Не пью, не курю и сладкого не ем. Даже после премьеры! Спросите: почему?! Пытаюсь заглянуть... за горизонт, дожив до будущих театральных премьер.
...Поделиться своими чувствами, мыслями, идеями после встречи с самыми яркими театральными событиями Москвы - это ведь куда интереснее, чем читать рецензию на ту или иную постановку. Жевать пережёванное - кому это интересно?.. Итак, Московский академический театр сатиры, премьера спектакля "Сны мальчика. Сказки Щедрина", постановка молодого и, как мне кажется, яркого, талантливого режиссёра Евгения Закирова.
Кстати, о горизонтах... Во время просмотра спектакля я удивительным образом перемещался во времени и пространстве, "Сны мальчика" погружали моё огрубевшее "Я" в мир давно позабытых детских переживаний, порой диких и странных событий, но всегда притягивающих, манящих к краю пропасти...
Однажды, в 12-летнем возрасте, прочитав сказку "Премудрый пискарь", я решил сходить на рыбалку. Нет, не на пискаря, как у Салтыкова-Щедрина. Азовское море, ещё с древних времён известное, как самое рыбное море мира - кишило прожорливой рыбой, но самыми алчными любителями халявы был бычки. Серые, с отцовскую ладонь в длину, они заглатывали по 5-10 крючков на леске, а потому ведро становилось полным через час рыбалки... Особенно хорошо шёл бычок в тёплую, пасмурную погоду, под моросящим дождиком, когда рыбак "клевал носом", перечитывая в лодке сказки Щедрина...
"А человек? — что это за ехидное создание такое! Каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пискаря, напрасною смертью погублять! И невода́, и сети, и ве́рши, и норота́, и, наконец... уду! Кажется, что́ может быть глупее уды? — Нитка, на нитке крючок, на крючке — червяк или муха надеты... Да и надеты-то как?.. в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пискарь и ловится!"
Проснулся я посреди мирно спящего моря, один в лодке... Пардон-те, не один!.. На дне ведра плескался перепуганный малёк, всех остальных бычков сожрали голодные чайки. Оглянулся по сторонам, а вокруг - бескрайнее море. Его блеклая синь растворилась в сером небесном своде, да так, что и не понять - где тут море, а где эта моросящая небесная хлябь. И такая тоска на меня напала! Человек всю жизнь мечтает стать свободным. Но потеряв берега, рамки, оказавшись вне норм и правил - каменеет, как соляной столб, умоляет Всевышнего вернуть его в привычную среду, где жизнь - да, хуже пытки, но это его жизнь, его пытка...
И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»
Помнится, тогда я выпустил малька в море. Не факт, что проживёт сто лет, как премудрый пискарь, но... В моей детской душе что-то проснулось...
Вот вспомнил сейчас про "мальчика и море", а ведь были и другие истории! В детстве я любил петь. Уходил в поля и там, среди подсолнухов или кукурузы - орал до хрипоты "Ой, мороз - мороз! Не морозь меня!.." Но однажды, утонув в золоте пшеницы, оглянулся назад, в сторону дома, а на горизонте - только небо. Как говорится, совсем другой calencar! Не было страха и ощущения одиночества. Каждый кузнечик в созревающих хлебах был братом, а одна юркая агама - заменяла всех одноклассников...
Спектакль "Сны мальчика. Сказки Щедрина" на сцене Чердака сатиры Московского академического театра сатиры - это на удивление ёмкий, глубокий по смыслу театральный перформанс. В поисках формы не утеряны смыслы. Живая сатира Щедрина в Театре сатиры - она дорогого стоит! Музыка и горькие слезы одинокого ребёнка, превратившегося в куклу среди масок собственных "воспоминаний" - в душе каждого зрителя включают свою механику сопереживания. Буду честен: на последней фразе героя перед выходом актёров на поклон - сломался, не смог сдержать слёзы...
Сказки для взрослых у Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина появились не от хорошей жизни. И как писатель, и как редактор "Отечественных записок" он подвергался жестокой цензуре.
«Сказка, - писал Гоголь, - может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждой, облекающей высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу»
Салтыков - Щедрин был уверен, что народ - опора государства, поилец и кормилец. Писатель одновременно и сочувствует народу, и осуждает за безропотность и долготерпение. Сказочник, одним словом!..
В следующей своей публикации поделюсь мыслями и впечатлениями о других Сказках для детей изрядного возраста. А сейчас - на горшок и спать! Режим, однако...
Автор - Александр БЕЛАНОВ
Фото автора.
____________________________________________
Если зацепило - ставьте лайки, пишите комментарии и главное - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал #Культурный_Код.
ДЛЯ ДРУЗЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ КАНАЛА: