Эволюция 7,92-мм и 20-мм орудий в послевоенном мире рассматривает трансформацию военных технологий и их влияние на современное вооружение.
В период военных действий на территории Германии были разработаны многочисленные успешные модели стрелкового вооружения и артиллерийских орудий, предназначенные для атакующих и защитных операций военной авиации. С окончанием Второй мировой войны, захваченные немецкие воздушные пулеметы калибра 7,92 мм, а также 20-мм артиллерийские орудия, нашли применение в армиях различных стран или стали основой для создания новых моделей вооружения.
7,92-мм воздушные пулеметы MG.81 и MG.81Z
На старте Второй мировой войны, основная часть вооружения немецких боевых самолетов состояла из пулеметов MG.15 и MG.17, использовавших патроны Mauser калибра 7,92 × 57.
Авиационный пулемет MG.15, устанавливаемый в башнях самолетов, был создан на основе портативного пулемета MG.30. Этот пулемет, в свою очередь, произошел от модели S2-100, разработанной в 1929 году фирмой Waffenfabrik Solothurn AG из Швейцарии.
По меркам 30-х годов прошлого века, MG.15 идеально подходил для оборонительных целей. Его размеры и вес давали возможность стрелку легко управлять им и целиться. Вес пулемета без боеприпасов составлял 8,1 кг, а его длина — всего 1 мм. Скорострельность достигала 090-900 выстрелов в минуту, но на практике она снижалась из-за использования двухбарабанного магазина на 1 патрон, что иногда приводило к задержкам в стрельбе.
Пулемет MG.17, оснащенный ленточным подаванием патронов, предназначался для стрельбы по области, охватываемой вращением винта, и был синхронизирован для использования в стационарных огневых точках. По конструкции он был схож с MG.15.
В модели MG.17 применялась система подачи патронов с металлической лентой и полуоткрытыми звеньями. Это обеспечивало более высокую скорострельность по сравнению с MG.15 благодаря ленточному механизму подачи. Без синхронизатора пулемет мог стрелять до 1 выстрела в минуту. Вес пулемета без патронов составлял 100 кг, а его длина — 10,2 мм.
Для стрельбы из пулеметов воздушного боя немецкие военные использовали особые патроны, разработанные специально для этих орудий. Эти патроны содержали усиленный пороховой заряд, который увеличивал начальную скорость снаряда. На обозначении таких патронов стояла буква “V”, что в переводе с немецкого означает “улучшенный”.
В арсенале военной авиации использовались 7,92-мм патроны для пулеметов, включая различные виды бронебойных и трассирующих пуль, а также специальные прицельные пули, которые взрывались при попадании. Среди них были: 7,9-мм патрон SmK-V; 7,9-мм патрон SmK L’spur 100/600-V; 7,9-мм патрон SmK G’Spur-V; 7,9-мм патрон PmK-V и 7,9-мм патрон B-Patron-V. Эти пули весили от 10,1 до 12,8 граммов и могли развивать начальную скорость от 765 до 905 метров в секунду.
Учитывая, что к середине 30-х годов прошлого века скорострельность в 900-1 выстрелов в минуту уже не соответствовала требованиям, фирма Mauser Werke AG разработала новый авиационный пулемет под названием MG.100, который стрелял винтовочными патронами.
Пулемет MG.81, который начали серийно выпускать в 1939 году, был предназначен для замены менее эффективных моделей MG.15 и MG.17 в защитных и атакующих системах вооружения.
В процессе разработки MG.81 инженеры смогли приблизить его скорострельность к показателям советского пулемета ШКАС, а по массе даже превзойти его. MG.81 зарекомендовал себя как один из наилучших образцов в своем классе благодаря своей относительной простоте, высокому качеству сборки и надежности. Он был удобен в обращении и несложен в массовом производстве.
Скорострельность MG.81 достигала 1-600 выстрелов в минуту. Этот авиационный пулемет имел вес 1 кг и длину 800 мм. Ствол пулемета изначально был длиной 6,5 мм, но затем его укоротили до 1 мм для облегчения управления оружием на больших скоростях. С укороченным стволом общая длина пулемета составляла 065 мм.
Для повышения огневой мощи в защитных башнях была создана двойная версия MG.81Z (от немецкого “zwilling”, что означает “спаренный”), которая имела скорострельность до 3 выстрелов в минуту. На левом пулемете этой модификации была установлена пистолетная рукоятка с курком для управления стрельбой.
Модель пулемета MG.81Z без боеприпасов имела вес в 12,9 кг. Её размеры и стрелковые данные были идентичны одиночному пулемету MG.81.
