Городская реформа привела к созданию городских дум, избиравшихся ограниченным числом горожан, и городских управ, возглавляемых городским начальником, назначаемым центром. Однако фактически власть в городах оставалась в руках губернаторов и их помощников. Реформа не придала населению реальной возможности влиять на принятие решений и контролировать власть. Вместо этого создалось иллюзорное участие в управлении, которое было сильно ограничено центром. Поэтому горожане чувствовали беспомощность и несправедливость системы. Было установлено, что ответственность перед законом остается на должностных лиц и решения местного самоуправления могли быть отменены центром без особой мотивации. Поэтому горожане чувствовали себя обманутыми, так как у них фактически не было реальной власти над своими делами. Вместо того чтобы предоставить людям действительную возможность участвовать в управлении городом, реформа Александра 2 лишь создала видимость участия, не изменяя фактической ситуации и сохраняя власть в руках центра. Городская реформа не принесла ожидаемых результатов и разочаровала большинство населения, так как вместо увеличения автономии городов, она лишь усилила контроль центральной власти. Александр 2 проводил целый ряд реформ, нацеленных на модернизацию и укрепление государства. Однако городская реформа оказалась одной из наименее успешных и вызвала много недовольства среди населения. Сложно было ожидать, что иллюзию участия можно было обмануть народ, который стремился к реальным переменам в обществе. Городская реформа Александра 2 осталась лишь символическим шагом в сторону улучшения самоуправления, не принеся ощутимых изменений в повседневной жизни горожан. В результате реформа была критикована и определена как пустой жест в сторону либерализации, которая не подкреплялась реальными действиями.
Подготовка к городской реформе в России
Министр внутренних дел России П. Валуев получил поручение от Александра II в июле 1862 года и занялся подготовкой городской реформы, которая затянулась на 8 лет. Более чем 500 крупнейших городов европейской части России были задействованы в этом процессе. Комиссии, работавшие над реформой, создавали материалы по изменению системы управления городами. Эти материалы были объединены в «Городовое положение», который был представлен императору уже в 1864 году.
Проект реформы был утвержден императором и направлен на рассмотрение Кодификационной комиссии. В 1866 году началось рассмотрение проекта реформы в Государственном Совете Российской Империи. Этот этап занял почти 4 года. И только 16 июня 1870 года император подписал «Городовое положение», вступившее в силу и запустившее городскую реформу.
Таким образом, почти десять лет ушло на подготовку и реализацию городской реформы в России, которая затронула огромное количество городов. Реформа предполагала изменения в системе управления и описывала новые принципы городского управления. Подписание «Городового положения» стало важным шагом в модернизации городской жизни и усилении централизованного управления в Российской Империи.
Этот процесс отражал стремление к совершенствованию государственной системы и обновлению управленческих методов в городах. Городская реформа стала частью широких изменений, направленных на современный и эффективный подход к управлению территорией.
Реформа разделяла власть между Городской думой и Городской управой. Городская дума была избирательным органом, который принимал решения и утверждал бюджет города. Городская управа, в свою очередь, отвечала за выполнение решений, принятых Городской думой, и обеспечивала непосредственное управление городскими делами. Важным аспектом реформы стало участие горожан в управлении городом. Это позволило им принимать активное участие в решении вопросов, касающихся их бытового бытия. Однако, несмотря на некоторые положительные изменения, реформа не устранила всех проблем городского управления. Для эффективной работы системы требовалось не только соблюдение установленных правил, но и компетентность, ответственность и профессионализм со стороны чиновников. В результате некачественной работы управляющих структур, многие проблемы оставались актуальными. Горожане продолжали сталкиваться с недостатком коммунальных услуг, проблемами благоустройства и прочими аспектами, затрагивающими их повседневную жизнь. Таким образом, необходимость улучшения городского управления оставалась важной задачей. В ходе исторического развития были предприняты множество попыток усовершенствовать городское управление, однако, не все они принесли желаемый результат. Разнообразные реформы позволяли частично решать проблемы, но не решали их коренным образом. Главная проблема заключалась в эффективности и ответственности органов управления перед горожанами. Для того чтобы добиться успеха в управлении городом, необходимо было не только создать эффективную систему, но и обеспечить ее бесперебойную работу и контроль со стороны населения. Только в этом случае можно было говорить об улучшении жизни горожан и повышении качества городской среды.
Городские выборы и система управления в Российской Империи
Городская дума Российской Империи была избирательным органом, который формировался на основе налоговых платежей горожан. В зависимости от суммы уплаченных налогов горожанин попадал в одну из трех курй, где и выбирал «гласных» - представителей в Городскую Думу. Правом голоса наделялись горожане, которые соответствовали определенным критериям: достигли 25-летнего возраста, были подданными Российской Империи, не имели задолженностей по налогам и владели недвижимостью в городе.
Городовое положение 1870 года устанавливало также причины, по которым горожанин мог лишиться права голоса: судимость, нахождение под следствием, банкротство, отсутствие духовного сана или должности. После выборов Городская Дума формировала Управу, утверждая Главу города, его заместителя и чиновников.
Хотя на первый взгляд система управления городом казалась демократической, на деле Городской Голова, председатель Думы и Управы, не избирался просто «гласными», а требовал утверждения. В крупных городах кандидатов утверждал руководитель МВД, в средних и малых городах - губернатор. Кроме того, функционировал орган «Губернское присутствие», контролировавший работу Управы и Думы и подчинявшийся только губернатору. Крупные решения обязательно утверждались в Присутствии.
Таким образом, система городского управления в Российской Империи была далека от идеала демократии: надзор и контроль со стороны центральных властей существенно ограничивали самостоятельность городских органов.
Историческое значение реформы Александра II
Городская реформа, проведенная Александром II, была ограниченной, предоставляя лишь частичную самостоятельность городам. Органы местного самоуправления занимались лишь хозяйственными вопросами, лишенные реальной власти. Либералы критиковали эту реформу, считая ее неэффективной из-за отсутствия полноценных свобод. Государство жестко контролировало деятельность городских органов, имея право отменить их решения. Городские думы и управы не имели независимости и актуальной власти, их решения требовали согласования с губернаторами и МВД. Они не могли осуществлять значимые изменения без поддержки государства.
Таким образом, реформа 1870 года лишь создала иллюзию власти местного самоуправления, оставляя реальную власть в руках губернаторов и центрального государства.