Найти тему

Жить здесь и сейчас

Юлия Касперова
Юлия Касперова

"Я твёрдо убеждена в том, что счастье - это состояние ума. Абсолютно счастливым может быть лишь, наверное, психически нездоровый человек. Ощущение счастья настолько кратковременно, что человеку просто необходимо уметь получать удовольствие и радость от всего, что его окружает. Эйфория от успешно проведённого мероприятия, работа над сценарием или ролью вечером дома, рукоделие под фильм с любимым актёром, выходной с близкими или друзьями, прогулки по моей любимой тундре - всё это они, мои мгновения счастья".

- Юлия Владиславовна, можете одним словом охарактеризовать своё детство?

- Детство, как, впрочем, и вся моя жизнь, ассоциируется у меня с одним понятием - творчество. Уже в пятилетнем возрасте я обожала устраивать концерты во дворе нашей пятиэтажной хрущёвки в Брянске. Мы с друзьями пели, танцевали, читали стихи, а сидящие на лавочке возле подъезда соседи от души нам аплодировали - это было такое счастье! С начальных классов школы отвечала за культмассовую работу: вела стенгазету, организовывала мероприятия и сама же в них с удовольствием участвовала. Все десять школьных лет занималась хореографией в танцевальном коллективе "Юность".

- И, памятуя о профессиональной деятельности Вашего отца, Владислава Алексеевича Касперова, первого директора ДК "30 лет Победы", наверняка были закулисным ребёнком...

- Да, Дом культуры был для меня и моей старшей сестры Ирины вторым домом. Впервые я вышла на его сцену в шестилетнем возрасте - с сольным сюжетным танцем в красном платьице в белый горох. И остаюсь на этой сцене до сих пор…

Папа вообще во многом определил моё мироощущение, отношение к творчеству, к людям, к жизни в целом. Он был и остаётся для меня примером неиссякаемой энергии, жизнелюбия и оптимизма. Я всегда восхищалась и гордилась им. Филолог по образованию, он был невероятно разносторонним человеком, увлекающимся и очень любознательным. Писал талантливые стихи, великолепно рисовал. А однажды в молодости ради интереса закончил курсы по изучению языка глухонемых, которому потом научил маму. И когда родители хотели скрыть что-то от нас с сестрой, они разговаривали и даже ругались жестами! Мама тоже прошла обучающие курсы и устроилась работать переводчиком в Общество глухонемых в Брянске. Помню, как часто, практически ежедневно к нам домой приходили люди из Общества за помощью, когда нужно было обратиться в больницу, милицию и так далее. Родители никому не отказывали.

- Мама тоже была творческой личностью?

- Скорее нет, но при этом она была папиной музой, его надёжной опорой и поддержкой. А ещё - главным вдохновителем и помощником в творческих начинаниях всех членов нашей семьи. Мама искренне радовалась даже самым маленьким, самым незначительным нашим победам и открытиям. Хотя, если вернуться к вопросу о том, была ли она творческой натурой... Мама рассказывала нам на ночь просто волшебные сказки, которые можно было слушать бесконечно, при этом сочиняя их прямо на ходу! Возможно, её творческая индивидуальность просто не успела найти выход в круговороте бесконечных домашних забот и нашего с сестрой воспитания.

- С сестрой в детстве были подругами или, как это часто бывает, соперничали за родительское внимание?

- Ирина - один из важнейших людей в моей жизни. Была, есть и будет. Наши папа и мамочка - мудрейшие родители, они всегда старались отдавать нам с сестрой своё внимание поровну. В детстве я, конечно, бессовестно пользовалась статусом "младшенькой". Например, без спросу брала вещи сестры, а когда мне за это от неё влетало, бежала жаловаться родителям. И виноватой, понятное дело, оставался тот, кто старше... Но в итоге Ирина мне всё прощала, мы всегда были с ней подругами. Мы делили на двоих одну комнату, в которой совместно создавали свой волшебный мир, придумывали интересные игры и устраивали фотосессии...

Сестра очень талантливый, творческий человек. Всегда хорошо рисовала, в школьные годы организовывала и вела все культмассовые мероприятия. Увлекалась фотографией и видеосъёмкой, в старших классах даже подрабатывала в Доме культуры киномехаником. После школы выучилась на инженера-геофизика, стала прекрасным специалистом, вырастила замечательную дочь Ксению, ставшую врачом-кардиологом и настоящей гордостью нашей семьи.

И знаете, я иногда ловлю себя на мысли: у меня хорошие друзья, замечательная семья, интересная работа, но какой пустой была бы моя жизнь, не будь в ней этого родного и любимого человека - моей сестры...