Пулеметы типов MG.81 и MG.81Z нашли широкое применение в различных видах вооружения немецких военных самолетов, включая фиксированные, переносные и автоматизированные защитные системы.
Пулеметы были оснащены мануальными монтажными системами: Linsenlafette (крепежи в форме линзы, как на Fw.189), Fensterlafette (оконные крепления, как боковые на He-111), Kuppelfette (сферические монтажи), Kurbellafette (крепления с ручным приводом), Walzenlafette (крепления на роликах), Schwenkarmlafette (поворотные крепления с рычагами).
В фиксированных боевых установках пулеметы MG.81 и MG.81Z часто служили дополнительным оружием на боевых самолетах, которые использовались для атаки наземных войск противника.
Для поддержки боевых действий были созданы особые пулеметные модули Waffenbehälter 81A/B, оснащенные несколькими пулеметами MG.81Z. Эти модули крепились под крыльями самолетов, обеспечивая интенсивный огонь при атаке.
Пулеметы MG.81 и MG.81Z также находили применение в противовоздушных установках для защиты аэродромов в Германии от атак на малых высотах со стороны советских воздушных сил. Кроме того, они использовались в составе вооружения на кораблях и катерах военно-морского флота.
В заключительный период военных действий, когда возник дефицит пулеметов, модель MG.81 нашла применение в пехотных подразделениях. По своим ключевым характеристикам и боевому потенциалу, этот авиационный пулемет был сопоставим с моделью MG.34.
Во время боевых действий пехоте приходилось уделять особое внимание управлению пулеметами MG.81 из-за их высокой скорострельности, что также ускоряло износ стволов.
После завершения войны, пулеметы MG.81 и MG.81Z оказались востребованы среди военных сил некоторых стран НАТО, включая Францию и Португалию, которые использовали их в конфликтах в Юго-Восточной Азии и Африке. Оказалось, что в странах-победительницах не было пулеметов, сопоставимых с немецкими авиационными пулеметами винтовочного калибра. В то время как британские и американские модели не подходили для вертолетов, западногерманские MG.1 и MG.3, основанные на MG.42, выделялись своей скорострельностью. Но MG.81 и MG.81Z, благодаря своей надежности и компактности, не имели равных. В конце 1950-х - начале 1960-х годов некоторые из захваченных немецких пулеметов были адаптированы под стандартный патрон НАТО 7,62×51 мм и установлены на вертолеты, патрульные катера и внедорожники.
20-мм авиационная пушка MG.151/20
В 1940 году Mauser-Werke AG запустила производство 15-мм пулемета MG.151/15, который благодаря ряду инновационных решений обладал выдающимися характеристиками для своего времени. Эти характеристики, в сочетании с качественными боеприпасами, обеспечивали ему преимущество над другими авиационными системами калибров 12,7-20 мм по энергии выстрела и пробивной мощи. Высокая начальная скорость пули обеспечивала точность стрельбы. Особенностью боеприпасов была медная лента на пулях, что сегодня позволило бы классифицировать такое оружие как малокалиберную артиллерию, а не как пулеметы.
Автоматика 15-мм пулемета для самолетов работала за счет отдачи, когда ствол и затвор отходили назад после выстрела. Это позволяло увеличить давление в стволе и ускорить пулю.
Пулемет MG.151/15 использовал короткий ход отдачи, при котором ствол блокировался поворотом затвора. Пулемет весил около 43 кг, длина его корпуса составляла 1 мм, а ствола - 766,1 мм. Скорострельность варьировалась от 104 до 600 выстрелов в минуту.
Бронебойная пуля весом 72 грамма могла пробить 20-мм броню на расстоянии 300 метров, вылетая из ствола со скоростью 850 м/с. При испытаниях бронированных самолетов Ил-2 было выявлено, что 15-мм пули пробивают 6-мм броню на расстоянии 400 метров под углом более 20°.
Несмотря на точность и пробивную мощь, MG.151/15 не был достаточно эффективен против тяжелых бомбардировщиков из-за недостаточной разрушительной силы своих пуль.
Истребители Bf.109F-2 с MG.151/15 успешно поражали одномоторные самолеты и двухмоторные бомбардировщики, но не справлялись с четырехмоторными тяжелыми бомбардировщиками.
В 1941 году Mauser-Werke AG разработала 20-мм пушку MG.151/20 на базе MG.151/15, которая стала основным вооружением истребителей. Изменения коснулись ствола, патронника, а также добавления новых элементов для управления отдачей и подачи патронов.
