В свете общей истории технического прогресса, советский период оставил значительный след, привнесший множество разработок и новшеств в различные отрасли техники. В этой статье мы подробно рассмотрим некоторые из этих уникальных находок и достижений.
Подводный самолёт
В 30-х годах молодой курсант Высшего морского инженерного института в Ленинграде работал над проектом гидросамолёта, который мог перемещаться под водой. Звали этого курсанта Борис Ушаков. Уже в 1938 году им была представлена окончательная версия летающей подводной лодки. Она могла нести на борту 2 торпеды. Также предполагалась установка 2 пулеметов. Экипаж состоял бы из 3 человек.
Замысел был в том, что экипаж с воздуха должен был обнаружить корабль, рассчитать его курс, выйти из зоны видимости и перейти в подводный режим, после чего нанести удар по противнику торпедами.
Но в 1938 году научно-исследовательский военный комитет приостановил работы по данному проекту. Причина — малая подвижность ЛПЛ в подводном режиме. Военные эксперты постановили, что после обнаружения экипажем корабля последний сменит курс. В результате это снизит вероятность успешного торпедирования и приведет к полному провалу боевой задачи.
Охотник за авианосцами
В начале 1970-х годов был разработан самолет-амфибия, способный совершать вертикальный взлёт. Самолет получил наименование ВВА - 14 (вертикально взлетающая амфибия - 14). Разрабатывался под руководством советского конструктора Роберто Бартини (был родом из Венгрии). ВВА-14 мог выполнять задачи бомбардировщика и торпедоносца. В каком-то смысле, это дальний родственник российского самолета Бе-200 «Альтаир».
ВВА-14 нес на себе 4 тонны боевой нагрузки. Можно было использовать торпеды, тяжелые авиабомбы и мины. Что касается незаметности для радаров ПВО, то она была на уровне с F117 Nighthawk, а в режиме экраноплана, когда самолет шел прямо над водой, так он вообще становился невидимым для них. Экипаж составлял 3 человека.
К сожалению, после смерти Бартини в 1974 году проект начал испытывать разные трудности. Первый испытательный полет состоялся 11 июня 1975 года. Всего данный образец выполнил 107 вылетов.
Далее работы над проектом приостановились, а все внимание усилия и средства перенаправились на разработку противолодочного самолета Ту-142МР.
К сожалению, сохранить проект не удалось и вот все, что осталось от уникального самолета:
Самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие»
Нет, это не футуристический танк, который прожигает броню лазером. Но этот проект не менее фантастичен.
В конце 80-х годов советские ученые создали мобильный лазерный комплекс, способный наводиться и выводить из строя оптико-электрическое оборудование на разных видах техники, в том числе выводить из строя крылатые ракеты и высокоточные боеприпасы. Комплекс был принят на вооружение, но не пошел в серию. Начался развал СССР. Финансирование проекта сократилось, и данная техника попросту оказалась ненужной.
Уже через много лет, в феврале 2017 года, стало известно, что проект будут возрождать. На базе 1К17 «Сжатие» создается новый мобильный лазерный комплекс.
Реактивный сельскохозяйственный самолёт
M-15 «Belphegor» был создан в Польской Народной Республике по заказу СССР. Это единственный в мире реактивный биплан, который пошел в серию. Было создано 175 единиц.
Риамир Адамович Измайлов был главным конструктором данного биплана. Самолет создавался исключительно для сельскохозяйственных нужд.
Летающий авианосец
Этот амбициозный проект разрабатывался в 30–40-х годах XX века. Суть проекта заключалась в том, чтобы сконструировать тяжелый бомбардировщик ТБ-1, который стал бы носителем для запуска истребителей.
Первые доработанные самолеты в количестве 5 единиц пошли на испытания летом 1940 года. Техника базировалась в Евпатории. В итоге были созданы разные варианты креплений для ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-7. Бомбардировщики несли на себе по 2 истребителя И-16. Данные «авианосцы» смогли даже принять участие в Великой Отечественной войне, но только на первых этапах.
«Авианосцы» наносили удары по немецким переправам через Днепр и по объектам в Запорожье. Проникая глубоко в тыл, бомбардировщики выпускали истребители и уходили на базу. Однако обстановка на фронте ухудшалась, и требовались бомбардировщики по прямому назначению. А позже И-16 уже попросту устарели.