После распада Советского Союза русским семьям в Казахстане пришлось нелегко. Вынужденно они покидали республику, оставляя свои дома или продавая их за бесценок. Своими историями бегства они поделились в соцсетях.
Статистика показывает, что в 1989 в республике проживало 6 миллионов 228 тысяч русских (40%). Но уже за за период с 1990 по 1997 годы число их сократилось до 14%. О причинах этого высказалась блогер на канале "Рассказчица о жизни и о людях". Всё своё отрочество она провела на севере Казахстане, поэтому знает о гонениях не понаслышке.
По мнению автора, выдворяли людей без привлечения внимания общественности и особой шумихи. В основном – снимали с должностей и на них брали казахов. Также устраивали рейдерские захваты бизнеса. Всё было направлено на то, чтобы оставить русских без возможности заработка.
Сама девушка живёт на границе с Казахстаном и хорошо помнит, как русские срочно туда переселялись после 90-х. Её муж набирал их на работу, помогал с гражданством. Их объединяло одно – все покинули свои дома вынужденно.
Также она привела конкретные примеры своих знакомых. Одна из них переезжать в Россию не хотела и была уверена, что её заменить не на кого, так как она была заведующей кафедры филологии:
"Приходит она как обычно в университет, а ей сообщают, что она больше не работает. Её мужу айтишнику сказали то же самое. Вот примерно такими методами медленно, но упорно избавлялись от русских".
Своим мнением по этому поводу поделилась ещё одна вынужденная переселенка из Казахстана, чьи слова привела автор:
"1998 год. После перенесения столицы страны из Алма-Аты в Астану всё круто изменилось. Приняли программу переселения казахов из Монголии на историческую родину. Кошмарили русских не только на государственном уровне, но, самое страшное, на бытовом. Вчерашние друзья, одноклассники стали как чужие. Немцам и русским было сказано, чтобы выметались. Покупать наши квартиры и дома не хотели, говорили, что мы уедем, а им всё даром достанется".
Публикация не оставила равнодушной аудиторию. Многие читатели также оказались одними из покинутых Казахстан. В комментариях они поделились своими историями бегства. Все они говорят о том, что из страны выдворили образованных людей, специалистов разных областей:
— Жил с 1961 года в Степногорске по 1995 год. Вот именно по этим причинам собрал семью и в чистое поле в Россию переехал. Ничего, обжился и всем советую, кто ещё не уехал. Глаза боятся, а руки делают. Главное не сдаваться.
— Слово в слово правда. Сам оттуда, в 1998 с семьёй уехал, трое детей, все получили образование, живём в Москве. 15 лет ушло, чтобы на ноги встать, сейчас всё нормально.
— Я вырос на границе с Кустанайской областью и всё происходило на моих глазах. Но казахи же сейчас друзья и вспоминать никто не хочет. Самое смешное: сначало гнали русских на историческую родину, а сейчас прутся к нам. Зачем? Ведь мы такие плохие.
— Мой папа геофизик-первооткрыватель. В 1968 году привёз свою семью на Мангышлак. Мама воспитатель-медсестра. Пустыня и песок кругом, пыльные бури. Но все были рады, строили, озеленяли, образовывали. Никто никого не обсуждал, все учились и работали вместе. И вот в 1993 году началось: откуда-то столько взялось местных, которые стали орать: "Это наша земля". Нападение на людей, грабёж, произвол везде. Папа мой не выдержал и в 57 лет ушёл из жизни, на работе остановилось сердце. Я и мой муж с двумя детьми. Причём оба мы специалисты с высшим образованием, имея коттедж недостроенный, просто бросаем всё и уезжаем.
— Мою родню тоже выгнали из Казахстана. Сказали: "Либо уезжайте, либо дом сожжём ночью, пока вы спите".
Мы также не раз писали о подобных историях. Показателен пример музыканта Миши Маваши. Он переехал в Россию из города Костанай (ранее Кустанай). На подкасте Григория Дрозда в YouTube он рассказывал, как после развала СССР в Казахстане созрели националиcты и перекрывали кислород русскому населению под влиянием проводимой политики института Сороса. Тогда переписали историю региона и сделали из России страну поработительницу, что привело к появлению оскорбительных надписей огромными буквами на видных местах вроде: "Русские, не уезжайте, нам ещё нужны рабы и проститутки". Подобные было и в других городах Казахстана, где писали плакаты с таким содержимым.
Самое интересное то, что раньше, когда русские привносили в Казахстана науку, строили города, весь СССР поднимал там целину, казахов всё устраивало. А потом русские почему-то оказались не нужны.
Подобный опыт пережил известный актёр Павел Прилучный. Со своей семьёй он проживал на юге Казахстана в Шыкменте. По его воспоминаниям, в 90-е было просто "страшно быть русским". Прилучным пришлось бежать в Россию, в Новосибирскую область, где их средств хватило на покупку обгоревшего дома, который они со временем обустроили сами:
"Все эти дни я пытаюсь ответить себе на такой вопрос: почему МЫ русские, казахи, украинцы, грузины, белорусы, ДЕДЫ которых не только вместе воевали, но и вместе трудились, строили фабрики и заводы, уже много лет в основном только ненавидим друг друга? Что или кто нам так мешает жить в мире и процветании?",
– задался вопросом в соцсетях Павел.
Вспышка нациoнализма в Казахстане хоть и произошла после распада Советского Союза, но до сих пор в республике нередко притесняют русских. О таких случаях мы писали не единожды. Люди продолжают вынужденно покидать страну и многие из них предпочитают переехать в Россию.
Нина Андреева