Найти тему
Купрум

Острый миелоидный лейкоз: что делать

Существует распространенный миф о том, что лейкоз чаще возникает у детей. Это не совсем так — все зависит от вида лейкоза. Например, острый миелобластный лейкоз в среднем диагностируется в возрасте 68 лет и очень редко встречается у пациентов моложе 45 лет.

Рассказываем о том, что это за заболевание, как его диагностируют и лечат.

Диагноз

Залина Фидарова, врач-гематолог, заведующая отделением химиотерапии гемобластозов ФБГУ «НМИЦ гематологии», кандидат медицинских наук:

— На самом деле острый миелоидный лейкоз (ОМЛ) не просто единый диагноз, а целая группа опухолевых заболеваний крови. Причина их развития заключается в том, что костный мозг — орган, в котором производятся все клетки крови, — начинает работать неправильно.

Все лейкозы начинаются с поражения клетки-предшественницы в костном мозге. При острых лейкозах резко увеличивается количество незрелых (бластных) клеток. Они теряют способность к созреванию, но не к делению, вытесняя нормальные клетки крови. Затем эти опухолевые клетки с током крови распространяются по всему организму.

Острый лейкоз, в отличие от хронического, чаще характеризуется быстрым течением с ярко выраженными симптомами.

Точную причину мутации, запускающей развитие ОМЛ, определить невозможно, но есть определенные факторы риска, которые повышают вероятность ее возникновения:

  • возраст старше 65 лет;
  • мужской пол;
  • предыдущее лечение рака с помощью химиотерапии или лучевой терапии;
  • воздействие радиации или вредных химикатов в прошлом;
  • другие заболевания крови.

Однако бывает и так, что острый миелоидный лейкоз возникает у тех людей, у кого нет перечисленных факторов риска.

Залина Фидарова:

— ОМЛ может развиться у любого человека в любом возрасте, вне зависимости от профессии и образа жизни. Однако с возрастом частота спонтанных генетических мутаций в стволовых клетках костного мозга увеличивается. Иммунная система может не справиться и «пропустить» дефектные клетки, поэтому растет и частота случаев ОМЛ.

Как можно заподозрить ОМЛ

Для многих онкологических заболеваний есть скрининги — диагностические тесты, позволяющие заподозрить неладное, направить человека на дополнительные обследования и при подтверждении диагноза своевременно начать лечение.

К сожалению, для острого миелоидного лейкоза такого скрининга не существует.

Однако заподозрить ОМЛ помогает и обычный анализ крови. С его помощью можно выявить бластные клетки, характерные для этого диагноза.

Понять, что у человека ОМЛ, по симптомам может быть очень сложно, ведь они чаще всего неспецифичны и могут свидетельствовать о других проблемах со здоровьем, никак не связанных с онкологией.

К общим симптомам острого миелоидного лейкоза относятся:

  • потеря веса;
  • усталость;
  • лихорадка;
  • ночная потливость;
  • потеря аппетита.
-2

Залина Фидарова:

— Симптомы при ОМЛ возникают разные: кровотечения, анемия, интоксикация опухолевыми клетками, инфекционные осложнения. При появлении какого-либо из этих симптомов нужно обратиться в поликлинику и сдать анализ крови — по его данным уже можно будет сделать выводы. Также необходимо проходить диспансеризацию, она помогает выявить ОМЛ до появления симптомов. Если в семье есть случаи опухолевых заболеваний, необходимо раз в полгода сдавать анализы крови.

Лариса Боева, подопечная Фонда борьбы с лейкемией:

— Еще в 2010 году я перенесла тяжелую операцию, поэтому была вынуждена проходить регулярные обследования. На одном из таких обследований в 2020 году врач сообщил, что у меня сильно понижены лейкоциты в общем анализе крови и мне срочно нужно к гематологу.

Как подтверждается диагноз

Для подтверждения онкологического диагноза врачу нужно увидеть первопричину заболевания — злокачественную клетку. В случае рака крови искать ее следует в костном мозге. Для этого врач проводит пункцию кости с последующей аспирацией костного мозга. Пунктируют, как правило, в области подвздошной кости таза. Манипуляция проводится под анестезией специальной одноразовой толстой иглой.

Лариса Боева:

— Я обратилась за консультацией к гематологу в больницу при Сеченовском университете. Там мне сделали пункцию и направили в «НМИЦ гематологии». Клиника нашла возможность обследовать меня в условиях пандемии, и врачи центра диагностировали сначала миелодиспластический синдром, а позже — острый миелоидный лейкоз. Затем они разработали индивидуальную программу лечения.

