Стоять на месте для ребенка проблема, сидеть тоже, он в постоянном движении! Иногда вам кажется, что ребенок любит риск, и даже подвергает себя опасности. На просьбы остановиться не поступает ответная реакция. Вам может казаться что у ребенка зпр или такой диагноз поставили специалисты.
Ребёнок делает это специально? Если бы мама и ребенок с проблемами могли говорить на одном языке и понимать друг друга.
Поскольку такое общение из ряда фантастики, следует знать о нескольких важных деталях. Так будет проще понять, какие именно механизмы включаются, и где родители допускают ошибки.
Что происходит при задержке речевого развития? Распространенным ее спутником является специфика сенсорной информации. Такие детали сразу можно не заметить, но они очень сильно влияют на общую картину. К ним можно отнести пониженную тактильную чувствительность, слабый мышечный тонус и тд. В этом случае нет смысла читать морали, требовать и отдавать команды, говорить «Не стучи, не кричи, не крутись». Старые воспитательные методы не всегда оказываются эффективными.
Узнали себя? Для решения этой проблемы можно изменить стратегию и начать наблюдать за ребенком, создавая речевую среду, которая будет способствовать его развитию:
- Формирование контакта с ребенком, где вы не просто требуете, а показываете примеры (например, метод "моторной подсказки").
- Использование игр для балансировки возбуждения и торможения.
- Проведение заданий, направленных на организацию зрительного и слухового внимания.
Где грань «занятия и новый навык» и занятия с учетом развивающей среды дома? Конечно важно заниматься с ребёнком, развивать память, внимание и тд….но нельзя забывать и про эмоциональный интеллект, правильное отношение к ошибкам (не бояться их совершать) наблюдение за процессом, развитие терпения — а не «все сразу»! Наблюдение с мамой за чем-то, пребывание в моменте «здесь и сейчас», занятие творчеством — открывают новые способности у ребёнка, помогают разгрузить мозг.
Если постоянно заниматься с ребёнком только развивающими играми, это превратится в надоедливое повторение и может совершенно отбить желание ребёнка к образовательному процессу.