Найти тему
Вместе интересно

История улицы Первомайской (она же Голицинская) и ж/д вокзала

Часть 1.

Первоначально, в 1885 г. при строительстве железной дороги к Тюмени на берегу была построена станция Тура. Железнодорожная ветка Екатеринбург-Тюмень заканчивалась на берегу реки у станции Тура. Долгие годы станция носила название «Пристань Тура».

Сюда прибывали товары и пассажиры, среди которых были знаменитые личности. В 1899 г. здесь побывал Дмитрий Менделеев. В августе 1917 г. здесь останавливался поезд с императором Николаем II и его семьей. Романовых отправили далее по реке на пароходе «Русь» в Тобольск в ссылку. Сама пристань до наших дней не сохранилась.

Станция Тура
Станция Тура
фото взяты из открытых источников
фото взяты из открытых источников

Пути пересекали весь город и тянулись к пристаням. Город стал узловым, и тупиковая железнодорожная станция многие годы сохраняла назначение важнейшей перевалочной базы.

Небольшая по протяженности, эта улица по значимости не уступала в конце 19 века главным городским магистралям – Царской (ныне Республика) и Спасской (ныне Ленина), так как связывала вокзал с Базарной площадью, вела к пароходным пристаням и далее по реке Тура на Тобольск. И в обратном направлении – к городским складам на железнодорожной станции. (Про базарную площадь еще ниже будет информация)

-3
фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Стоит отметить, что первоначально улица Первомайская не вела к железнодорожному вокзалу и называлась просто – улица к вокзалу.

На генеральных планах Тюмени 1766 и 1808 гг. улицы Голицынской (ныне Первомайской) даже не было в проекте.

-5

В те времена основные улицы обустраивали деревянными мостовыми, но их хватало ненадолго. На городских улицах в грязи тонули лошади, обозы. Вопрос благоустройства решался периодически, по причине недостатка средств.

В 1893 г., князь Г.С. Голицын, сенатор, член Государственного Совета, после проведения топографических и геодезических работ в Тюмени по проектированию дорог, документально оформил нынешнее направление улицы от железнодорожного вокзала до города. В настоящее время она начинается от пересечения с ул. Комсомольской и заканчивается около железнодорожного вокзала.

Также, по его инициативе в дальнейшем ввели «полукопеечный сбор» денег на устройство подъездных путей к городу. Благодаря собранным средствам, город получил возможность впервые вымостить камнем «вокзальную» магистраль. В благодарность местные депутаты увековечили имя князя в названии улицы.

Её первой в городе стали мостить булыжником. В последующие годы по мере мощения улиц, тюменцы получили вместо грязи и пыли, грохот от проезжающего на окованных металлом колесах конного транспорта.

В 1902 г. улицу Голицинскую первую осветили электрическими фонарями. На этой улице открыли первый «синематограф» (кинотеатр) Тюмени.

Так, Голицынская улица стала, по сути, главной улицей города, его воротами и лицом, она встречала приезжающих и провожала уезжающих. Жить и торговать на ней стало престижно, богатые горожане и приезжие охотно возводили здесь свои особняки.

Современное имя улица Первомайская получила в «красную субботу» – 1 Мая 1920 г. – в день Всероссийского субботника, того самого, во время которого в Московском Кремле Владимир Ильич Ленин нес свое знаменитое бревно.

Первый вокзал Тюмени построили в конце 19 века, поезд отправился с перрона 5 декабря 1885 г. в Екатеринбург. Благодаря железной дороге и вокзалу город получил серьезный толчок в развитии.

Вокзал возвели из красного кирпича и частично облицевали гранитом. Перед ним разбили привокзальную площадь с фонтаном.

В июле 1912 г. при прокладке железнодорожного водопровода на станции Тюмень рабочие на дне канавы обнаружили кости мамонтов, которые хорошую сохранились. Раскопки на время зимы остановили, а уже по весне оставшиеся кости растащили, а яму завалили землей и на этом раскопки прекратили.

Про мамонтов читайте 👉здесь.

Вокзал построен был из красного кирпича, фото взято из открытых источников
Вокзал построен был из красного кирпича, фото взято из открытых источников
В 1955 г. здание перекрасили в белый цвет, фото взято с открытых источников
В 1955 г. здание перекрасили в белый цвет, фото взято с открытых источников

В 60-е годы здание перестало справляться с растущим потоком пассажиров. Власти решили строить новое здание прямо перед старым. Дореволюционный вокзал почему-то решили пустить под снос, чтобы не мешал. Стройка началась как раз на месте фонтана.

