Помню, как в первый раз посмотрела «Криминальное чтиво» – с тех пор каждый фильм Тарантино был пересмотрен раз по десять и практически выучен наизусть, и когда маэстро объявил об уходе в литературу в будущем, я с нетерпением начала ожидать его дебютной книги. Наконец Квентин порадовал нас новеллизацией своего последнего фильма «Однажды в Голливуде».
Признаться, я боялась разочароваться, но как истинный фанат своего дела, Квентин не подвёл. Тарантино смог перенести свой фирменный стиль на бумагу: тут и захватывающие диалоги, и живые, настоящие герои, и интересные мысли самого автора о киноиндустрии и её механизмах (последнее – изюминка книги, хоть и мне, как человеку, плохо знакомому с кино того времени, приходилось многое искать в примечаниях, ссылка на которые есть в конце).
Язык поначалу казался суховатым, но затем это чувство пропало и чтение пошло как по маслу. Лишь иногда восприятие затруднялось нехронологическим повествованием, которое временами превращалось в очаровательную (как по мне) сбивчивость, как в рассказе ребёнка, переполненного впечатлениями. Нецензурная брань, которой в тексте много, и которая может отпугнуть особо чувствительную публику, уместна и органична. Это тот самый случай, когда обсценная лексика придает повествованию харизмы и обаяния.
Каждая сюжетная линия изобилует интересными моментами, особенно меня увлекла линия о Романе Полански и его хитростях во время съемок "Ребёнка Розмари". Больше внимания уделено Клиффу Буту и его непростым отношениям с моралью, из-за чего образ героя становится куда мрачнее, нежели в фильме. А уж история своеобразной дружбы Рика Далтона с маленькой, но не на шутку серьёзной и амбициозной актрисой заслуживает отдельных аплодисментов. Сравнительно больше времени уделено Чарли Мэнсону и его "Семье", и любопытно, что ярчайшая сцена драки главных героев с хиппи удостоилась лишь небрежного упоминания объёмом в абзац. Наверное, это правильная оценка своих возможностей: попробуй автор (ещё пока неопытный) расписать этот экшн, навряд ли эффект был бы таким же, как на экране.
Отдельным (если не главным) персонажем, несомненно, является сам Голливуд 60-х, читая про который, понимаешь, насколько Квентин знает и любит кино. Именно во время чтения таких "лирических отступлений" становится ясно, что книга для Тарантино – не попытка выжать денег из фильма, а кропотливый труд, продиктованный желанием и возможностью многим поделиться с миром. Чувство беседы тет-а-тет с автором сохраняется на протяжении всего повествования, что не может не приносить удовольствия.
Как итог, "Однажды в Голливуде" – отличная дебютная книга, пусть не совершенная, но написанная с искренней любовью мастера к своему делу и позволяющая эту любовь понять и почувствовать. Надеюсь, что Квентин сдержит свое обещание уйти в художественную литературу и еще порадует нас новыми работами. Недавние «Киноспекуляции» вызвали не меньший восторг – талантливый человек талантлив во всём.