Про лечение ОМЛ

Залина Фидарова:

— Самый опасный миф относительно рака крови звучит так: он может пройти самостоятельно. К сожалению, многие пациенты уверены, что его можно вылечить травами, отдыхом, встречей с родственниками и так далее. Это приводит к ухудшению в дальнейшем — когда применение адекватного лечения — химиотерапии — уже невозможно из-за наличия тяжелых осложнений. Нужно сразу же обращаться к врачу.

Также многие убеждены, что лейкозы вообще не лечатся. Это не так. Есть подходы к терапии, позволяющие добиться долгосрочной общей выживаемости. Пациентам не требуется все время проводить в больничной палате. Есть подходы к терапии, позволяющие некоторым принимать препараты амбулаторно — то есть необходимость нахождения в клинике отпадает.

Сейчас ОМЛ лечат исключительно химиотерапией. После достижения ремиссии может быть показана трансплантация костного мозга — для закрепления полученного эффекта.

Также в последнее время появляется все больше таргетных препаратов, которые действуют лишь на определенные опухолевые клетки. Здоровые клетки при таргетной терапии практически никак не затрагиваются. Эти препараты все больше входят в лечебную практику, но пока они могут быть применимы только в исключительных случаях — мутации, на которые действует таргетная терапия, можно выявить далеко не у всех пациентов.

Сложности во время лечения и как их преодолеть

-3

Возможные осложнения, побочные эффекты химиотерапии, изменение привычного ритма жизни и другие трудности сопровождают тех, кто борется с миелоидным лейкозом. Таким пациентам очень важна забота и поддержка окружающих, особенно на начальных этапах лечения.

Лариса Боева:

— Основной сложностью во время моего лечения стало отсутствие посещений из-за пандемии — было трудно решить многие бытовые вопросы.

При таком диагнозе человек постоянно потеет, и поэтому мне нужно было часто менять одежду на свежую, а мой муж не мог находиться со мной в одной палате. Передавать одежду было затруднительно. Но мы нашли способ: таксист забирал белье, передавал дочери, а она стирала его и быстро возвращала обратно.

Несмотря на то, что с болезнью связано много трудностей, их все же возможно преодолеть — во многом благодаря помощи тех, кто находится рядом.

Лариса Боева:

— Во время лечения меня поддерживали близкие — в первую очередь муж. Он помогал мне морально и по бытовым вопросам — с бельем, домашней едой, тем, как ее передать в пандемию.

Еще мне очень помогала младшая дочь. Если бы не она, может быть, ничего бы не получилось. Именно она посоветовала, куда лучше обращаться.

Сейчас я нахожусь в состоянии ремиссии, и врачи до сих пор поддерживают меня, за что я выражаю им всем огромную благодарность.

Что делать тем, кто столкнулся с лейкозом

-4

Лариса Боева:

— Первый совет, который могу дать всем, кто сталкивается с этим страшным диагнозом, — это не паниковать, не отчаиваться и продолжать быть настойчивым.

Я бы также рекомендовала обращаться к нескольким врачам. Не потому, что ты им не доверяешь, а потому, что кто-то может сказать что-то более обнадеживающее и перспективное.

И самое главное: во время лечения очень советую слушать врачей и выполнять все их рекомендации.

Также я советую всем пациентам обращаться в Фонд борьбы с лейкемией — важно, чтобы о его деятельности узнало больше людей. Я о нем узнала совершенно случайно.

Юлия Синицына, директор Фонда борьбы с лейкемией:

— Фонд борьбы с лейкемией с 2014 года помогает взрослым пациентам с заболеваниями системы крови по всей России. Организует сборы средств на препараты и лечение и поддерживает подопечных на всех этапах борьбы с болезнью. Кроме того, фонд занимается просветительской деятельностью и реализует спецпроекты по психологической помощи и борьбе с канцерофобией, организует лекции и круглые столы с участием медицинских специалистов. За 10 лет работы фонда реализовано более 3500 кейсов помощи пациентам.

Благодаря нашей деятельности сотни тысяч людей узнали, что диагноз «рак крови» не приговор и взрослым нужна помощь, чтобы справиться с болезнью.

Узнать больше о Фонде борьбы с лейкемией вы можете здесь.

Что в итоге

Борьба с острым миелоидным лейкозом — путь сложный, но преодолимый. Для этого необходимы своевременная диагностика болезни и химиотерапия.

Помочь на этом пути может поддержка близких, медицинского персонала, а также различных фондов, например Фонда борьбы с лейкемией.

Читайте в «Купруме»: