Найти в Дзене

Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

ДЕЛАНИЕ

Святые отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва.

Всякое духовное делание, будучи собственно даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему: потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения. 

Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. 

Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой. 

Отцы... говорят следующее: «Хотя и имеются другие пути и роды жительства... благие

делания, руководствующие ко спасению хотя имеются подвиги и упражнения, вводящие в состояние раба и наемник но путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее... всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу». 

В общежитиях Пахомия Великого... каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами, под руководством старца, в течение трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневною исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная чистота. 

«Выписки из “Цветника” священноинока Дорофея [русского] ». 

Для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... Такое начинание – начинание гордостное, безумное! 

Проснувшись направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтобы оно было совершено со вниманием.

После молитвенного правила опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую.

Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. 

Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человеком на дела дневного поприща, внимая, чтобы во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия. 

Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. 

Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди... стараются выказывать себя праведниками... Самоукорение есть насилие падшему естеству. 

Деятельность – необходимый путь к бдительности над собою, и этот путь предписывается святыми отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе.

Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые, в удалении от знакомства вне и внутри монастыря, возделали себя чтением Писания и святых отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделания, там – бесплодие.

Кто углубляется постоянно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разумение молитвою; кто направляет по евангельским заповедям все дела свои, все сокровенные движения души: тот непременно соделывается причастником живущего в них Святого Духа. 

Существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы. 

Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во едино делание. Умное делание... просто, нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере; но мы сделались... сложными. Мы хотим быть умными, хотим оживлять свое «я», не терпим самоотвержения, не хотим действовать верою. 

Внутреннее делание, в соединении с болезнию сердца, приносит чистоту, а чистота – истинное безмолвие сердца; таким безмолвием доставляется смирение, а смирение соделывает человека жилищем Божиим. 

Должно избирать из них [книг] никак не возвышеннейшие, но наиболее близкие к нашему состоянию, излагающие делание, нам свойственное. 

Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере. 

Ничтожное, незаметное упование на что-либо, вне Бога, может остановить ход преуспеяния, в котором и вождь, и ноги, и крылья – вера в Бога. 

Даже благонамеренные иноки, но проводящие жительство наружное и не имеющие понятия о жительстве духовном, соблазняются на духовных делателей, находят их поведение странным, осуждают и злословят их. 

Жительство по евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым Промыслом Божиим. 

Все препятствия к преуспеянию духовному – в нас, в одних нас! Если же что извне действует, как препятствие: то это только служит обличением нашего немощного произволения, нашего двоедушия, нашего повреждения грехом. 

Жительство по евангельским заповедям, созерцание своего падшего естества, созерцание бесконечного величия и бесконечных совершенств Божиих, сличение ничтожного, по ограниченности своей, человеческого естества с неограниченным естеством Божиим, созерцание последствий грехопадения прародителей и последствий своей собственной греховности, плач о бедствии собственном и всего человечества, терпение всех скорбных случаев, – развивает в православном христианине благодать Крещения в необъятных размерах, непостижимых и невероятных для ума человеческого в падшем его состоянии. 

Юным инокам... опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели. 

Созидание души, основанное не на исполнении заповедей, но на одних подвигах, непрочно, суетно; не может оно выдержать ни скорбей от человеков, ни искушений от бесов, чуждо света, полно мрака и самообольщения. 

Жительство по евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом: навершается это соединение Божественною благодатью и причащением всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых. 

Нестяжавший телесного делания,» не может иметь делания душевного: второе рождается от первого, как колос от посеянного нагого пшеничного зерна. 

Достигший служения Богу духом, оставляет наружные делания, оставляет попечения о иных способах богоугождения, или употребляет их умеренно и редко, в случаях особенной нужды. 

Когда человек не разместит должным образом своих обязанностей, не даст каждой из них должной меры: тогда исполнение их не может иметь плодом добродетель; плодом будут согрешения и ошибки, тем более опасные, что наружное облачение их благовидно. 

Христианам, живущим посреди мира, не должно касаться возвышенных иноческих деланий, особливо безмолвнических. 

Тот занимается как должно вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием. 

Упражнение в добродетелях, несоответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодною. 

Душевное делание естественно человеку, и составляет неотъемлемую принадлежность его.

Тот примет меры предосторожности против фарисейства, кто при вступлении в монастырь озаботится о немедленном доставлении себе правильного душевного делания. 

Инок должен заняться со всевозможной тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия... так, чтоб... он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла, имел в памяти готовое наставление Евангелия. 

Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом. 

Новоначальный никак не может вынести одного душевного делания. 

Главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. 

В чтении отеческих писаний нужно наблюсти постепенность, и никак не читать их поспешно. 

О отшельнической жизни». 

«О жительстве в послушании у старца». 

«О жительстве по совету». 

Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига. 

Внимательной молитве с особенною удобностью можно и должно приучаться при совершении келейного правила. 

«О келейном правиле». 

«О поклонах». 

Подвижник, единственно по той причине, что не имеет понятия о истинном душевном делании... предается тщеславным помыслам и мечтаниям, опирающимся на его подвиге. 

«О применении келейного правила к монастырскому правилу». .

На новоначальных очень полезно действует чтение акафистов сладчайшему Иисусу и Божи- ей Матери. 

«О молитве Иисусовой».

«О упражнении молитвою Иисусовою». 

«О непрестанной молитве». 

«О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной». 

«О Богомыслии». 

Богомыслие соделается самым неправильным и душе вредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении христианском, позволит себе самовольное размышление. 

Инок должен вспоминать ежедневно, и по нескольку раз в день, о предстоящей ему, неизбежной смерти. 

Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, состояние, называемое трезвением.

Деятельность человека, желающего стяжать славу Божию, заключается в тщательном и постоянном Богоугождении, или в последовании Господу с крестом своим на раменах. 

Одно телесное делание не может обойтись без фарисейства. 

Распятие и кровопролитие совершаются новоначальным иноком при помощи церковных таинств, при помощи тщательной исповеди всех греховных проявлений, при помощи церковных и келейных молитвословий и прочих благочестивых трудов.

...................................
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/40