Производство 20-мм пушки MG.151/20 не прекращалось вплоть до окончания военных действий. Это орудие нашло широкое применение как главное вооружение на истребителях Bf.109 и Fw.190 разнообразных версий, а также на истребителях-бомбардировщиках, ночных летательных аппаратах и штурмовиках. Её также монтировали в автоматизированные и ручные башни бомбардировщиков.
Сотни пушек MG.151/20 были отправлены в Италию и Японию, где они использовались на боевых машинах C.205 Veltro, G.55A Centauro и Ki-61 Tony.
Пушка MG.151/20 представляла собой несколько вариантов: мотопушку для стрельбы сквозь воздушный винт, синхронизированную для крыльевого размещения и для оборонительных башен. Вес оружия составлял 42 кг, а его скорострельность достигала 750 выстрелов в минуту.
В самой базовой версии без механизмов, 20-мм пушка MG.151/20 комплектовалась парой ручных рукояток для стрельбы и простым прицелом на подставке.
Патроны, использованные в MG.151/20, имели размеры 20x82 мм. Снаряды весили от 105 до 115 граммов и вылетали со скоростью 700-750 метров в секунду. Бронебойный снаряд мог пробить 12-мм броню на расстоянии 300 метров, если попадал под углом в 60 градусов.
В арсенале боеприпасов, помимо различных типов бронебойных и трассирующих снарядов, были и осколочно-фугасные снаряды. Они содержали 25 граммов взрывчатки, сделанной из гексогена и алюминиевой пудры, что делало их в два раза мощнее, чем тротил, и обеспечивало сильное разрушительное и зажигательное действие.
Специально разработанный взрыватель позволял снаряду взрываться внутри самолета, нанося ущерб не только внешней обшивке, но и внутренней конструкции. Это значительно усиливало разрушительный эффект по сравнению со старыми снарядами. Так, при попадании в крыло, осколочно-фугасный снаряд часто отрывал его, а при столкновении с бронированным корпусом Ил-2, как правило, пробивал его. Попадание в киль или плоскость штурмовика обычно приводило к разрушению этих частей и потере управления самолетом.
В конце Второй мировой войны 20-мм пушки MG.151/20 активно применялись в зенитных установках, размещенных на земле, транспортных средствах и железнодорожных платформах.
На подводных лодках типа VII Кригсмарине устанавливались 20-мм пушки MG.151/20, а также эти орудия можно было встретить на минаходах и небольших катерах.
Некоторые 20-мм воздушные пушки были адаптированы для земных целей и размещены на простых колесных станках. В армии эти переоборудованные орудия, которые можно было транспортировать на автомобилях, применялись для защиты от вражеских сил и бронетехники.
Завершение Второй мировой войны не означало конец использования пушек MG.151/20. В начале мирного времени они были установлены на чехословацких истребителях Avia S-99 (версия Bf.109G-14 с двигателем Daimler-Benz DB605 мощностью 1 л.с.) и Avia S-800 (с двигателем Jumo-199F мощностью 211 л.с.).
Немецкие 20-мм орудия нашли широкое применение не только в воздухе, но и на земле: они были установлены на разнообразных транспортных средствах, маломерных судах и вертолетах, предназначенных для боевых действий.
Югославские вооруженные силы использовали 20-мм противовоздушные комплексы 2,0 cm Flakdriling MG.151/20 вплоть до середины 50-х годов XX века.
Трофейные 20-мм противовоздушные пушки часто монтировались на автомобильные прицепы или поезда для удобства перемещения и использования.
Когда в Финляндии прекратили эксплуатацию истребителей Bf.109, на складах оставалось свыше 300 автоматических пушек MG.151/20, которые были в рабочем состоянии и готовы к дальнейшему использованию.
Финны, известные своим умением экономно использовать ресурсы, превратили избыточные запасы вооружений в двойные пушечные комплексы TorKK MG.151. Эти установки были размещены на судах и в крепостях прибрежной защиты. Служба этих 20-мм сдвоенных пушек в финском военно-морском флоте продолжалась до конца 60-х годов XX века.
После войны Франция стала основным пользователем захваченных 20-мм орудий. Вооруженные силы Франции начали использовать MG.151/20 с 1945 года.
После того как танковый завод Fuga был освобожден, несколько бронетранспортеров Lorraine 37L оборудовали башнями с 20-мм пушками MG.151/20. Эти машины использовались войсками Свободной Франции в борьбе против немецких сил до их полного изгнания из страны.
