Фильмы о дислексии: «Я делаю шаг» и «Звездочки на земле»

Когда Дэвид Сайдлер получил «Оскар» за сценарий к фильму «Король говорит!», то в ответной речи на церемонии награждения он сказал с трогательным волнением: «Теперь у нас есть голос, нас услышали».

Речь в фильме шла о принце Альберте, будущем короле Великобритании Георге VI, который страдал от сильного заикания и панически боялся выступать перед публикой. Эта история взволновала Сайдлера, который и сам всю жизнь заикался. Благодаря победе на «Оскаре» он смог привлечь внимание общества к этой проблеме.

Но, если наличие у человека логоневроза (заикания) заметно каждому, то дислексия часто скрыта от всех, кроме самого дислектика и его близких. И поэтому неудачи такого ребёнка в учёбе взрослые часто склонны списывать на лень или на недостаток у него интеллекта.

Когда Дэвид Сайдлер получил «Оскар» за сценарий к фильму «Король говорит!», то в ответной речи на церемонии награждения он сказал с трогательным волнением: «Теперь у нас есть голос, нас услышали».
Стивен Спилберг, легенда мирового кинематографа, рассказал в одном из своих многочисленных интервью: «…Мне было неловко вставать перед всем классом и читать». По его словам, он уже тогда понимал, что он – другой, просто у него «не было названия для этого состояния». Когда Спилберга вызывали к доске, этот день становился «ещё одним днём в длинной череде самых худших дней в жизни». Как позже признался режиссёр, создание фильмов стало для него «величайшим спасением».

Фильмы о дислексии и дислектиках

Кинематограф, обладающий огромным количеством выразительных средств, даёт прекрасные возможности для того, чтобы рассказать аудитории о проблемах людей с дислексией.

В популярном сериале для подростков «Беверли Хиллс 90210» есть героиня по имени Донна Мартин (её играет Тори Спеллинг). Она получает низкий балл на академическом тесте, который нужен для поступления в высшее учебное заведение. Позднее Донна узнаёт, что у неё дислексия, пересдаёт тест в виде устного экзамена и успешно поступает в колледж. Это был один из первых случаев, когда на телевидении заговорили о потребностях людей с дислексией.

Многие смотрели героический фильм о Второй мировой войне под названием «Перл-Харбор», но наверняка уже не помнят, что у одного из главных героев, капитана Рэйфа Маккоули (Бен Аффлек), была дислексия. Из-за неё он мог бы не пройти комиссию и стать пилотом, но медсестра по имени Эвелин скрывает этот факт.

К дислексии долгое время относились как к недостатку, но после того, как в 1980-х годах Норман Гешвинд доказал, что дислектики наряду со слабостями часто имеют особые таланты, это отношение изменилось. В фильмах дислектиков нередко стали изображать как людей со сверхспособностями.

К примеру, в телевизионном фантастическом сериале «Герои» рассказывается о полицейском Мэтте Паркмане (его играет Грег Грюнберг), у которого есть проблемы с чтением. В первых сериях Мэтт хочет продвинуться по карьерной лестнице и сдать экзамен на детектива, но не может это сделать из-за своей дислексии.

Когда Дэвид Сайдлер получил «Оскар» за сценарий к фильму «Король говорит!», то в ответной речи на церемонии награждения он сказал с трогательным волнением: «Теперь у нас есть голос, нас услышали».-2

Другим дислектиком-супергероем, показанным в кино, является Перси Джексон. Он – герой книжного цикла, созданного Риком Риорданом: подросток, который является сыном античного бога Посейдона и обычной женщины. О приключениях юного героя было снято два фильма, первым из которых является «Перси Джексон и Похититель молний», вышедший на экраны в 2010 году. Второй называется «Перси Джексон и Море чудовищ», он был представлен зрителям спустя три года после первого.

У Перси диагностированы дислексия и СДВГ, и его постоянно выгоняют то из одной, то из другой школы. Затем он узнаёт, что является полукровкой, а его так называемые недостатки на самом деле обеспечивают ему преимущества.

«Звёздочки на земле»

Фильм 2007 года “Taare Zameen Par” (“Like Stars on Earth”) за авторством индийского режиссёра Аамира Кхана рассказывает о восьмилетнем мальчике с дислексией по имени Ишан Авасти. Его никто не понимает, включая собственных родителей, его отвергают, над ним издеваются – но, к счастью, ему в конце концов удаётся найти свой путь благодаря усилиям преданного своему делу учителя.

По натуре он – жизнерадостный мальчуган с творческой натурой, который любит рисовать и складывать паззлы. Однако, в школе он постоянно проваливает все тесты. Учителя называют его «лентяем» и «бесстыжим», одноклассники издеваются над ним и подвергают насмешкам, потому что Ишан с трудом может читать вслух.

Когда Дэвид Сайдлер получил «Оскар» за сценарий к фильму «Король говорит!», то в ответной речи на церемонии награждения он сказал с трогательным волнением: «Теперь у нас есть голос, нас услышали».-3

Мальчик всех раздражает своей несобранностью и тем, что постоянно витает в облаках. Больше всего Ишаном недоволен его собственный отец, потому что мальчик – полная противоположность гораздо более успешного старшего сына.

Мальчик второй год сидит в третьем классе, но никакого прогресса учителя не видят: Ишан пишет, как курица лапой, а книги, по словам учительницы, «его злейшие враги». С математикой дела обстоят не лучше: задачу, где нужно 3 умножить на 9, он воспринимает как «3 поместить на место 9», и пишет в ответе «3».

Что интересно, тройку он воображает в виде Земли, 3-й планеты от Солнца, а девятку – в виде Плутона, 9-й по счёту планеты Солнечной системы. Это означает, что Ишан вовсе не глуп: он разбирается в таких вещах, о которых наверняка не имеют представления его одноклассники.

Но в школе никто не стремится понять Ишана, всех интересует только успеваемость. Поэтому директор мягко намекает родителям, что их учебное заведение «уже не может ничего для него сделать» и предлагает отправить мальчика в специализированный интернат. «Одним детям повезло меньше, чем другим, - говорит директор.

Когда Дэвид Сайдлер получил «Оскар» за сценарий к фильму «Король говорит!», то в ответной речи на церемонии награждения он сказал с трогательным волнением: «Теперь у нас есть голос, нас услышали».-4

К счастью для Ишана, на его пути встретился такой человек, который смог поддержать его и заставить поверить в свои силы.

Мальчика отослали в интернат, в котором основными педагогическими методами были строгая дисциплина и физические наказания. Ишан страдал там из-за разлуки со своей семьёй и от того, что его постоянно ругали и обзывали «идиотом». Но однажды в интернат пришёл новый учитель рисования, весёлый и оптимистичный Рам Шанкар Никумб. Помимо преподавания, он также работал инструктором в школе для детей с нарушениями развития. Молодой человек сразу распознал, что у Ишана – дислексия. Он попытался объяснить это родителям мальчика, но, к сожалению, отец Ишана ему не поверил. Он продолжал думать, что его сын – ленивый и умственно отсталый ребёнок, который ни на что не способен.

Но Рам не сдался и упросил директора интерната сделать его наставником Ишана. Занимаясь с ним, он использовал методы коррекции дислексии, которые разработали специалисты в его школе. Он рассказывал детям о дислексии и о том, как много известных людей были дислектиками. Он также заметил, что Ишан очень хорошо рисует, и стремился развивать в нём этот талант.

В конце концов, мальчик благодаря этому молодому учителю добился потрясающего прогресса, а родители научились понимать и принимать его состояние. Ишан нарисовал портрет Рама и стал победителем конкурса декоративно-прикладного искусства.

Фильм «Звёздочки на земле» показывает, что дети с дислексией часто обладают даже более высоким творческим потенциалом и интеллектом, чем остальные люди. Если они научатся преодолевать свои трудности и использовать свои сильные стороны, то они станут успешными. Но таким детям необходима не только специальная коррекционная методика, но и эмоциональная поддержка со стороны окружающих.

«Я делаю шаг»

Российский фильм 2023 года «Я делаю шаг» в каком-то смысле является антитезой индийским «Звёздочкам». Он снят при поддержке Ассоциации родителей детей с дислексией и повествует о молодом учителе литературы из провинциального города. Его зовут Александр Макаров и он – дислектик. Однако, это не помешало ему успешно заключить школу и получить диплом преподавателя.

Правда, не всё так гладко складывается в его будущей карьере. Александр рассчитывал получить работу в престижном лицее Санкт-Петербурга, но из-за интриг был вынужден вернуться в родной Псков и устроиться в обычную школу. Если в фильме «Звёздочки на земле» насмешкам и издевательствам подвергался восьмилетний мальчик, то в этом фильме подобное испытание выпадает уже на долю учителя. Девятиклассники конфликтуют с ним, подстраивают различные пакости, а иногда ведут себя просто жестоко.

Фильм показывает, насколько сложной может быть жизнь человека с дислексией. Александр вынужден скрывать своё состояние, чтобы не выглядеть в глазах окружающих «неполноценным». Для него проблемой может стать любая на первый взгляд обыденная вещь: прочитать надпись на уличном указателе, посмотреть время на часах с циферблатом, прочесть фамилии учеников в журнале.

Молодой человек пользуется голосовыми помощниками и прочими уловками, которые помогают ему компенсировать его трудности с чтением, но это не всегда помогает. Вот и место в санкт-петербургском лицее он потерял из-за того, что бывшая университетская подруга воспользовалась его слабостью.

Тем не менее, финал у фильма жизнеутверждающий: герой воссоединяется с любимой девушкой, находит ключик к сердцам девятиклассников и побуждает их принять участие во всероссийском литературном конкурсе. Но главная победа Александра – это не награда в конкурсе, а признание своего состояния как нормы.

Исследования, проведённые в разные годы, показали, что люди с дислексией обладают ярко выраженным нестандартным мышлением, и прежде всего такими его аспектами, как способность находить множество решений и гибкость в переключении между задачами. Сюда же входит и умение генерировать новые и необычные идеи, что является главной составной частью творчества.

Доктор Хелен Тейлор из Кембриджского университета в своей статье от 2022 года предложила переопределить дислексию как новый способ мышления, который человечество получило в ходе эволюционного развития.

Иными словами, люди могут воспринимать мир и взаимодействовать с ним различными способами, и эти способы не являются какими-то отклонениями, если они не соответствуют типичной картине. Напротив, это своего рода новый инструмент, который эволюция дала человеческой расе. Принимая эти различия, мы можем создать среду для построения более справедливого, более инклюзивного – и более прогрессивного общества.

Узнайте больше о дислексии и ее особенностях на нашем сайте.