Найти в Дзене

Panzerkampfwagen V "Panther" стальной хищник Второй Мировой

Оглавление

Каждый из нас слышал про Panzerkampfwagen V "Panther". Эта боевая машина уже давно стала символом танковых войск Германии в Великой Отечественной войне. Есть разные точки зрения на нее. Кто-то считает ее лучшим средним танком, кто-то считает ее одной из причин поражения Вермахта. Давайте познакомимся с историей создания легенды, поговорим о плюсах и минусах. Тогда каждый сам составит своё мнение.

Разработка.

После встречи с советскими Т-34 и КВ немцам пришлось коренным образом пересмотреть развитие своих бронетанковых сил. Самой серьезной боевой машиной Панцерваффе на начало Великой Отечественной войны был T-IV модификации F весом всего 22,3 тонны. Командованин искренне считало, что такого веса им будет вполне достаточно.

Т-III и T-IV можно назвать воплощением концепции блицкрига в понимании германских генералов, которые и не искали большего. Конечно, развитие бронетанковых войск на этом не закончилось, и конструкторы фирм "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz), Крупп ("Krupp") и МАН ("MAN") работали над новым проектом среднего танка, но его вес был близок к уже почти стандартным 20 тоннам.

Военные хотели бы получить и более тяжелый танк для прорыва вражеской обороны, но острой нужды в нем не было. Это видно по отсутствию внятного технического задания и тому, что от производителей всерьез не требовали результата.

Эрвин Адерс (нем. Erwin Aders, 7 мая 1881 года — 6 января 1974 года) — немецкий инженер-конструктор. Известен как создатель немецких тяжёлых танков.
Эрвин Адерс (нем. Erwin Aders, 7 мая 1881 года — 6 января 1974 года) — немецкий инженер-конструктор. Известен как создатель немецких тяжёлых танков.

Эрвин Адерс, один из ведущих немецких конструкторов танковой техники фирмы "Хеншель", работал над 30-тонным "танком прорыва" аж с 1937 г, но в 1941 г. этот проект был очень далек от завершения. У него по факту, имелось всего два прототипа, не имевших даже собственной башни, хотя на один из них все же водрузили башню T-IV. Броня "тяжелого танка" не превышала 50 мм.

Т-34 и КВ при всех своих недостатках стали неприятным сюрпризом для германских вооруженных сил. Практика показала, что прекрасная обзорность и эргономика не могут компенсировать относительно слабое бронирование и вооружение "троек" и "четверок". Пришлось раобты по "20-тонному" и "30-тонному" танкам свернуть, а во главу угала поставить новые задачи – в самые сжатые сроки фирмы "Хеншель"(Henschel) и "Порше" (Porsche) должны были создать танк массой в 45 т, а "Даймлер-Бенц" и "МАН" получили заказ на боевую машину с массой 35 т. Тяжелый танк позднее стал знаменитым "Тигром" Задание на проектирование среднего танка для секретности и удобства назвали "Пантера".

Тактико-технические требования к новой боевой машине определили такие:

  • ширина до 3150 мм,
  • высота — 2990 мм,
  • двигатель мощностью 650–700 л.с.,
  • броневая защита — 40 мм,
  • максимальная скорость движения — 55 км/ч.

В начале 1942 года обе компании представили свои проекты.Танк от "Daimler-Benz", внешне сильно напоминал Т-34, но понравился Гитлеру. Немецкие инженеры почти полностью скопировали компоновку с советской машины: заднее расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колёс. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа — VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин.

VK 3002(DB)
VK 3002(DB)

Точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в министерстве вооружения, там не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 сослужит плохую службу новой машине и может стать причиной обстрела своей же артиллерией.

Проект фирмы MAN с традиционной немецкой компоновкой с передним расположением трансмиссии и ведущих колёс, казался им более предпочтительным, хотя и был сложнее. Такие разные точки зрения вынудили создать специальный совет, который назвали "Пантер-комиссии".

-4

13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам: предпочтение однозначно отдавалось танку фирмы MAN. Фюрер поддался давлению специалистов, и выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие — в августе 1942 года. Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок (для сравнения Pz III стоил 96 163, а «Тигр» — 250 800 марок).

Первая серийная "Пантера" покинула заводской цех фирмы "MAN" 11 января 1943 года. Ресурсов "MAN" не хватало, чтобы обеспечить требуемые объемы производства. Пришлось к выпуску "Пантер" подключить и "Даймлер-Бенц АГ". Скоро серийным производством "Пантер" стали заниматься еще два промышленных гиганта – Ганноверский "МНN" и "Хеншель и сын АГ" (Кассель) и потом к ним присоединилась  "DEMAG", а также множество более мелких фирм, выполнявших отдельные заказы головных производителей
Первая серийная "Пантера" покинула заводской цех фирмы "MAN" 11 января 1943 года. Ресурсов "MAN" не хватало, чтобы обеспечить требуемые объемы производства. Пришлось к выпуску "Пантер" подключить и "Даймлер-Бенц АГ". Скоро серийным производством "Пантер" стали заниматься еще два промышленных гиганта – Ганноверский "МНN" и "Хеншель и сын АГ" (Кассель) и потом к ним присоединилась "DEMAG", а также множество более мелких фирм, выполнявших отдельные заказы головных производителей