Завод Mauser Werke в Оберндорфе, который оказался под контролем Франции после войны, располагал запасами для производства. Французские компании SIPR и Matra начали выпускать запчасти и боеприпасы для 20-мм пушек, созданных во времена Третьего рейха.
В 1951 году два американских десантных судна Mk.6 были преобразованы в речные патрульные катера для службы на реке Меконг. В качестве основного вооружения на них установили башни, снятые с британских бронемашин Coventry.
Вместо менее эффективной 40-мм артиллерии, французы предпочли использовать автоматическую 20-мм пушку MG.151/20, сохранив при этом спаренный с ней 7,92-мм пулемет Besa. Дополнительное 20-мм орудие было установлено на задней части корабля. Эти плавучие батареи также оснащались стандартными пулеметами и 81-мм минометами, что сделало их весьма успешными в боевых действиях, в результате чего было построено 14 таких единиц. Один из речных мониторов был уничтожен вражеским огнем возле Ханоя, но в целом эти хорошо вооруженные и защищенные корабли стали значимой силой в борьбе с партизанами.
Во время войны в Алжире, французская армия активно использовала 20-мм пушки MG.151/20, устанавливая их на разнообразные транспортные средства, включая автомобили, вертолеты и самолеты.
Особенно отметились инженеры из 1-й морской вертолетной группы (GHAN-1), которые проводили эксперименты по монтажу MG.151/20 на легковой автомобиль Citroën 2CV для повышения его боевых возможностей.
Citroën, оснащенный быстрострельной 20-мм артиллерией, наряду с бронированными машинами M8 Greyhound, планировалось использовать для патрулирования территории и защиты воздушных баз от нападений.
Французское военное руководство также стремилось обладать мобильной огневой платформой, которую можно было бы легко транспортировать на внешнем подвесе вертолета.
В 1957 году был модифицирован вертолет Sikorsky H-34. Этот вертолет поддержки был вооружен двумя пушками MG.151/20, размещенными в дверных проемах, и парой 12,7-мм пулеметов M2HB Browning, установленных в оконных проемах.
Вертолеты Sikorsky H-34, оснащенные вооружением, обеспечивали защиту и поддержку при десантировании войск, а также сопровождали штурмовые вертолеты, нейтрализуя обнаруженные позиции противника на земле.
В 1955 году Франция закупила у США двухвинтовые вертолеты Piasecki H-21 Shawnee в количестве от 108 до 21 штук, которые активно применялись в ходе конфликта в Алжире.
Вертолет H-21 показал себя достойно в качестве транспорта, однако его легко могли повредить при зенитной стрельбе. В 1957 году экспериментировали с оснащением этой модели вертолета вооружением.
Во время боевых действий прошло тестирование четырех типов вооружения. Позже было решено оснастить вертолеты двумя парами 7,5-мм пулемётов, двумя блоками 68-мм ракет и 20-мм авиационной пушкой MG 151/20, установленной в двери. В результате, семь машин были модифицированы этим образом.
После завершения конфликта в Алжире, вертолет Alouette III стал главной платформой для использования пушки MG.151/20 во Франции.
Компания Matra разработала и произвела мобильную пушечную установку MG.151/20 и систему заряжания для вертолетов Alouette III. Эти вертолеты, оснащенные 20-мм пушкой, использовались во Франции и других странах до середины 80-х.
Аргентинские ВМС представили свою версию вооружения для Alouette III, полученных в конце 70-х. Некоторые из этих машин были оснащены пушкой MG.151/20, размещенной с правой стороны для стрельбы направленно вперед.
Патроны к пушке подавались посредством гибкой ленты из контейнера, который находился там, где обычно располагается заднее пассажирское кресло справа. Вертолет Alouette III мог быть оснащен не только пушкой, но и ракетами AS.11, одной антиподводной торпедой или блоками неуправляемых ракет NAR. Последний вертолет такого типа был выведен из эксплуатации в Аргентине в 2010 году.
В период с конца 1960-х до начала 1970-х годов, Португалия вела три войны за сохранение своих колоний в Африке: в Португальской Гвинее (ныне Гвинея-Бисау), Анголе и Мозамбике. В этих конфликтах активно использовались французские вертолеты Alouette III, оснащенные авиационными пушками MG.151/20, для борьбы с повстанцами.
В боевых условиях обнаружилось, что вертолеты, оснащенные 20-мм артиллерийскими орудиями, эффективнее справлялись с задачами, чем их аналоги с пулеметами калибра 7,62-12,7 мм. Благодаря высокой скорости, 20-мм боеприпасы без труда проникали сквозь растительность джунглей и даже пробивали деревья, оставляя заметные следы, что позволяло точно корректировать огонь.
