Оруэлл ошибся в своих прогнозах на 40 лет. Война — это мир. Цензура — это свобода слова.
Народный депутат от «Слуги народа» Никита Потураев призвал ввести военную цензуру (которая «не только контентные ограничения, это еще и дополнительные возможности»).
Потураев считает, что негативный смысл в слово «пропаганда» вложили западные политики во время Холодной войны, чтобы отделить объективную информацию от «советской лжи». Это якобы дискредитировало пропаганду, а в самом термине нет ничего плохого. Конечно же, в понятии «Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda» доктора Йозефа Гёббельса Потураев, очевидно, тоже не видит ничего предосудительного — как и в его деятельности.
«В самом слове «пропаганда» на самом деле ничего отрицательного нет. Отрицательная коннотация нам осталась с советских времен. Собственно, потому что в свое время на Западе было принято такое решение о разделении объективной информации и того, что транслировал Советский Союз и его сателлитарные государства. И соответственно решили, что то, что исходит из тоталитарных коммунистических стран — это мы будем называть пропаганда. С учетом того, какой специфический вкус приобрел термин, мы его употребляем для того, чтобы снова охарактеризовать то, что происходит из Москвы. Со всеми нашими проблемами у нас есть свободные медиа и верифицированная информация, а из Москвы идет кремлевская пропаганда. Поэтому уже такой традиции, мне кажется, стоило бы придерживаться».
Потураев выступает за запрет ряда социальных сетей, но это пойдет тоже на благо обществу, считает он. Согласно Потураеву, каждый украинец должен «решить, а чего ты хочешь – жить под российской оккупацией и с Telegram или жить в свободной Украине, но без Telegram».
«Там такая свобода, которая и социалистам не снилась!», — воскликнул Йожеф Швейк, описывая свое пребывание в сумасшедшем доме. И почему именно эти слова и это произведение приходят на ум, читая интервью Потураева?
Я уже писал о двух сосуществующих в едином временном и пространственном поле Украинах. После 2014 года (а особенно после 2022-го) существует политика «отмены» представителей «параллельной Украины» в информационном поле: их попросту вытолкали оттуда (сначала из телевизионного пространства, а позже — из средств массовой информации, поделенных между Офисом президента, Томашем Фиалой и Виктором Пинчуком). Причем вытолкали действительно ярких, креативных и творческих людей, оставив (как и положено тоталитарным государствам) послушную серость. Украинские медиа сегодня — это пятьдесят оттенков серого (во всех смыслах). Задумайтесь: когда вы читали в наших СМИ действительно глубокие и интересные материалы? Цензура и самоцензура убивает глубину мысли. Тотальная несвобода делает информационное поле пресным. Клиповое мышление выхолащивает способность критически воспринимать мир. Четверть века назад мы смеялись над анекдотом: «Сегодня читал свой пейджер. Много думал». Сейчас это уже не смешно. Сейчас это эпиграф к нашей жизни и нашему восприятию новостного контента эпохи постправды, который создается по принципу: 25% событийности, 25% пропаганды, 25% хейта и буллинга и 25% откровенного треша.
Нас постепенно отучают от текстов и смыслов. Ведь тексты развивают способность мыслить, а смыслы заставляют созидать, а не разрушать. Для нынешней власти думающий человек опасен, так как он задает слишком много вопросов. Думающий человек не будет орать «Слава!!!», услышав о намерении закрыть музей Булгакова или снести арку Дружбы народов. Он задумается: «А зачем???» — и это уже опасно для власти. Мыслящий человек практически всегда в оппозиции к государству, так как любое государство выражает в первую очередь интересы бюрократического аппарата, силовых структур и крупного капитала, а они слабо сочетаются с понятиями «истина», «справедливость», «честность». Мыслящий человек «зрит в корень», сопоставляет, анализирует, делает выводы и продуцирует идеи. Для власти задающий вопросы гражданин опасен, но в мирное время власть стесняется об этом говорить. А вот в военное!
Война — это всегда удобный повод подавить инакомыслие или способности к формированию смыслов. Не случайно известный политолог не так давно призывал запретить критическое мышление, так как оно отрицательно влияет на эффективность нашей пропаганды. Вот и сейчас война стала поводом для фактического подавления альтернативной мысли в обществе. Языковые, религиозные, литературные, политические запреты и табу освящаются тем, что «мы ведем войну» и «необходимо устранить пятую колонну».
Государство подает инакомыслие как работу на врага. Но ведь есть те, кто работают не на врага, а на здравый смысл. В психически больном обществе здравомыслие уже становится проявлением опасного диссидентства.
У меня очень широкий круг общения с «неудобными» людьми, которые не любят и не умеют «ходить строем». Им устроили искусственный офсайд и сейчас их тексты не опубликует ни одно издание в Украине (хотя еще недавно к ним выстраивались очереди из желающих взять интервью). По понятным причинам публиковаться в России они не будут. А к Медведчуку у них отношение и вовсе брезгливое. То есть, это среда украинских патриотов, но оппозиционных к нынешней власти. Философы, культурологи, поэты, писатели, политологи, социологи, антропологи, богословы, экономисты, дипломаты, бывшие политики, управленцы и даже силовики. Кто-то уехал из страны, кто-то остался и прозябает — и материально, и духовно. Им не хватает коммуникации и самореализации. Они фонтанируют интересными мыслями, но им не достучаться до высоких кабинетов, тем более, что в этих самых кабинетах лучше понимают короткие команды на английском, а не пространные морализаторства на украинском или русском. Вот и начинает появляться новый украинский самиздат — люди обмениваются своими текстами в узком кругу, сбрасывая их друг другу.
Эту ситуацию давно пора ломать. Пора дать возможность звучать альтернативным мыслям — и не в гетто YouTube или Telegram (хотя их роль неоценима). Необходимо новое издание — интернет-журнал или сайт.
Необходим источник текстов и пищи для ума, иначе вся мысленная деятельность оскудеет. Необходима дискуссионная площадка, свободная от цензуры. Именно здесь должны зарождаться новые мысли, диспуты, тренды.
Уверен, что подобного рода СМИ очень скоро станет настоящим явлением, способным влиять на умы. Ведь задачей такого издания будет не увеличение трафика для привлечения потенциальных рекламодателей, а возрождение в людях способности думать. Очень хочется, чтобы подобное средство массовой информации возникло. Ведь, как говорил классик, это не только и не столько пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор.
Эта запись также доступна в Telegram автора.
Об авторе:
КОНСТАНТИН БОНДАРЕНКО
Политолог
Все публикации автора »»
Согласны с автором или нет? Расскажите в комментариях и подпишитесь на канал!
__________
📌 Понравилась статья? Тогда вот ссылка на оригинал:
https://golos.eu/konstantin-bondarenko-vojna-eto-mir-czenzura-eto-svoboda-slova/
__________
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
⭐ Скотт Риттер: Мир с Россией – это единственная гарантия безопасности для Украины
⭐ Снежана Егорова: Украинцы и русские не могут жить друг без друга
⭐ Владимир Олейник: Украина сегодня – это хаос, порождённый Майданом
__________
Кстати! Подписывайтесь на «GOLOS.EU» в «Дзене», «Telegram», «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Мир тесен», «Живом Журнале» и «Яндекс.Новости». А ещё каждый день мы рассылаем важные публикации на почту – обязательно подпишитесь на рассылку!