С середины позапрошлого века Баку выплеснулся за пределы крепостных стен и сбросил чадру средневековых хаотично запутанных улочек. Бурный рост населения Баку, вкупе с притоком нефтяных денег, привел к строительному буму и развитию архитектуры. В Баку появляются сооружения в стилях «неоренессанса», «неоготики», «необарокко», «классицизма», «ампир», «модерн». Каждый дом, богато украшенный лепниной, карнизами, фигурными окнами и арками, шепчет нам истории прошлых столетий. А мы будем их слушать и восторгаться.
Тропинка ведет к "Горным воротам" крепостной стены, их еще называли "Сальянскими". Через несколько десятков лет эту местность уже будет не узнать...
А мы выходим из Сальянских ворот Ичери Шехер и из средневекового Баку попадаем в Баку российской империи конца19-начала 20 в. По Гюлистанскому мирному договору 1813-го года было утверждено присоединение Северного Азербайджана, в том числе и Баку, к Российской империи. В 1864 году, был составлен первый градостроительный проект города, который вывел Баку за вековые пределы крепости. Среди проектов градостроительства не раз рассматривались предложения разрушить Ичери Шехер, чтобы на месте узких улочек возвести современные улицы и здания. К счастью, хватило здравого смысла, чтобы сберечь уникальный памятник зодчества и историческую цитадель для потомков. А Баку стал стремительно развиваться за крепостными стенами, став губернским центром. Вокруг крепостных стен была проложена кольцевая магистраль,получившая название Николаевская улица.( в 1929-91 годах Коммунистическая). Именно здесь на средства предпринимателей были построены первые помпезные образцы архитектурного искусства,превратившие Баку в красивейший и комфортный город на стыке восточной и европейской культур. Одно за другим появляются монументальные здания банков и общественных собраний, доходные дома, жилые особняки и театры. Шальные капиталы новоиспеченных нефтяных буржуа, помноженные на восточные широту души и желание показать себя, стали памятником своей эпохе, сохранив в камне домов историю, судьбу, а иногда и облик бывших владельцев.
И начнем мы свое знакомство с новым городом с Сада Филармонии. Учитывая очень плотную застройку старого города, разбить сад внутри крепостных стен было невозможно, поэтому сад для прогулок правителей в тени деревьев появился за стеной Ичери Шехер. Сад Филармонии, известный ранее как Губернаторский сад, получил название из-за своего расположения напротив дома губернатора. Сад Филармонии заложили еще в 1830-м году. Комендант бакинской крепости задумал хоть как-то облагородить город и всех приезжавших из Ирана купцов обязал платить необычную пошлину – несколько мешков чернозема. И потянулись в Баку торговые суда с землей и саженцами. Шелковица, карагач, сосна, акация-все для Губернаторского сада.К концу 19в. число деревьев в нем превысило 12 тысяч. Появились аллеи, беседки и пруды. В 1895 году у горожан впервые появился доступ к бесплатной питьевой воде благодаря открытию маленького фонтана опресненной воды, у которого был поставлен стаканчик для всех желающих им воспользоваться. Несколько десятилетий сад был единственной зеленой зоной Баку. Простые горожане могли посещать парк один раз в неделю, зато нефтяные миллионеры и прочая элита могли наслаждаться им ежедневно.
В советские годы сад назывался Парком пионеров и школьников – здесь работали различные детские кружки и шахматная школа. Как-то попугаев пытались завести в республику контрабандой. Попытка не удалась. А вот попугаи, разлетевшись по городу, облюбовали для обитания сад Филармонии.
В 1912 году в Губернаторском саду был построен Дом Общественного собрания города. За основу своего проекта архитектор Гавриил Тер-Микелов взял знаменитое казино Монте-Карло. С этой целью, он даже специально съездил в Монако. До революции в здании размещались казино и летний клуб для богатых горожан – высших чиновников империи, офицеров, нефтепромышленников.
В 1936 году оно было передано бакинской Филармонии, которой присвоили имя Абдул-Муслима Магомета оглы Магомаева – знаменитого деятеля азербайджанской культуры, композитора и дирижера, деда «главного тенора Советского Союза» Муслима Магомаева-младшего.
Один из заказчиков строительства, глава «Московско-Кавказского нефтяного товарищества» миллионер Гукасов изъявил желание смотреть и слушать концерты с балкона своего дворца. Специально для этого весьма уважаемого человека архитекторы разместили летнюю сцену сбоку от главного входа – хотя по всем канонам она должна была быть по центру.