Новый вокзал возвели прямо перед старым в 1974 г. Он мог принимать одновременно до полутора тысяч человек. В здании разместилась гостиница и большие залы ожидания. В 2000-е г. новый вокзал пережил ремонт, который сильно изменил его внешний вид.

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Так, город потерял красивое здание. В Камышлове, в 174 километрах от Тюмени, стоит вокзал такого же проекта, который был в нашем городе до 1974 г.

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

В настоящее время на привокзальной площади справа находится маленький сквер имени Семена Пацко, который украшает привокзальную площадь и создает уют. В 1936 г. по инициативе С. Пацко, возглавлявшего комсомольскую и партийную организации железнодорожного узла станции Тюмень, здесь высадили липы.

Слева от площади – находятся жилые дома и производственные здания, принадлежащие управлению железных дорог.

Современный вокзал
Современный вокзал
сквер С. Пацко
сквер С. Пацко

Недалеко от железнодорожного вокзала, слева, находились старинные здания бывшего казенного винного склада (ул. Первомайская, 54, 52). В конце 19-го века Россия вводит монополию на продажу алкогольной продукции. По всей стране строят казенные винные склады, которые сами выгоняют спирт или же собирают его с частных заводов, улучшают качество «огненной жидкости» и продают в государственных магазинах. Это был один из значительных промышленных объектов Тюмени, построенный в начале 1900-х г.. При советской власти его назначение сохранилось, но называться он стал городским спиртоводочным складом.

В 1942 г. предприятие переехало на территорию Ильинской церкви на ул. 25 лет Октября. А на этой территории разместились эвакуированные из Москвы и Днепропетровска заводы авиационных лаков (завод № 636), позже заводу дали название завод «Пластмасс», и он стал производить гражданскую продукцию. Закрылся он в 2006 г.

Винные склады, фото взято из открытых источников
Винные склады, фото взято из открытых источников
бывший завод Пластмасс
бывший завод Пластмасс

Сохранился двухэтажный краснокирпичный дом (ул. Первомайская, 52) — объект культурного наследия «Дом жилой казенного винного склада» (построен в 1900-е гг.), являлся частью комплекса казённого винного склада и и «Торговый павильон «Цветы» (построен в 1950-е гг.), как элемент благоустройства старой городской магистрали, ведущей к ж/д вокзалу. Постройка служит характерным образцом архитектуры «сталинского ампира».

-14

В январе 1920 г. в Тюмени открылся клуб железнодорожников. Находился он на Базарной площади в доме купца Д.Г. Ижболдина. Дом сохранился до наших дней (ныне ул. Кузнецова, 4)

-15

Позже клуб построили ближе к железной дороге на том месте, где теперь находится остановка городского транспорта у железнодорожного вокзала. В 1924 г. после смерти В.И. Ленина его стали называть клубом имени Ильича. В нём устраивали вечера отдыха, выступления самодеятельных артистов и, конечно, демонстрировали кино. В клубе работала музыкальная школа.

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Дом разобрали в 1976 г., когда построили новый Дворец культуры железнодорожников, а привокзальную площадь реконструировали (ул. Первомайская, 55). При этом снесли старые двухэтажные деревянные дома железнодорожников, что стояли там, где теперь возведены три «небоскреба».

Сегодня ДК Железнодорожников – это современный многофункциональный центр культуры и досуга. Здесь проходят концерты, конференции, фестивали, и множество других культурных мероприятий.

-17

В 2015 г. перед дворцом культуры появился монумент «Железнодорожникам фронта и тыла», сложенный из рельсов времен Великой Отечественной войны. Рельсы, смыкаясь, образуют арку – мост Победы. Эти рельсы – свидетели горьких поражений и великих побед советского народа. Под аркой Победы свисает колокол, в который можно позвонить.

Также, в память о самоотверженном труде железнодорожников во имя Великой Победы в 1987 г. установили паровоз ФД 21-30-31 (ФД-Феликс Дзержинский). Прибыл он в депо «Тюмень» в 1941 году. Паровоз побывал под бомбежками, тянул поезда-тяжеловесы.

-18

Территорию ж/д вокзала, клуба железнодорожников и завода, от города разделял овраг с речкой Тюменкой, через который был проложен сначала деревянный мост, затем каменный. Сейчас построена современная развязка Первомайская – Запольная. Речка заведена в железобетонную трубу.

-19
фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Продолжение следует.

Спасибо!

Ставьте класс 👍 , если понравилось.

Подписывайтесь на мой канал в Яндекс дзен 👉здесь.