В хосписах неизлечимо больным людям создают комфортные условия жизни и делают все возможное, чтобы облегчить страдания. В России созданием таких учреждений занимаются сами регионы, но не все из них имеют возможности для этого. А значит, большинство россиян не могут рассчитывать на качественную паллиативную помощь. Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию, в интервью «Парламентской газете» рассказал доктор медицинских наук, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, открывший с командой единомышленников два хосписа в Татарстане.
- Айрат Закиевич, как сейчас обстоит дело с хосписами в России?
- За последние 15 лет мы сделали большой рывок в этом направлении. Но пока статистика доступности хосписов на фоне многих развитых стран говорит не в нашу пользу. Система оказания паллиативной помощи развита неравномерно и различается в зависимости от региона. Например, высока доступность такой помощи в Москве, Татарстане и еще небольшом количестве субъектов.
Если говорить о детских хосписах, то их количество в России исчисляется единицами. Для сравнения, в Великобритании с населением в 65 миллионов человек работают 47 детских хосписов.
- Как изменить ситуацию и сделать помощь для тяжело больных детей и взрослых доступнее?
- Я категорически не приемлю слово «хоспис». Нам нужно придумать свое русское слово, которое станет его синонимом. Происхождение слова «хоспис» связано с гостеприимством и не отображает его современного назначения. Когда мы обозначим новым словом эти учреждения, мы должны подумать над единым федеральным проектом по их развитию. У нас уже есть успешные федеральные проекты с хорошими показателями, где на решение проблем централизованно находят финансирование, пусть даже оно не полностью покрывает все потребности. Такой проект установит индикаторы для глав субъектов и расставит им приоритеты, а также станет стимулом для тех людей, кто развивает систему хосписов.
Этот проект должен установить единые подходы к созданию и работе хосписов и единые источники финансирования. Сегодня строительство хосписов — это полномочия и проблема субъектов. А у российских регионов разные возможности и условия, они различаются по доходам, площади так далее.
Финансировать создание хосписов можно не только за счет федеральных или региональных бюджетов. Нужно дать возможность быть причастным к проекту каждому жителю страны, конечно, если у него есть на это желание. Например, это может быть временный добровольный налог, или добровольная доплата при покупке билетов на самолет, или возможность пожертвовать деньги при покупке той или иной вещи. В условиях современной цифровизации можно найти много возможностей, которые позволят каждому человеку поддержать проект и при этом быть уверенным, что деньги пойдут по назначению.
- Почему создание хосписов так важно?
- В 2008 году, когда я работал министром здравоохранения Татарстана, я обратился к руководству республики с предложением передать под хоспис здание медорганизации. На ее базе мы с фондом Анжелы Вавиловой готовы были создать центр помощи детям, а потом и взрослым, которые испытывают серьезные боли из-за не перспективности лечения в больницах. Республика поддержала проект, и мы создали современный хоспис.
Мы получили фантастический эффект: во-первых, за короткий период мы стали успешно использовать самые современные методы обезболивания, которые люди не могли получить в больницах. Кроме того, мы получили колоссальную помощь волонтеров и благотворителей. Недавно в Татарстане открылся второй по счету хоспис, уже для взрослых, на 80 коек. Содержание хосписов доходы бюджета покрывают только на 20 процентов. Второй мы почти полностью построили за счет благотворительных средств.
При создании подобных проектов объединяется все общество, растет и доверие к руководству региона. В хосписах нет белых халатов, нет унижения, и даже в тяжелейшей ситуации человек получает самые современные методы обезболивания.
- Какие изменения нужны в законодательстве, чтобы строительство хосписов развивалось?
- Опыт Татарстана — пример для многих, и регионы хотят реализовать подобное и у себя. Но даже если у субъекта есть инвесторы, подчас нет земли, на которой хоспис можно построить. Я дважды вносил в Госдуму проект закона, позволяющий выделять землю инвесторам, которые готовы вложить деньги в строительство хосписов. Правительство нас не поддержало. Но без подобных инициатив для многих субъектов строительство хосписов сейчас невозможно. Всегда находятся люди, готовые инвестировать именно в такой проект, а государство, в свою очередь, должно найти возможности выделить землю, здание, передать имущество или создать льготы.
- К какому результату в итоге мы должны прийти?
- По мировым стандартам один хоспис должен приходиться на каждые 400 тысяч населения страны. Хоспис обычно рассчитан на 30—40 коек. Но важна не только вместимость. В наших хосписах в Татарстане есть мечеть и православный храм, работает система поддержки родителей или родственников. Есть возможность свободно пройти к больному, даже с домашним животным, которое он очень любит. Хоспис — это семейная обстановка с сохранением всех современных технологических возможностей медицины.