеловой рощи
Мыс Хамелеон
Мыс Хамелеон

И на все это расходуются государственные средства. А на реально нужные вещи их никогда не хватает. На уход за старыми лесными посадками, на контроль за проездом транспорта на природные территории и многое другое.

Главной угрозой для природы Крыма является неограниченный и бесконтрольный доступ транспорта везде, куда только можно проехать. Джипы, квадроциклы и мотоциклы гоняют по горам и холмам, разбивая дороги, срывая дерновый слой со склонов. Десятилетия нужны для того, чтобы растительный покров восстановился. А во многих местах он не восстановится никогда. На месте колеи в результате эрозии со временем образуется овраг. Шум транспорта пугает животных и птиц. Пыль из под колес разносится по округе и покрывает растения. Но вместо того, чтобы запретить проезд на особо охраняемые природные территории и контролировать его соблюдение, Минкурортов организует автомобильно-экологические маршруты. Такие маршруты существует на горе Южная Демерджи, в Тихой бухте, в Караларском природном парке.

Мотоциклист на Джан-Кутаран
Мотоциклист на Джан-Кутаран
Группа мотоциклистов на хребте Токлук
Группа мотоциклистов на хребте Токлук
Мотоциклисты в клубах пыли поднимаются на вершину Ай-Георгий
Мотоциклисты в клубах пыли поднимаются на вершину Ай-Георгий
Квадроциклы в Тихой бухте ждут своих клиентов
Квадроциклы в Тихой бухте ждут своих клиентов

Власти объясняют свои действия доступностью и комфортом посещения природных объектов для максимального количества людей. Больше людей – больше дохода от рекреации. Но дикая природа имеет предел антропогенной нагрузки, после которой она перестает быть дикой и начинает деградировать. Труднодоступность природных мест в Крымских горах является естественным ограничителем этой нагрузки. Кроме того, это прекрасная мотивация для любителей природы поддерживать свою физическую форму, укреплять здоровье. Крымские горы миниатюрны и доступны для большинства людей. На высшую точку Крыма, вершину Роман-Кош, может подняться как ребенок, так и пожилой человек со средним здоровьем. А для людей с ограниченными возможностями, на которых так любят ссылаться чиновники, существует огромное количество оборудованных и доступных пляжей, бухт и парков.

Природа, как декорация для развлечений, шашлыков, селфи и способ заработка на объектах благоустройства. Так сейчас выглядит развитие природных территорий Крыма.

Прайс на рекреационные услуги в Тихой бухте
Прайс на рекреационные услуги в Тихой бухте

Если сравнить современное благоустройство с прекрасными парками Южнобережья, созданными профессиональными талантливыми архитекторами и садовниками, тропой Голицына в Новом свете (той ее частью, которая сделана при Голицыне), беседкой ветров на Гурзуфской яйле, Юсуповским озером на склоне Седам-Каи, возникает ощущение тотальной деградации.

Беседка ветров на Гурзуфской яйле
Беседка ветров на Гурзуфской яйле
Тропа Голицына в Новом свете
Тропа Голицына в Новом свете
Воронцовский парк в Алупке. Творение человека органично вписалось в природу.
Воронцовский парк в Алупке. Творение человека органично вписалось в природу.
Серебряная беседка на вершине Пендикюль. Фото Павла Смирнова
Серебряная беседка на вершине Пендикюль. Фото Павла Смирнова

«…в обществе господствует идеология потребления, которая имеет ряд негативных моментов. Во-первых, она приводит к дегуманизации, поскольку высшей ценностью становится уже не духовно развитая личность, а внешние атрибуты, фетиши, предметы. Во-вторых, происходит фрагментация сознания, вызванная тем, что круг интересов и потребностей человека сужается до размеров узкого мирка потребления. Остальные явления (например, природа, экология) начинают выпадать из поля зрения. В-третьих, потребительство развивает в человеке эгоизм и фетишизм и, как следствие, иррационализм». – пишет эколог Юлия Ефимова в работе «Философские аспекты охраны окружающей среды».

Может быть, стоит вернуться к первоначальному смыслу создания особо охраняемых природных территорий – охране природы? Охране от нас самих, от нашей бездумной и безудержной деятельности, от алчности. Дать возможность природе жить своей жизнью. Перестать ее развивать, благоустраивать и использовать. А просто ходить к ней в гости, пешком, как к хорошему другу или мудрому учителю, с уважением и любовью.

Дорога в лес
Дорога в лес

Вера Полякова

Фото: автор, Святослав Каверин, интернет

«Крымские новости» обратная связь: crimeanews20@yandex.ru

P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".

#Крым #природа #благоустройство #ООПТ #рекреация #ОхранаПрироды #экология #бизнес