Найти тему
ГТЛК

Рынок беспилотников готовится взлететь

Фото: Пресс-служба ГТЛК
Фото: Пресс-служба ГТЛК

К 2030-му году беспилотная авиация в России вырастет в полноценную, обеспеченную кадрами и технологиями отрасль. В ней будут трудиться около миллиона высококвалифицированных специалистов, а доля дронов отечественного производства достигнет 70%. Таковы цели национального проекта «Беспилотные авиационные системы», разработанного по поручению президента России Владимира Путина. ГТЛК развивает два важных направления: обеспечивает гражданский госзаказ БПЛА и создает условия для льготного лизинга.

Гражданские беспилотники в России

В беспилотных авиационных системах уже сейчас нуждаются самые разные отрасли: разведка и контроль промышленных участков, трубопроводов, ЛЭП; доставка почты и продуктов; киберспорт; сельское и лесное хозяйство. Только госсектору необходимо 100 тысяч БАС ежегодно. Например, их использование при тушении лесных пожаров позволит существенно повысить эффективность борьбы с огнем, одновременно сделав процесс более безопасным для человека. Стоимость патрулирования тайги в пожароопасный сезон снизится в 5 раз, а вероятность возгораний – в 3 раза. Не говоря уже о более эффективном контроле популяции животных, состояния рек, озер, шельфовых зон и лесных вырубок. Там, где есть дроны, точность определения зон риска возрастает до 95%. Еще в прошлом году первый российский оператор беспилотников с госучастием «БАС», созданный ГТЛК, приступил к работе по мониторингу пожароопасной обстановки в Якутии.

А на Сахалине беспилотники используют для восстановления лесов в рамках национального проекта «Экология». БПЛА могут снимать карты местности, сеять, удобрять, контролировать рост посевов, возможно, и уборка урожая без участия человека – вопрос ближайшего будущего. Такие модели уже тестируют. Что мы точно знаем про день сегодняшний, так это то, что с помощью дронов можно сократить затраты на посадку семян до 85% и повысить урожайность на 15-20%.

Рассматривается и проект так называемых «дронопортов» – высокоавтоматизированных базовых станций для гражданских БПЛА на судах Северного морского пути. Такие погрузочно-разгрузочные узлы с возможностью зарядиться или сменить батарею. Дроны могут курсировать между судами караванов, обеспечивая их всем необходимым, а также проводя мониторинг состояния кораблей и самого маршрута.

Беспилотники по льготной ставке

Базовым поставщиком программы стала Государственная транспортная лизинговая компания, которая является национальным инструментом развития во многих отраслях. В этом году только из бюджета в рамках нацпроекта выделено 2,5 млрд руб. А общая сумма превышает 3 млрд руб.

«Программа сверстана таким образом, чтобы обеспечить равный доступ операторов БАС к мерам господдержки в виде льготного лизинга», - подчеркнул глава ГТЛК Евгений Дитрих. Это значит, что те компании, которые нуждаются в гражданских дронах для развития бизнеса, улучшения сервиса, контроля и безопасности на объектах, мониторинга паводков и пожароопасной обстановки, смогут получить их по льготной ставке от 3,5 до 8,5%.

Условия программы льготного лизинга

Покупатель должен заплатить аванс в размере до 30% стоимости БАС. Процент по лизингу зависит от ключевой ставки Центробанка. Кроме того, условия рассчитываются и с учетом типа приобретаемого аппарата. А срок договора – от 3 до 5 лет.

Компании, которые претендуют на льготные ставки, должны документально подтвердить, что персонал обладает необходимой квалификацией для эксплуатации передаваемых БАС и что они имеют право работать в области беспилотной авиации, чтобы использование дрона было максимально безопасным.

Еще одно обязательное условие – страхование имущества. Это дополнительный инструмент повышения надежности сделки.

Какие беспилотники попадают в программу льготного лизинга

Минпромторг совместно с ГТЛК, Агентством по технологическому развитию, Национальной технологической инициативой разработали набор условий, которым должны соответствовать дроны, попадающие в программу льготного лизинга. В первую очередь, речь идет о БАС российского производства в соответствии с Постановлением №719.

Пока многие российские производители БПЛА – стартапы, у которых не налажен серийный выпуск. Но к 2027 году уровень локализации должен достигнуть 90%.

Государственный гражданский заказ – прямые поставки госкомпаниям

Еще один инструмент поставок беспилотников на льготных условиях – государственный гражданский заказ (ГГЗ). С его помощью госструктуры и ведомства получают возможность заказывать БАС напрямую.

Базовым заказчиком, у которого есть ресурсы для обеспечения надежных сделок между производителями и покупателями, стала ГТЛК. За годы работы компания стала настоящим институтом развития с большим опытом реализации масштабных транспортных проектов.

Как производителю попасть в ГГЗ

Претендовать на включение в список доступной к заказу техники может любой российский производитель. Но поскольку рынок только зарождается, а значение имеет стратегическое, очень важно провести оценку качества.

Главный критерий – добросовестность. Завод должен создавать отечественную технику и гарантированно соблюдать срок и качество поставок. Чтобы в этом убедиться, экспертные группы с участием ГТЛК выезжают на производство и проводят аудит реальных возможностей потенциального участника ГГЗ.

На сегодня 23 производителя квалифицированы, 5 – устраняют замечания.