Дом Гукасова или еще его называют Дебуровский дворец. Хоть дворец и сохранил имя Льва де Бура, сам он в дворце никогда не проживал. Лев де Бур был одним из основателей нефтяного "Каспийского товарищества" вместе с 4 братьями Гукасян. Он умер до завершения строительства, и Гукасовы разместили во дворце жилые апартаменты и контору. В последующие годы на них приходилось 6-7% нефтедобычи на Апшероне.
Связи "Каспийского товарищества" с Англией повлияли на судьбу Дебуровского дворца в Гражданскую войну - летом 1918 года здесь располагался штаб английской армии, вошедшей в Баку из Ирана для защиты от турок. Но турки тогда взяли город, а Советы, придя в Азербайджан пару лет спустя, в 1921 году передали Дебуровский дворец под совнарком и резиденцию его главы Наримана Нариманова. Следующие 30 лет, до переезда музея, тут располагались всякие госорганы. И лишь грудастые девы взирали с крыши на мусульманский город.
Музею искусств особняк передали в 1951 году. Коллекция Музея искусств Азербайджана насчитывает более 17 тысяч произведений, среди которых работы азербайджанских художников (Таги Тагиева, Таира Салахова, Амира Гаджиева, Газанфара Халыкова и др. ), а также русских живописцев — Шишкина, Левитана, Брюллова, Венецианова. Особое место занимают картины на кавказские сюжеты: «Корабль в бурю» Айвазовского и «Вид Баку с моря» Верещагина.
Среди бакинских нефтепромышленников в начале ХХ века было модным приглашать в столицу польских архитекторов для строительства собственных дворцов в европейском стиле. Польские архитекторы Гославский, Плошко, Скуревич, Скибинский и другие построили здания Бакинской городской думы (ныне мэрия), Президиума академии наук, дворец Тагиева, дворец Мухтарова, мусульманскую женскую школу, множество жилых домов в исторической части города и несколько мечетей. Все эти здания до сих пор украшают Баку и придают ему неповторимый колорит.
Иосиф Викентьевич Гославский, выходец из варшавской шляхты, был одним из наиболее ярких представителей дореволюционной бакинской архитектурной элиты. Приехав в город в 26-летнем возрасте, Гославский берется за проект, от которого отказывались многие маститые архитекторы: строительство грандиозного православного собора Святого Александра Невского. Молодого инженера не испугали ни масштабы сооружения, ни объем строительных работ. К 1898 году 86-метровый собор великолепным каменным кружевом взметнулся над городом. По завершению строительства на молодого архитектора обрушился шквал заказов от нефтяных магнатов и городских властей, и Гославский самозабвенно принялся за их реализацию.
Ю.Гославского называли «кавказским Растрелли». Тринадцать лет этот талантливейший зодчий создавал в городе творения, которые и сегодня заставляют восхищенно замирать перед ними. Так,перед ним была поставлена задача: построить самое красивое здание на Николаевской улице– и он блестяще с ней справился. Пышное трехэтажное здание в стиле барокко было построено в 1904 году и предназначалось для Государственной Думы (позже для бакинской мэрии).
При проектировании думы Гославский не жалел творческой энергии, а город проявлял завидную щедрость – здание должно было подтверждать распространенное мнение, что Баку – город сказочных богатств. «Здание строили роскошно, в 400.000 рублей по смете,- отмечал тогдашний городской голова А.Новиков, - в несколько этажей, с мраморными лестницами, с обшивкой фасада выписанным из-за границы особо прочным кирпичом». В отделке использовался цветной мрамор и красный декоративный кирпич из Италии. Одной из архитектурных изюминок бакинской мэрии является изящная часовая башня с арками над пешеходным тротуаром.
Это был последний проект Иосифа Гославского. В самый разгар строительства у него обострилась чахотка. Архитектор ушёл из жизни всего за несколько месяцев до сдачи проекта. Ему было всего 39 лет.
Еще одно красивейшее здание в венецианском стиле было построено другим польским архитектором Иосифом Плошко по заказу богатого нефтепромышленника Муртузы Мухтарова. Благодаря своему таланту изобретателя-самоучки он, что называется, выбился в люди. Без всякого специального образования Мухтаров смог усовершенствовать некоторое нефтедобывающее оборудование, основал свою нефтяную контору. Уже в конце XIX века Мухтаров ввел в строй свой собственный завод по производству нефтяного оборудования - первый в Российской Империи!
Великолепный особняк Муртуз Мухтаров заказал для своей жены Лизы: во время свадебного путешествия по Европе ей на глаза попалось очень красивое готическое здание, и она сказала: «Как, должно быть, счастливы люди, живущие в таком доме». После возвращения из путешествия Мухтаров задумал построить для горячо любимой жены точно такой же дворец. Всего за один год (1911-1912 гг.) великолепное здание было воссоздано Иосифом Плошко. Лиза не могла поверить своим глазам, когда во время прогулки муж подвел ее к копии венецианского особняка и на ее восхищенное «Это сказка!» тихо ответил: «Эта сказка принадлежит тебе».
Увы, с этим дворцом связаны и печальные истории. Во время установки на крыше статуи рыцаря погиб Имран Касумов - младший представитель фирмы братьев Касумовых - известных в Баку застройщиков. Он оступился и упал с высоты. Имран Касумов был интеллектуалом, меценатом, театралом, и, говорят, также был в числе первых азербайджанских актеров, участвовал в первой постановке оперы "Лейли и Меджнун". Его жена Рубаба была одной из первых модниц Баку. Рубаба-ханум не пережила гибели мужа и отравилась.
Чета Мухтаровых прожила в доме 8 лет, а после революции он был реквизирован новой властью. Однажды во двор дома, устланный дорогим итальянским мрамором, въехали конные красноармейцы – Муртуз не сдержался и, выйдя на балкон, высказал им все что накопилось. В ответ «буржуй» был послан со всей пролетарской прямотой. Мухтаров, не имевший привычки молча сносить оскорбления, достал револьвер и разрядил весь его барабан в непрошеных гостей – а последнюю пулю выпустил в себя.
В 1920 году здание занимала организация со звучным названием Клуб Освобождённой Тюрчанки или Женский клуб им. Али Байрамова. Позже Мухтаровский дворец стал Дворцом бракосочетаний -«Дворцом счастья». По сей день во дворце сочетаются счастливым браком тысячи семей. Здание, возведенное во имя любви более 100 лет назад, и сегодня слышит искренние клятвы в вечной любви молодоженов.
На улице Никольской стоит еще одно бакинское творение архитектора Гославского: бывшее здание школы для девочек-мусульманок, первого подобного учебного заведения в Закавказье и на всем Ближнем Востоке.
Вдохновителем, заказчиком и спонсором строительства был известный промышленник и миллионер Г. Тагиев. Так как школа была чисто европейского типа, тем более пансион, местное духовенство было против ее открытия. Тогда хитрый Тагиев посылает своего человека из религиозной среды в паломничества по святым местам – Мекку, Медину, Кербелу, Хорасан, Каир, Тегеран и Стамбул для встречи с самыми уважаемыми в исламском мире религиозными деятелями, приказав от каждого получить официальные разрешения, с подписями и печатями, на обучение девочек-мусульманок, по европейским канонам. Что тот с блеском исполнил. Тагиев писал, что «есть один путь для того, чтобы вытащить мусульманскую женщину из закрытой жизни: школа. Эту школу нужно создать и настроить так, чтобы мусульмане относились к ней с симпатией и с полным доверием отправляли своих дочерей учиться». Судьбу гимназии окончательно решило письмо императрицы Александры Федоровны, в которой та желала девушкам учиться на «отлично», стать полезными Родине и обществу гражданками, прожить жизнь в здравии и счастье. Письмо было ответом на телеграмму девочек, в которой они благодарили императрицу за живое участие в деле создания школы и за то, что согласилась дать школе своё имя. Отправить телеграмму посоветовал девочкам сам Тагиев.
О самом Тагиеве можно говорить очень долго. Миллионер, начинавший свою карьеру помощником каменщика на стройке. Любое дело, за которое он брался, получало размах и успех. Нефтяные заводы и судоверфи, водопровод и пожарное дело, первый хлопчатобумажный комбинат и первые банки, институты, школы, медресе, мечети, больницы и театры строились и развивались на деньги Тагиева. Говорят, на самом видном месте Тагиев хранил орудия каменщика, чтобы всегда помнить, с чего начинал.
С именем Гаджи Зейналабдина Тагиева связано множество историй. Но самая трогательная из них рассказывает о любви известного нефтепромышленника и его молодой жены Соны Араблинской. Его жена Сона-ханум была моложе супруга на 44 года, и тем не менее, эта пара считалась самой счастливой в Баку. Прекрасный дворец Тагиева в стиле итальянского ренессанса был построен в качестве свадебного подарка для Соны ханум. Общая площадь дома – три тысячи квадратов, всего более ста комнат, и каждая из них отличается собственным интерьером. Паркет из шести пород дерева, обои из натуральной кожи, французские зеркала и венецианское стекло – Тагиев не жалел средств на внутреннюю отделку. Один из залов дворца, Восточный, облицован чистым золотом, всего более восьми килограмм. Здесь семья жила в атмосфере счастья на протяжении 20 лет. С 1921г. во дворце Тагиева находится Национальный музей истории Азербайджана, в запасниках которого хранится более 300 000 уникальных артефактов.
