Конфликт редко бывает чем-то осязаемым или конкретным. В литературе конфликт может принимать столько форм, что не существует единственного лучшего способа найти конфликт в истории. Но есть несколько основных шагов, которые может предпринять любой читатель или писатель.
Вопрос 1: Чего хочет ваш персонаж?
Первым шагом к проработке центрального конфликта истории является определение того, чего хочет иметь или достичь ваш главный герой. Это должна быть внешняя цель: что-то из реального мира, а не что-то абстрактное вроде «самореализации».
Шаг: определите, чего ваш персонаж хочет больше всего в жизни, и какие шаги он готов предпринять, чтобы получить это.
Вопрос 2: Что им мешает?
После того, как вы определили желание персонажа, выясните, что мешает ему это получить.
В любой истории персонаж не может сразу получить то, что хочет. Что-то должно нарушить статус-кво — какое-то препятствие, которое вынудит главного героя встать на новый путь. Следующий шаг — определить, что стоит на пути персонажа.
Шаг: помня о цели вашего персонажа, определите наиболее очевидные и логические препятствия, которые не позволят ему получить желаемое.
Вопрос 3: Как их сильные стороны могут помочь им (на первых порах)?
Теперь осталось лишь обойти препятствие, преграждающее ему путь к успеху. У большинства персонажей будут какие-то природные способности для достижения своей цели. Иногда это даётся легко, а иногда им приходится трудиться.
Шаг: принимая во внимание все черты вашего персонажа, определите, что будет иметь решающее значение, чтобы помочь ему преодолеть препятствия.
Вопрос 4: Что необходимо изменить, чтобы преодолеть последнее препятствие?
Не все препятствия можно преодолеть без перемен и внутреннего конфликта. Чтобы достичь желаемого, что-то должно измениться в жизни или сознании персонажа на более глубоком уровне. Это требует времени и усилий, а также серьёзного внутреннего созерцания.
Шаг: Опять же, принимая во внимание все черты вашего персонажа, определите, где и какие есть возможности для роста или что этому мешает. Что мешает им пересечь эту финишную черту и как им её преодолеть?
Вопрос 5: Какие последствия будут иметь эти изменения?
Старые привычки отмирают с трудом. Особенно если они важны для персонажа и побуждают чем-то жертвовать ради своей цели. Именно так возникает внутренний конфликт, который провоцирует личностный рост и изменения. Изменения могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Или оба.
Шаг: выясните, как может измениться ваш персонаж. Каковы последствия этих изменений?
Вопрос 6: Как другие персонажи могут воплотить эти конфликты в жизнь?
Конфликты редко возникают на пустом месте. Однако люди особенно хорошо умеют провоцировать их. Персонажи могут оживить конфликты как минимум тремя способами:
1. Они могут создать сопротивление, необходимое для возникновения конфликта.
Антагонисты и второстепенные персонажи часто (но не всегда) являются инициаторами конфликта. Они могут хотеть того же, что и главный герой, или у них может быть другой способ достижения, и это создает противостоящую силу, с которой главный герой может столкнуться.
2. Они придают конфликту слои и нюансы
Второстепенные персонажи также могут помочь главному герою разрешить конфликт, предлагая разные точки зрения или альтернативные решения, о которых персонаж не смог бы подумать сам. Аналогично, антагонисты могут внести нюанс в конфликт, сделав рассматриваемую проблему более острой.
3. Они могут сделать абстрактный конфликт осязаемым
Наконец, другие персонажи могут быть проявлениями самого центрального конфликта. Они могут превратить основную борьбу «персонаж против общества» в то, с чем главный герой может столкнуться лицом к лицу.
Представьте себе историю о женщине, столкнувшейся с дискриминацией на рабочем месте. Можно довести конфликт до более высокого уровня, включив в него начальника-сексиста и замешанных в нем коллег. Это показывает, как дискриминация стала частью системы, а также показывает, как она влияет на каждого. Таким образом, автор может прокомментировать социальную несправедливость и рассказать увлекательную историю сопротивления и преодоления.
Шаг: подумайте, как второстепенные персонажи могут воплотить в жизнь конфликты вашей истории — либо выступая против главного героя, либо поддерживая его.
Вывод. Всё, что нужно, это:
— цель
— препятствия, стоящие на их пути
— сильные стороны, которые помогут им преодолеть препятствия на раннем этапе
— последнее препятствие, которое потребует от них перемен
— последствия такого изменения.
Имея все эти элементы, любой писатель может создать сильный конфликт, который станет движущей силой его истории.