Часть 1.
Первоначально, в 1885 г. при строительстве железной дороги к Тюмени на берегу была построена станция Тура. Железнодорожная ветка Екатеринбург-Тюмень заканчивалась на берегу реки у станции Тура. Долгие годы станция носила название «Пристань Тура».
Сюда прибывали товары и пассажиры, среди которых были знаменитые личности. В 1899 г. здесь побывал Дмитрий Менделеев. В августе 1917 г. здесь останавливался поезд с императором Николаем II и его семьей. Романовых отправили далее по реке на пароходе «Русь» в Тобольск в ссылку. Сама пристань до наших дней не сохранилась.
Пути пересекали весь город и тянулись к пристаням. Город стал узловым, и тупиковая железнодорожная станция многие годы сохраняла назначение важнейшей перевалочной базы.
Небольшая по протяженности, эта улица по значимости не уступала в конце 19 века главным городским магистралям – Царской (ныне Республика) и Спасской (ныне Ленина), так как связывала вокзал с Базарной площадью, вела к пароходным пристаням и далее по реке Тура на Тобольск. И в обратном направлении – к городским складам на железнодорожной станции. (Про базарную площадь еще ниже будет информация)
Стоит отметить, что первоначально улица Первомайская не вела к железнодорожному вокзалу и называлась просто – улица к вокзалу.
На генеральных планах Тюмени 1766 и 1808 гг. улицы Голицынской (ныне Первомайской) даже не было в проекте.
В те времена основные улицы обустраивали деревянными мостовыми, но их хватало ненадолго. На городских улицах в грязи тонули лошади, обозы. Вопрос благоустройства решался периодически, по причине недостатка средств.
В 1893 г., князь Г.С. Голицын, сенатор, член Государственного Совета, после проведения топографических и геодезических работ в Тюмени по проектированию дорог, документально оформил нынешнее направление улицы от железнодорожного вокзала до города. В настоящее время она начинается от пересечения с ул. Комсомольской и заканчивается около железнодорожного вокзала.
Также, по его инициативе в дальнейшем ввели «полукопеечный сбор» денег на устройство подъездных путей к городу. Благодаря собранным средствам, город получил возможность впервые вымостить камнем «вокзальную» магистраль. В благодарность местные депутаты увековечили имя князя в названии улицы.
Её первой в городе стали мостить булыжником. В последующие годы по мере мощения улиц, тюменцы получили вместо грязи и пыли, грохот от проезжающего на окованных металлом колесах конного транспорта.
В 1902 г. улицу Голицинскую первую осветили электрическими фонарями. На этой улице открыли первый «синематограф» (кинотеатр) Тюмени.
Так, Голицынская улица стала, по сути, главной улицей города, его воротами и лицом, она встречала приезжающих и провожала уезжающих. Жить и торговать на ней стало престижно, богатые горожане и приезжие охотно возводили здесь свои особняки.
Современное имя улица Первомайская получила в «красную субботу» – 1 Мая 1920 г. – в день Всероссийского субботника, того самого, во время которого в Московском Кремле Владимир Ильич Ленин нес свое знаменитое бревно.
Первый вокзал Тюмени построили в конце 19 века, поезд отправился с перрона 5 декабря 1885 г. в Екатеринбург. Благодаря железной дороге и вокзалу город получил серьезный толчок в развитии.
Вокзал возвели из красного кирпича и частично облицевали гранитом. Перед ним разбили привокзальную площадь с фонтаном.
В июле 1912 г. при прокладке железнодорожного водопровода на станции Тюмень рабочие на дне канавы обнаружили кости мамонтов, которые хорошую сохранились. Раскопки на время зимы остановили, а уже по весне оставшиеся кости растащили, а яму завалили землей и на этом раскопки прекратили.
Про мамонтов читайте 👉здесь.
В 60-е годы здание перестало справляться с растущим потоком пассажиров. Власти решили строить новое здание прямо перед старым. Дореволюционный вокзал почему-то решили пустить под снос, чтобы не мешал. Стройка началась как раз на месте фонтана.
Новый вокзал возвели прямо перед старым в 1974 г. Он мог принимать одновременно до полутора тысяч человек. В здании разместилась гостиница и большие залы ожидания. В 2000-е г. новый вокзал пережил ремонт, который сильно изменил его внешний вид.
Так, город потерял красивое здание. В Камышлове, в 174 километрах от Тюмени, стоит вокзал такого же проекта, который был в нашем городе до 1974 г.
В настоящее время на привокзальной площади справа находится маленький сквер имени Семена Пацко, который украшает привокзальную площадь и создает уют. В 1936 г. по инициативе С. Пацко, возглавлявшего комсомольскую и партийную организации железнодорожного узла станции Тюмень, здесь высадили липы.
Слева от площади – находятся жилые дома и производственные здания, принадлежащие управлению железных дорог.
Недалеко от железнодорожного вокзала, слева, находились старинные здания бывшего казенного винного склада (ул. Первомайская, 54, 52). В конце 19-го века Россия вводит монополию на продажу алкогольной продукции. По всей стране строят казенные винные склады, которые сами выгоняют спирт или же собирают его с частных заводов, улучшают качество «огненной жидкости» и продают в государственных магазинах. Это был один из значительных промышленных объектов Тюмени, построенный в начале 1900-х г.. При советской власти его назначение сохранилось, но называться он стал городским спиртоводочным складом.
В 1942 г. предприятие переехало на территорию Ильинской церкви на ул. 25 лет Октября. А на этой территории разместились эвакуированные из Москвы и Днепропетровска заводы авиационных лаков (завод № 636), позже заводу дали название завод «Пластмасс», и он стал производить гражданскую продукцию. Закрылся он в 2006 г.
Сохранился двухэтажный краснокирпичный дом (ул. Первомайская, 52) — объект культурного наследия «Дом жилой казенного винного склада» (построен в 1900-е гг.), являлся частью комплекса казённого винного склада и и «Торговый павильон «Цветы» (построен в 1950-е гг.), как элемент благоустройства старой городской магистрали, ведущей к ж/д вокзалу. Постройка служит характерным образцом архитектуры «сталинского ампира».
В январе 1920 г. в Тюмени открылся клуб железнодорожников. Находился он на Базарной площади в доме купца Д.Г. Ижболдина. Дом сохранился до наших дней (ныне ул. Кузнецова, 4)
Позже клуб построили ближе к железной дороге на том месте, где теперь находится остановка городского транспорта у железнодорожного вокзала. В 1924 г. после смерти В.И. Ленина его стали называть клубом имени Ильича. В нём устраивали вечера отдыха, выступления самодеятельных артистов и, конечно, демонстрировали кино. В клубе работала музыкальная школа.
Дом разобрали в 1976 г., когда построили новый Дворец культуры железнодорожников, а привокзальную площадь реконструировали (ул. Первомайская, 55). При этом снесли старые двухэтажные деревянные дома железнодорожников, что стояли там, где теперь возведены три «небоскреба».
Сегодня ДК Железнодорожников – это современный многофункциональный центр культуры и досуга. Здесь проходят концерты, конференции, фестивали, и множество других культурных мероприятий.
В 2015 г. перед дворцом культуры появился монумент «Железнодорожникам фронта и тыла», сложенный из рельсов времен Великой Отечественной войны. Рельсы, смыкаясь, образуют арку – мост Победы. Эти рельсы – свидетели горьких поражений и великих побед советского народа. Под аркой Победы свисает колокол, в который можно позвонить.
Также, в память о самоотверженном труде железнодорожников во имя Великой Победы в 1987 г. установили паровоз ФД 21-30-31 (ФД-Феликс Дзержинский). Прибыл он в депо «Тюмень» в 1941 году. Паровоз побывал под бомбежками, тянул поезда-тяжеловесы.
Территорию ж/д вокзала, клуба железнодорожников и завода, от города разделял овраг с речкой Тюменкой, через который был проложен сначала деревянный мост, затем каменный. Сейчас построена современная развязка Первомайская – Запольная. Речка заведена в железобетонную трубу.
Продолжение следует.
Спасибо!
Ставьте класс 👍 , если понравилось.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс дзен 👉здесь.