- Вы всю жизнь носите фамилию отца и передали её своему единственному сыну. А её происхождением никогда не интересовались?

- Да, род Касперовых продолжается. Фамилия достаточно редкая, нигде её больше не встречала. Могу сказать только, что в нашем роду всегда хранилось изображение иконы Касперовской Божьей матери, почитаемой как чудотворной. Какое-то особое отношение всегда к ней было. Раньше как-то не приходило в голову поинтересоваться связью иконы с историей нашей семьи, а теперь спросить уже не у кого...

- А Брянск - Ваш родной город?

- Родилась я в Златоусте Челябинской области, но мне было не больше года, когда наша семья перебралась в Брянск, где до переезда на север мы прожили около пяти лет. Папа преподавал в техникуме русский язык и литературу, мама, как я уже упоминала, работала с глухонемыми. А у тоже владевшего языком жестов отца была очень выразительная артикуляция, и однажды его пригласили на работу в Москву, сурдопереводчиком на телевидении. И примерно в это же время работавший в Лабытнанги папин друг детства Владислав Краев, предложил ему возглавить готовящийся к сдаче Дом культуры. На одной чаше весов: Москва, работа на центральном советском телевидении. На другой - друг детства, северная романтика и творческая работа. Конечно, выбор папы был очевиден.

- Традиционный вопрос: помните свои первые впечатления от севера?

- Удивительным было всё: и природа, и образ жизни, и люди. Папа приехал первым, а мы с мамой - через несколько месяцев, уже зимой. Вспоминаю замороженные окна вагона поезда, через которые с трудом проглядывали какие-то заброшенные строения и голая заснеженная тундра. Лабытнанги встретил нас морозом и пургой. Помню, как на тёмном вокзале какие-то большие дядьки в унтах и лохматых шапках просто сгребли нас, одетых совсем не погоде, в охапку и отнесли в машину.

Поселились мы на улице Первомайской, если не ошибаюсь, в доме № 42. Небольшая двухкомнатная квартирка с печкой, привозная вода в бочках, удобства "во дворе". Центральное отопление было, но оно практически не работало, потому что всё время перемерзали трубы. Выручала печка, и соседи ходили к нам греться. Асфальта ещё нигде не было, и летом мы, ребятишки, прямо на дороге, по которой за день в лучшем случае проезжал один грузовик или какой-нибудь ПАЗик, пускали по ручейкам кораблики. В район СМП ходили по ягоды, помню времена, когда вокруг Орбиты, где сейчас расположен шикарный динопарк, был сплошной лес.

- В детстве хулиганили? Или были примерной девочкой?

- Ой, всякое бывало. Тогда не было интернета, детских площадок, стадионов, парков и скверов, но детство наше было весёлым и счастливым. Находилась масса интересных игр и занятий: "Казаки-разбойники", прятки, классики, "соревнования по прыжкам" в сугроб с крыши сарая или гаража и ещё многое-многое другое. У ребят постарше - обязательный вечерний променад по местному Бродвею (улице Первомайской). А одно из основных летних развлечений - встреча поезда, как в фильме "Безымянная звезда".

- А потом счастливое и беззаботное детство осталось позади, и Вы отправились навстречу студенческой жизни ...

- Да. Вместе с подружкой мы поехали поступать на хореографический факультет Института культуры в Челябинске. Месяц жили в общежитии в качестве абитуриентов, готовились к вступительным экзаменам. И вдруг выясняется, что именно в этом году идёт набор на классический танец, то есть, практически балет. А мы-то с подружкой народницы! Безумно жаль было потраченного времени, да и возвращаться домой несолоно хлебавши не хотелось, поэтому мы подали документы на специализацию «методист-организатор клубной работы». Подружка, к сожалению, не прошла по конкурсу, а я поступила. Училась с удовольствием, у нас была замечательная группа. Организовывали концерты, программы, сценарии к которым создавали сами. Мы были молоды, веселы и полны оптимизма и творческих сил. Это время было одним из самых счастливых в моей жизни. На 3-м курсе, в силу обстоятельств, я вынуждена была перевестись на заочное обучение, и в моей жизни появилась другая студенческая группа - из людей чуть постарше, уже с опытом работы, у которых было чему поучиться. Тоже было замечательное время. И дружбу с сокурсниками из обеих этих групп я поддерживаю по сей день.

- Сын Владислав не пошёл по творческим стопам мамы?

- Он, как и я сама, был "закулисным" ребёнком, много лет занимался в "Палитре", но своей профессией творчество не видел. Хотя танцевал с удовольствием, "палитровская" дружба с ребятами у него продолжается до сих пор.