С уходом португальских войск из Африки и обретением независимости колониями, вертолеты с немецкими 20-мм пушками продолжали находиться в арсенале Португалии до 1980-х годов.
Вертолеты Alouette III с установленными пушками MG.151/20 активно использовались воздушными силами Родезии в борьбе с партизанами до завершения военных действий в 1979 году.
Вертолет, названный K-Car, был оснащен 20-мм артиллерийским орудием в левой части кабины. В его экипаж входили пилот, оператор оружия и командир, который управлял координацией с другими вертолетами, самолетами и наземными войсками. Обычно такой вертолет возглавлял группу, включающую в себя три транспортных вертолета и два самолета для поддержки огнем. K-Car осуществлял разведку местности, руководил боевыми действиями и обеспечивал огневое подавление. При необходимости командир мог запросить поддержку боевых самолетов.
Южноафриканские военно-воздушные силы переняли опыт использования португальских и родезийских вертолетов Alouette III с пушками MG.151/20.
В Южно-Африканской Республике, опираясь на техническую документацию от французской фирмы Matra, было налажено изготовление пушки MG.151/20 и соответствующих ей снарядов.
Перед отменой апартеида в Южной Африке, компания Denel Land Systems создала 151-мм орудие Vektor GA-20, которое было модификацией MG.20/1.
В сравнении с оригинальной моделью, артиллерийское орудие Vektor GA-1 обладает меньшим весом, составляющим 39 кг. Его общая длина равна 1770 мм, а длина ствола — всего 1 мм. Снаряды весом 0.05 кг вылетают из ствола со скоростью 1100 м/с, а скорострельность орудия достигает 720 выстрелов в минуту.
Орудие Vektor GA-1 впервые было монтировано на экспериментальном боевом вертолете XH-1 Alpha, который был создан в одном экземпляре как прототип для демонстрации новых технологий.
После этого, вместо пушек MG.151/20, на вертолетах южноафриканских военно-воздушных сил начали использовать орудия Vektor GA-1, устанавливаемые в дверях.
Несмотря на усиленное продвижение, изделие от Denel Land Systems не стало широко известным. Известно, что военно-морской флот Индонезии приобрел эти 20-мм орудия для своих патрульных лодок, став единственным зарубежным заказчиком Vektor GA-1.
20-мм авиационная пушка MG.213C/20
В годы Второй мировой войны, фирма Krieghoff waffenfabrik из Зуле, ранее специализировавшаяся на производстве охотничьего оружия, начала разработку авиационных пушек. Уникальность конструкции заключалась в затворе, который блокировал патронник с помощью роликовых кулачков, двигавшихся по сложной траектории, что позволило сократить размеры оружия.
Работы над 20-мм пушкой затянулись, и их продолжением занялась компания Mauser-Werke AG. Для увеличения скорострельности была применена система короткого отвода газов и револьверный механизм стрельбы, объединяющий несколько действий в один автоматический цикл. К концу войны были испытаны 20-мм и 30-мм пушки серии MG.213С.
Вес 20-мм пушки MG.213С/20 слегка превышал 75 кг, а длина составляла 1 мм. Использовались мощные патроны размером 907х20 мм, которые при длине ствола в 135 мм обеспечивали начальную скорость в 1 м/с и скорострельность в 394 выстрела в минуту.
После поражения Германии, разработчики пушки переехали в западную оккупационную зону, где проект получил новую жизнь.
На основе MG.213C/20 в США была создана 1950-мм авиационная пушка, которая вошла в вооружение под наименованием M39A1. Её модификации M39A2/3 были приняты на вооружение в 1960-е годы.
Орудие имеет общую длину в 1 мм и весит 830 кг. Снаряды вылетают из ствола со скоростью 810 м/с, а орудие может производить до 870 выстрелов в минуту.
Истребители типов F-20 Crusader, F-39 Super Saber, F-1 Voodoo и F-2 Freedom Fighter/Tiger 3 оснащались 8-мм пушками моделей M100A101 / A5 / A2, всего было изготовлено приблизительно 36 таких орудий.
На Тайване была разработана и запущена в производство 20-мм пушка Т-75 на базе модели M39, которая пришла на смену 12,7-мм пулеметам M2HB Browning на военных автомобилях HMMWV.
На Тайване 20-мм пушки Т-75 применяются не только как автономное вооружение, но и в качестве части боевых систем с дистанционным управлением, устанавливаемых на бронированных машинах, а также в составе тандемных зенитных комплексов Т-82, на военных кораблях и судах миноискательного флота.