Конструкторами PzKpfw V (название "Пантера", без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) были главный инженер танкового отдела фирмы MAN П. Вибикке и инженер Г. Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Генрих Эрнст Книпкамп (1895-1977 гг.) - советник Имперского Управления вооружений и человек, мимо которого с 1936 года не проходил ни единый германский танкостроительный проект
Генрих Эрнст Книпкамп (1895-1977 гг.) - советник Имперского Управления вооружений и человек, мимо которого с 1936 года не проходил ни единый германский танкостроительный проект

Артвооружение.

В 1941 г. ситуация с 75-мм противотанковыми пушками в Германии была такая: в 1938-39 гг. "Рейнметалл" и "Крупп" получили ТЗ и заказ на создание перспективной 75-мм артсистемы. И не особо торопились с их созданием, так как в 1940 г у "Рейнметалла" уже был готов лишь нестреляющий прототип орудия, который, кстати, и признали лучшим. Однако в полноценную артсистему он сформировался только в 1942 г. – речь идет о Pak 40.

Pak 40
Pak 40

Она, при всех ее достоинствах, конечно не могла пробивать 140-мм брони на дистанции в 1000 м. Даже подкалиберным снарядом. В июле 1941 г., генералы вермахта решили, что это перспективное, но еще не созданное орудие уже недостаточно хорошо для новейшего среднего танка. В итоге танковый аналог буксируемой Pak 40 — KwK 40 с длиной ствола 43 и 48 калибров, получали германские артсамоходы и T-IV, а для «Пантеры» была изготовлена невероятно мощная артсистема KwK 42.

KwK 42
KwK 42

KwK 40 L48 ( длина ствола 48 калибров) отправляла 6,8 кг снаряд с начальной скорость 790 м/сек, и это было много больше обычной универсальной "трехдюймовки". Для сравнения отечественная Ф-34, которой вооружался Т-34, разгоняла 6,3 кг. снаряд только до 655 м/сек. Длинноствольная KwK 42 L70 отправляла снаряд 6,8 кг в полет со скоростью 925 м/сек! По табличным значениям KwK 40 на дистанции километр пробивала 85 мм броня калиберным бронебойным и 95 мм – подкалиберным снарядом, а KwK 42 – 111 мм и 149 мм соответственно. KwK 42 даже превосходила по бронепробиваемости 88-мм пушку танка "Тигр" на дистанции примерно до 2 км, где их возможности плюс-минус совпадали (калиберный снаряд "Тигра" пробивал чуть меньше, а подкалиберный – чуть больше чем 75-мм "Пантеры"),есть источники где можно встретить цифру 2 500 м.

Для реального боя значение имеет не столько табличная бронепробиваемость, сколько дальность прямого выстрела. KwK 42 по этому параметру она превосходила и KwK 40, и отечественные 76,2-мм артсистемы.

Броня.

В СССР рациональные углы наклона бронелистов считались безусловным благом и преимуществом "тридцатьчетверки", но позже появилось множество претензий. Среди них были утверждения о том, что подобный наклон брони, может обеспечить рикошет вражеских боеприпасов в том случае, если калибр этого боеприпаса не больше толщины бронелиста. С этой точки зрения, рациональные углы 40-45-мм брони Т-34 обр. 1940 г. утрачивали смысл уже в противостоянии с 50-мм орудиями, не говоря уже про 75-мм.

Может, конечно, оно и так, но интересно мнение немцев по данному вопросу. Имея возможность на собственном опыте убедиться в достоинствах и недостатках бронезащиты Т-34 и отлично зная, что новые советские танки имеют на вооружении 76,2-мм пушку, они для своего перспективного танка определили достаточной защиту из 40 мм бронелистов с рациональными углами наклона.

схема бронирования Т-34
схема бронирования Т-34

Преимуществом германского танка стало бронирование днища. Если у Т-34 оно составляло 16 мм в носу и 13 мм далее, то у "Пантеры" — соответственно 30 и 17 мм. Это должно улучшать защиту от мин, хотя насколько, сказать трудно.

схема бронирования "Пантеры"
схема бронирования "Пантеры"

Борта и корма "Пантеры" были защищены хуже, чем у Т-34. На схеме видно, что толщина борта башни германского танка составляет 45 мм, наклонный лист корпуса – 40 мм и вертикальный лист корпуса – 40 мм, в то время как у Т-34 соответствующие толщины составляют 45, 40 и 45 мм. Кажется, что превосходство совсем незначительное, но углы наклона "Пантеры" менее рациональны – 25 град. для бронелистов башни и 30 град. для корпуса, в то время как у Т-34 – 30 и 40 град. соответственно. У Т-34 более поздних выпусков, ровесников "Пантеры", наклонные бронелисты борта корпуса получили усиление до 45 мм. Корму детища "сумрачного тевтонского гения"защищали 40 мм брони под углом 30 град, а Т-34 – 40 мм броня под углом 42-48 град.