Владислава с детства влекло всё, что связано с техникой, автомобилями, но я решила направить его по гуманитарному пути. О чём потом очень жалела, потому что теперь понимаю: надо верить в своих детей и давать им возможность найти свой путь самостоятельно. Но тогда мне казалось, что я поступаю правильно, ведь я лучше знаю жизнь. Тем более к концу школы у сына не было чёткого представления о том, чем бы он хотел заниматься. И хотя вуз мы выбрали инженерно-экономический, закончил он факультет социально-культурного сервиса и туризма. В Санкт-Петербурге, где Влад планировал остаться после учёбы, это очень перспективная специальность в плане трудоустройства, поэтому я была уверена в своей правоте. А сын с самого начала говорил, что это не его история, она ему попросту не интересна... Так и вышло. После получения диплома Влад ни дня по специальности не работал, отслужил в армии и теперь трудится в силовых структурах. Но плюс от вуза всё же есть - там было углублённое изучение иностранных языков, и сын хорошо владеет английским. Да и в целом, те фундаментальные знания, которые дают в высших учебных заведения, должен получить каждый человек.

- А для внучки Вы "бабушка" или, как сейчас модно, просто "Юля"?

- Я стопроцентная бабушка для своей внучки Вероники. Конечно, не та, что "в платочке с палочкой на лавочке", а бабушка, с которой можно побегать, поиграть и немножко поозорничать. Безумно скучаю... Сын с семьёй живёт в Санкт-Петербурге, и если раньше мы с мужем ездили к ним раз в год, то теперь, оставшись одна, я срываюсь в Питер при малейшей возможности. Хотя всё равно не так часто, как мне хотелось бы.

- Руководящая должность неизбежно снижает градус творчества, не оставляя времени для полёта фантазии и прихода вдохновения. Но такое впечатление, что в случае с Вами это не работает. Вы так же участвуете в постановках, выходите на сцену в качестве ведущей и вообще, Ваше присутствие чувствуется во всём, что делает творческий коллектив ДК. Как Вам это удаётся?

- С трудом. Хотя в последнее время нужда в моём участии стала поменьше благодаря приходу к нам молодых замечательных ребят. Но бывает так, что попросту роль больше всего подходит именно мне. Как, например, было в случае с Малифисентой или Змеёй в новогодних сказках (смеётся). Абсолютно спокойно отношусь к тому, что в силу возраста моё амплуа меняется, и если раньше я играла Ассоль или Русалочку, то сейчас выхожу на сцену в образе мамы врослого персонажа.

Самое сложное - это вырваться в течение дня на репетицию. Есть масса текущих, но неотложных вопросов: хозяйственных, юридических, административных. Иногда приходится быть жёсткой, но это только для пользы общего дела или когда нужно отстоять интересы коллектива. Хотя всё же самое трудное в деятельности руководителя - это работа с людьми. Такими разными, со своим характером, проблемами, собственной жизненной историей и отношением к ситуации. К каждому нужен индивидуальный подход, невозможно причесать всех под одну гребёнку, да и нельзя этого делать ни в коем случае. Нужно понимать: того, чего много в одном сотруднике, нет в другом, но этот другой обладает тем, чего никогда не будет у первого. Важно вовремя разглядеть эти способности в людях и правильно их направить. Ведь команда в коллективе и складывается из таких вот разных индивидуальностей. Считаю, что для руководителя это главная, хотя и самая трудная задача.

- Юлия Владиславовна, откройте профессиональный секрет: как артисту на сцене совладать с эмоциями, когда у зрителей в зале текут слёзы?

- Вот это в творческой деятельности самая моя большая проблема, моя беда. Я совершенно не умею абстрагироваться от смысла текста, который произношу, не умею делать непроницаемое лицо. И искренне очень завидую коллегам, которые могут проглотить ком в горле и не допустить дрожи в голосе. Всегда прошу режиссёра не давать мне тексты, от которых у меня непроизвольно начинают течь слёзы. Слишком близко к сердцу я принимаю такие слова, такую музыку. А уж если вижу плачущих в зале...

- А как Вы восстанавливаете физические и моральные силы? Полежать на диване, посмотреть хороший фильм?

- Нет, не умею. Телевизор чаще всего существует просто как звуковой фон. А я занимаюсь рукоделием. Вяжу на спицах, делаю коврики крючком. Причём предпочитаю создавать не декоративные, а функциональные, полезные вещи. Пристрастилась не так давно к написанию картин по номерам, выкладываю алмазную мозаику по фотографиям. А потом все свои "шедевры" дарю моим близким и любимым людям.

Отдыхаю душой, когда иду по улицам моего любимого города Лабытнанги, когда выбираюсь в осеннюю тундру и вижу всё это невероятное буйство северных красок. Когда читаю стихи. Очень люблю творчество Эдуарда Асадова, хотя кто-то считает его произведения не слишком "сложными". Но они трогают за душу. Вообще, люблю всё, что не оставляет равнодушным, будь то поэзия, музыка или живопись.

