Однажды уютным зимним вечером, когда ничего не предвещало беды, чёрт меня дернул посмотреть фильм Кевина Смита «Бивень», вышедший в 2014 году. Юмор Смита, признаюсь, меня искренне веселит, и увидев в жанрах «черную комедию», я с радостью приступила к просмотру. В процессе какая-то неведомая сила не дала мне закрыть вкладку и удалить интернет, поэтому фильм был досмотрен до конца (чтобы передать свои ощущения, вставляю кадр из бессмертной классики).
Посмотрев фильм, отогнав вопросы «что это было» и собрав мысли в кучу, я задумалась над тем, чем действительно фильм привлекает зрителей. В первую очередь своей абсурдностью, которая выгодно меняет тональность – нелепость происходящего то смешит, то озадачивает, а то и не на шутку пугает.
Главный герой Уоллис (что созвучно с английским walrus) – компиляция всех героев Смита: развязный, эгоцентричный, хамоватый молодой человек. Его оппонент Говард Хоу – напротив, словно плод вдохновения всеми известными маньяками Голливуда, но, несмотря на это, персонаж получился яркий и запоминающийся. Первые сорок минут фильма – нескончаемый набор не всегда удачных шуток и стеба над Канадой, типичный фильм Смита, казалось бы.
После начала «мяса» фильм еще балансирует на грани: ситуация так же страшна, как и глупа и сумасбродна (серьезно, попробуйте пересказать идеи маньяка с серьезным лицом), с отдельных реплик вполне можно похихикать, да и карма, настигшая любителя посмеяться над юродивыми там, где не ждали, вызывает невольное злорадство, особенно с учетом умелой игры на контрастах (к кому вы расположены больше, к наглому бестактному Уоллису или к вежливому умудренному Говарду?).
Однако в сцене с первым погружением уже измененного физически героя под воду окончательно становится не смешно. А если послушать интервью самого Смита – отнюдь не «молчаливого Боба», пересмотреть предыдущие его картины, герои которых не закрывают рот ни на минуту, то «Бивень» вмиг приобретает черты интимности, словно режиссер делится со зрителями своим страхом – окончательно и бесповоротно лишиться права голоса.
А потом, обдумав всё это, снова смотришь на жанры, видишь в них «комедию», и понимаешь, что весь фильм – враньё чистой воды, а невольный поиск глубинного смысла – попытка компенсировать время, потраченное на мерзковатую, дикую картину. Не сомневаюсь, что приглашение в каст Джонни Деппа – тоже жесткий розыгрыш.
Что в картине не подлежит сомнению, так это великолепная актерская игра мэтра кинематографа, любимца Квентина Тарантино Майкла Парса, вызывающая спектр эмоций: смех от напыщенной нелепости его монологов, сострадание к сломленному человеку, и, разумеется, страх перед невменяемым маньяком. Очень жаль, что Паркс нас покинул, сыграв за свою жизнь так мало главных ролей.
Совершенно нереалистичная концовка, как ни странно, выносит своей абсурдностью ряд тезисов в мораль: не судите, да не судимы будете; не делай другому того, чего не желаешь себе; самое страшное животное в мире – человек; настоящих монстров порождает жестокосердие общества. И остается открытым вопрос: что же все-таки делает нас людьми?
Как итог, «Бивень» – более чем достойный образец своего жанра, выгодно выделяющийся возможностью отыскать для себя любые подтексты (хотя скорее всего, это и бессмысленно). Свою задачу как боди-хоррор он определенно выполняет: фильм мерзкий и местами тошнотворный. Поклонникам комедий же стоит быть осторожнее: может ожидать если не шок, то как минимум недоумение.