Мотивировать детей на успех поможет эффект «самосбывающегося пророчества»

Моему сыну Даниэлю в 4,5 года диагностировали тяжёлую форму аутизма, а младший Марк родился с внутриутробной травмой и не говорил до 5 лет. Предполагала ли я, что Даня будет готовить на всю семью, а Марк заведёт собственный YouTube-канал? Конечно, нет. Когда-то пределом моих мечтаний было, чтобы Даня научился есть что-то кроме мандаринов и пельменей, а Марк стал произносить хоть какие-то внятные слова, которые будут понятны не только мне. А чтобы добиться хороших результатов реабилитации родители должны не только сами верить в своих детей, но и заставить их самих поверить в себя. Расскажу, как это удалось мне.

В психологии есть такой термин — «самосбывающееся пророчество». Он родился в результате эксперимента, который в 1963 году поставили директор американской начальной школы Ленор Джейкобсон и психолог Роберт Розенталь. Много лет они состояли в переписке и рассуждали на тему школьного образования. Их заботил вопрос, могут ли чужие ожидания влиять на поведение учеников и их успеваемость?

Был проведён эксперимент. Ученики школы Ленор выполнили тестирование на IQ. По итогам, не называя конкретных результатов, случайной группе учеников объявили, что те обладают высокими интеллектуальными способностями и могут добиться особых результатов в учёбе, были рекомендованы учителям. Спустя время, тест на IQ провели повторно и выяснили, что та самая группа учеников заметно улучшила свои результаты. Эффект назвали именем Розенталя или «самосбывающимся пророчеством» — когда условное предсказание имеет свойство сбываться благодаря тому, что человек воспринимает ситуацию как реальную, даже если она такой не является вначале, действует в соответствии с новыми установками и действительно добивается хороших результатов.

Придерживаясь этой теории, я закладываю в детей фундамент для самоценности. Любой даже маломальский успех, прогресс, малюсенький шажок вперёд мы с мужем обязательно отмечаем, а интерес к чему бы то ни было поддерживаем.

Во время реабилитации Даниэля нам пришлось перейти на совершенно другое питание. Уход от привычных продуктов и вкусняшек мы восполняли попытками увлечь его процессом приготовления полезной еды. Давали возможность экспериментировать, сочетать разные виды продуктов, пробовать оригинальные способы нарезки, самому набирать корзину в супермаркете. С каждым новым овощем и фруктом знакомили его очень тщательно: объявляли название, рассказывали, как и где он растёт, давали ощутить запах, форму, тяжесть, текстуру, называли цвет, выдумывали, на что он похож, — задействовали весь спектр сенсорных каналов. Проснулось любопытство не только попробовать новый вкус, но и выдумывать блюда с ним. Результат мы всегда нахваливаем, подробно рассказываем о своих ощущениях, показываем эмоции, которые отпечатываются в памяти сильнее, чем просто слова. А позже составляем рейтинг лучших блюд, которые Даня готовит на всю семью постоянно. И у него есть мечта, которая появилась с нашей подачи, — открыть свой ресторан и стать шеф-поваром.

Маркуша всегда проявлял интерес к компьютерным играм. С одной стороны, заботливый родитель озаботился бы и строго ограничивал время игр ребёнка. Но с другой стороны, хотелось поддержать увлечение сына и дать возможность посмотреть на него шире. И мы стали интересоваться его хобби и хвалить за успехи в нём. Начали использовать героев из виртуальности в реальных играх и развлечениях. На стенах в самодельных картонных рамках появились рисунки с Пикачу и Супер Марио. Любимые герои видеоигр стали воплощаться в фигурках из пластилина. Марк начал придумывать декорации из необычных предметов, например, из разукрашенных шампиньонов, и ставить целые сюжетные истории. А позже придумал это снимать на камеру и выкладывать ролики в созданном канале на YouTube. Для того, чтобы озвучивать ролики и набирать просмотры, ему приходится тщательнее работать над дикцией с логопедом. А чтобы узнать подробнее о технологии создания компьютерных игр, пошёл на специальные курсы. Теперь он хочет создавать собственные игры! Конечно, мы с мужем пророчим ему успех в видеоблогинге и сами являемся преданными фанатами его творчества.

Все лучшие психологи и педагоги сходятся во мнении, что похвала мотивирует на успех лучше, чем фокус на ошибках и неудачах. Эффективнее подчёркивать в тетрадях правильные ответы, чем выделять красной ручкой неверные. И пресловутое «если не будешь хорошо учиться, ничего не добьёшься» надо бы заменить на «твой сегодняшний ответ на уроке был смелым и оригинальным, у тебя интересный способ выражать мысли и отстаивать мнение». Говорите детям то, что они больше всего хотят услышать, — о том, как вы их цените, любите и гордитесь, даже если результат пока не очень заметен. Ведь именно ваши слова могут стать тем самым «самосбывающимся пророчеством».

Моему сыну Даниэлю в 4,5 года диагностировали тяжёлую форму аутизма, а младший Марк родился с внутриутробной травмой и не говорил до 5 лет.-3