- Признайтесь, как удаётся сохранять себя в такой великолепной физической форме? Это генетика или усердная работа над собой?

- Это, безусловно, гены. На диетах я никогда не сидела, не умею это делать правильно. Но при этом всегда держу себя в руках. Ржаной хлеб - один кусочек и только на завтрак. Если немного сдобной выпечки - тоже исключительно по утрам. Главным ингредиентом ужина, который у меня в силу работы нередко бывает очень поздним, стараюсь делать овощные салаты с зеленью. И это всё при том, что всю жизнь моим любимым блюдом является самый страшный кошмар диетологов - жареная картошка! А если она ещё в паре с яичницей, да с жаренным лучком, как делал мой папа...

А ещё стараюсь побольше гулять при возможности. Даже когда рабочий день заканчивается поздно, а это бывает очень часто, домой всё равно иду пешком.

- Вы считаете себя везучим человеком?

- Да, и в первую очередь мне везёт с людьми, которые находятся рядом со мной на протяжении всей моей жизни. Любящие и любимые родные и близкие. Замечательные друзья и подруги, с одной из которых, Людмилой, мы вместе с первого класса - и в горе, и в радости. Наставники в профессии, которые навсегда стали для меня примером человеческого достоинства, порядочности и уважительного отношения к окружающим. Все, кто со мной работали и работают до сих пор: преданные делу, искренне болеющие за результат, неравнодушные и самоотверженные. Именно они делают меня как руководителя, потому что с такими талантливыми людьми легко организовывать эту работу.

Мне повезло посвятить свою жизнь делу, которое я знаю и люблю. Жить в городе, к которому я прикипела всем сердцем. Встретить настоящую любовь и узнать верную дружбу. Уметь видеть красоту и испытывать ощущение счастья от самых простых радостей жизни.

- А мечтать любите?

- Ой, я только этим и занимаюсь (смеётся). Но свои желания я разделяю на две категории. Есть цели, которые я перед собой обозначаю и к реализации которых иду. А есть мечты: они абстрактные, повлиять на их осуществление я не в силах, поэтому неизвестно, сбудутся они или нет. Но они есть.

-2

- Вам хотелось бы что-то сказать себе 18-летней, будь такая возможность?

- Попробовала бы предостеречь от каких-то шагов, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Но с другой стороны - кто знает, быть может, если бы не было в моей жизни каких-то трудных ситуаций, я бы не достигла того, что имею. Трудности закаляют - в этом я уверена абсолютно. Родители никогда нас не баловали, хотя очень любили, наша семья была невероятно дружной. И когда мы с сестрой подросли, они действовали по тому принципу, что надо дать ребёнку в руки не рыбу, а удочку. Конечно, они всегда участвовали в нашей жизни, направляли, советовали, но всего мы добивались сами.

Наверное, я бы попробовала объяснить юной себе, как важно больше времени проводить с маленьким сыном. Я очень люблю свою работу, всегда отдавала ей много сил, времени и души, но из-за этого, считаю, недостаточно внимания уделяла своему ребёнку. Он вырос замечательным человеком, мы с ним настоящие друзья, очень близкие по духу, с удивительно доверительными отношениями. Но при всём при этом, если бы можно было вернуться во времена его детства, я бы постаралась дать сыну ещё больше внимания и любви. А может, дело в том, что просто я сама не успела насладиться материнством в полной мере. Как-то слишком быстро и незаметно пролетело то время, когда сын был маленьким...

А ещё я посоветовала бы восемнадцатилетней Юле не откладывать на потом какие-то важные решения или действия. Потому что нет никакого "потом". Мой муж Юрий был замечательным человеком, прекрасным отцом, настоящим мужчиной. Невероятный фантазёр, мечтатель, выдумщик - с ним никогда не было скучно. Но при этом очень цельный, уверенный в себе, человек дела, умеющий воплощать идеи в жизнь. Он словно заполнял собой всё пространство вокруг. Каждую свободную минуту мы старались побыть вдвоём, любили вместе провести выходные, обожали вдвоём ездить в отпуск. Но за 27 лет совместной жизни мы так и не смогли найти время, чтобы узаконить наши отношения перед государством и перед Богом. Всегда находились дела поважнее. И только когда Юры не стало, я поняла, что есть "потом", в котором уже ничего не исправить. Поэтому жить надо здесь и сейчас - беречь близких, работать, любить и радоваться каждому новому дню.

Беседовала Иванна Чекина
Фото: Алексей Путряев