Двигатель.

На этапе прототипов будущей "Пантеры" столкнулись 2 подхода:

  1. "Даймлер-Бенц" использовали советскую схему, по которой и двигатель, и трансмиссия располагались в корме танка, при этом ведущими были задние колеса.
  2. Специалисты фирмы МАН предлагали традиционную германскую компоновку: двигатель в корме, а коробка скоростей и проч – в носу, при этом ведущими являлись передние колеса
схема классической германской компоновки
схема классической германской компоновки

"Даймлер" собирались использовать дизель собственной конструкции, но бензиновый двигатель был для Германии более приемлем. В первую очередь из-за того, что дизельное топливо в огромных количествах поглощали подводные лодки, и потому было в дефиците. В результате "Пантера" получила бензиновый 700-сильный "Майбах".

Майбах HL210-HL23
Майбах HL210-HL23

Но перед этим пробовали установить на "Пантеру" других двигателей: MAN/Argus LD 220 с воздушным охлаждением и мощностью 700 л.с. (515 кВт), авиационного звездообразного BMW 132D мощностью 650 л.с. (478 кВт), дизельного Daimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (625 кВт).

Думали над несколькими вариантами трансмиссий - гидростатическая и гидродинамическая, оборудование подводного вождения и опорные катки с внутренней амортизацией. На серийных машинах все эти новшества не применяли. Остался нереализованным и огнеметный вариант "Пантеры". В итоге остановились на торсионной подвеске с шахматным расположением опорных катков.

схема подвески "Пантеры"
схема подвески "Пантеры"

"Пантера" в бою.

Боевым крещением нового танка стала битва на Курской Дуге. После нее Вермахт и войска СС активно использовали "Пантеры" на всех европейских театрах военных действий. Многие считают, что PzKpfw V лучший немецкий танк Второй Мировой войны и одним из лучших в мире. Но боевая машина имела ряд недостатков, которые проявились в бою.

Первый и них большая высота, почти 3м. Вроде бы не такая уж и проблема, но нужно вспомнить, что чем выше цель, тем с больше дальность прямого выстрела.

Второй - шахматное расположение опорных катков. Немцы придумали ее для того, чтобы обеспечить тяжелому танку хорошую плавность хода, и этого они добились. Но такая ходовая, состоявшая из множества катков, была чрезвычайно тяжелой, значительно более тяжелой, чем обычная, а кроме того, чрезвычайно неудобной в эксплуатации, потому что для того, чтобы добраться до задних рядов катков, нужно было снимать передние.

обслуживание ходовой. Все помнят анекдот про танкистов и фею?
обслуживание ходовой. Все помнят анекдот про танкистов и фею?

Наверняка движение "Пантеры" было более плавным, чем у танков антигитлеровской коалиции. Но что дало? Немецкие конструкторы не смогли добиться такой плавности хода, чтобы вести прицельный огонь в движении, "Пантера", как и ее противники, могла прицельно стрелять (то есть не только стрелять, но и попадать) только с места. Получается, плавность её хода куплена слишком дорогой ценой.

Но самым главным недостатком "Пантеры" стал переход во время проектирования в более тяжелую весовую категорию. Двигатель и трансмиссия танка страдали многочисленными "детскими болезнями", на устранение которых немцам понадобился примерно год. И сочетание сложной для ремонта конструкции и ее капризностью приводило к тому, что "Пантера", оказалась не слишком подходящим танком для маневренной войны, для глубоких танковых рейдов.

Ну и последнее, когда тяжелый танк заставляют играть роль среднего, то, с учетом производственной базы того времени, его просто невозможно выпускать в необходимых количествах. Гейнцу Гудериану, который тогда служил главным инспектором танковых войск вермахта, после общения с министром вооружения А. Шпеером, пришлось умерить аппетиты: "Пантерами" будут вооружать только один батальон каждого танкового полка. И это были не последние уступки.

С февраля 1943 г по февраль 1945 г. включительно немцы смогли произвести 5 629 "Пантер", без учета техники на ее базе. А T-IV за тот же период выпустили 7 471 ед. "троек", выпуск которых завершили – 714 ед. Получается, что "Пантеры" составили чуть более 40% от общего выпуска этих трех основных танков Вермахта. А суммарный выпуск Т-34 и Т-34-85 за тот же период - 31 804 машины.

-15

Мнение.

"Пантеры", с одной стороны, никак не могли стать полноценным средним танком – их просто невозможно производить в нужных количествах. А в качестве тяжелого танка у нее были значительными недостатки:

  • бронирование;
  • калибр орудия;

В целом же о "Пантера" – очень странный танк. Слишком большой и сложный для того, чтобы быть основной боевой машиной, слишком капризный для "глубоких операций", недостаточно бронированный для взлома вражеской обороны, но до самого конца войны был способен эффективно бороться с любой бронетехникой СССР и союзников.

подбитая "Пантера"
подбитая "Пантера"

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!