Контроль, забота и гиперопека в детско-родительских отношениях

 Конечно, бывают ситуации, когда контроль полезен и даже необходим. Если, например, мы контролируем поведение маленького ребенка, который еще не понимает границ опасности.  Но и здесь есть разница.

Конечно, бывают ситуации, когда контроль полезен и даже необходим. Если, например, мы контролируем поведение маленького ребенка, который еще не понимает границ опасности. Но и здесь есть разница.

Контролирующий и Заботливый родитель.

Контролирующий родитель критикует, указывает, требует, наказывает, руководит, структурирует, наставляет.

Заботливый Родитель – помогает, заботится, защищает, даёт то, в чём ребенок нуждается, принимает, поддерживает, ободряет, учит справляться.

Гиперопека или чрезмерная забота о своём ребёнке со стороны матери, может вырастить из него зажатого и неуверенного в себе человека, неспособного к самостоятельной жизни, принятию решений и ответственности за свои поступки.

Такое «причинение добра» не научит ребенка вырабатывать свое мнение и самостоятельно справляться с трудностями.

Чем отличается забота от гиперопеки? Проявляя заботу, мы предлагаем ребенку помощь, оставляя ему право на собственный выбор.

Гиперопека же означает желание оградить ребенка от любых препятствий и трудностей, попытки спасти его от ошибок. К сожалению, никто не учится на чужих ошибках, пока ребенок не обожжется о горячий утюг, бесполезно ему объяснять, что это больно.

Гиперопека чревата развитием у ребенка «выученной беспомощности» – это состояние, при котором даже небольшие препятствия и трудности кажутся ему непреодолимыми.

 Конечно, бывают ситуации, когда контроль полезен и даже необходим. Если, например, мы контролируем поведение маленького ребенка, который еще не понимает границ опасности.  Но и здесь есть разница.-2

Контролирующий родитель:

👉смотрит на ребёнка сверху, считает, что он лучше знает, что нужно ребенку

👉воспринимает его, как свою собственность

👉настаивает на полном подчинении

👉требует, чтобы ребенок вел себя так, как он ему говорит

👉ориентируется на мнение социума и считает, что лучшее воспитание для ребенка – в соответствии с установленными социальными нормами

👉полагает, что ребенок с малых лет способен понять то, чего от него хотят или, наоборот, считает, что «несмышленыш» еще ничего не знает и не имеет права на собственное мнение

👉ожидает от ребенка «взрослого» поведения и не представляет, почему у ребенка это не получается

👉когда ребенок ведет себя нестандартно, проявляет инициативу или поступает по-своему, раздражается

👉оценивает, критикует, наказывает, стыдит, что порождает в ребенке страх, протест и сопротивление

👉игнорирует желания ребенка

👉обесценивает успехи ребенка, считает, что он способен достичь большего

👉думает, что похвала и одобрение расхолаживают, разбалуют, а это способствует снижению результативности

Гиперопекающий родитель:

➡️чрезмерное желание оберегать своих детей от любых возможных опасностей (чаще всего мнимых),

➡️стремление привязать к себе ребенка эмоционально и физически, заставить его поступать не так, как он хочет сам, а так, как правильно и безопасно, по мнению родителя.

➡️постоянно создавать условия, чтобы ребенок был всегда рядом, «привязать» чувства, эмоции и настроение ребенка к своим чувствам, эмоциям и настроению.

➡️обязывает детей поступать так, как родителю кажется наиболее безопасным.

➡️чрезмерная родительская забота о ребенке, выражающаяся в необычной привязанности, преданности ребенку.

Как узнать причину плохого самочувствия👇

Закрытый телеграм канал👉