После установления Советской власти все предприятия и собственность Тагиева были национализированы, однако репрессировать самого миллионера новые власти не решились не только из-за громадной популярности в обществе, но и потому, что кое кто из новых властей припомнил, что кому-то из них Тагиев оплачивал образование в Петербурге или Париже, а кто то получал тагиевскую стипендию в учебных заведениях финансируемых Тагиевым и построенных на тагиевские же деньги. И низложенному миллионеру позволили дожить до глубокой старости на собственной вилле в Мардакянах, построенной, к слову, тем же Гославским.
Жемчужиной Николаевской улицы стало здание здание «Исмаиллийе», созданное по образцу Дворца дожей в Венеции. Эту роскошную «симфонию в камне» тоже создал Иосиф Плошко – на средства Мусы Нагиева - богатейшего после Нобелей нефтяного магната Баку. Нагиев построил его в память об умершем от туберкулеза сыне Исмаиле для мусульманского благотворительного общества.
Муса Нагиев работал носильщиком в бакинском порту, скопил денежек на земельный участок, и копая колодец - наткнулся на нефть. О том, что нефть сулит богатства, Муса Нагиев уже знал. Полуграмотный селянин нанял инженеров и юристов, и вскоре богател не по дням, а по часам, прибирая к рукам скважину за скважиной. Однажды отец сказал Мусе: «сколько построишь домов, столько лет и проживешь». Нагиев построил в Азербайджане 98 зданий – хотел построить 100, чтобы прожить целый век (но в реальности прожил 70 лет).
Для разработки проекта архитектор Юзеф Плошко был командирован в Венецию, где вдохновился дворцом XV века Санта-София. Так и в Баку появился настоящий венецианский палаццо. В его фундаменте был размещен золотой брусок с выгравированной датой начала строительства. Предназначалось здание благотворительному мусульманскому обществу. На переднем и боковых фасадах здания Нагиев приказал высечь золотыми буквами изречения имама Али, двоюродного брата и сподвижника пророка Мухаммеда:"Человек возвышается и достигает желаемого только своим трудом", "С рождения до смерти человек должен учиться", "Мусульмане, ваш век умирает вместе с вами, готовьте своих детей к новому веку!"
"Исмаиллия" стала главным центром культуры для местных мусульман, в тогдашнем Баку составлявшим треть населения. После торжественного открытия «Исмаилии» в 1913 году, в его просторном белокаменном актовом зале с окнами, выходящими на Николаевскую улицу, проходили заседания членов Мусульманского благотворительного общества, собрания женщин-мусульманок, бакинской интеллигенции, съезды духовенства. Именно в стенах этого здания на первом съезде тюркологов было принято историческое для всей страны решение – переход с арабской письменности на латиницу.
Во время межэтнических столкновений 1918 года здание сильно пострадало от пожара, а также от пуль и снарядов – спустя пять лет правительство советского Азербайджана распорядилось отреставрировать дворец, убрав с фасада изречения имама Али. Так, надписи были удалены, зато появились золотые звезды. В наши дни в нем располагается президиум Академии наук Азербайджана.
И еще один из самый красивых домов - особняк Гаджинского.
Дом был построен в 1914 году на средства местного нефтепромышленника Иса-бека Гаджинского.С этим величественным псевдоготическим зданием связана одна весьма забавная легенда. По ней, в начале XX века удачливый коммерсант Исабек Гаджинский отправил одаренного племянника в Европу учиться на архитектора. Оплатил ему дорогу и учебу, снял жилье — но забыл дать денег на еду и прочие расходы. Племянник, в свою очередь, ничего на это не сказал — просто спокойно уехал и прошел свое обучение. А когда вернулся, щедрый дядюшка попросил его построить ему новый дом. Племянник согласился, дом был построен и на новоселье Гаджинский созвал все «сливки» тогдашнего Баку. Гости вкусно ели и сладко пили — а когда им понадобился туалет, не смогли его найти. Племянник-архитектор учел в доме все — но «забыл» про канализацию.
Такая вот легенда — правда, многие историки сомневаются, что у Гаджинского был племянник-архитектор. Но не подлежит сомнению тот факт, что строители сдали заказчику дом без канализации. В советские времена в этом доме жила партийная верхушка Азербайджанской ССР и некоторые видные ученые — среди них, например, был изобретатель «коктейля Молотова». Кроме того, в 1944 году по пути из Тегерана здесь останавливался генерал Шарль де Голль — на тот момент вождь «Свободной Франции» и будущий президент Пятой республики.
Великолепие Баку конца 19 века начинается сразу за крепостными стенами Ичери Шехера и,конечно,невозможно рассказать про все архитектурные шедевры. Но я старалась,как могла. Пойду пить кофе.