Найти в Дзене

Как составить жалобу в департамент по образованию

Законные представители учащихся имеют гарантированное право на защиту интересов своих детей и подопечных. Если возникает конфликт с учебным заведением, в котором обучается человек, граждане могут написать жалобу в Департамент образования от своего имени или от имени коллектива.
Взаимоотношения между образовательными учреждениями, их учениками, родителями и опекунами регулируются в первую очередь следующими документами:
- Правительственным постановлением от 19 марта 2001 года No 196;
- Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2002 года No 273;
- Конституцией РФ;
- Статьями Гражданского кодекса РФ;
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года No 59 о порядке рассмотрения обращений;
- Федеральным законом от 27 июля 2006 года No 152 о персональных данных;
- Территориальными нормативными актами.
Для более эффективного рассмотрения жалобы рекомендуется сначала в письменной форме обратиться к руководству учебного заведения. После этого можно обратиться в территориальное отделение управ
Оглавление

Законные представители учащихся имеют гарантированное право на защиту интересов своих детей и подопечных. Если возникает конфликт с учебным заведением, в котором обучается человек, граждане могут написать жалобу в Департамент образования от своего имени или от имени коллектива.

Взаимоотношения между образовательными учреждениями, их учениками, родителями и опекунами регулируются в первую очередь следующими документами:

- Правительственным постановлением от 19 марта 2001 года No 196;
- Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2002 года No 273;
- Конституцией РФ;
- Статьями Гражданского кодекса РФ;
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года No 59 о порядке рассмотрения обращений;
- Федеральным законом от 27 июля 2006 года No 152 о персональных данных;
- Территориальными нормативными актами.


Для более эффективного рассмотрения жалобы рекомендуется сначала в письменной форме обратиться к руководству учебного заведения. После этого можно обратиться в территориальное отделение управления образования по месту нахождения учебного заведения, к которому есть претензии.

Законодательная база

Порядок взаимоотношений родителей и государственных служащих образовательного учреждения определяется следующими документами:

- Постановление РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Закон «Об образовании в РФ»;
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский Кодекс РФ;
- другие нормативные акты.

Полномочия Департамента образования

Прежде чем подавать жалобу в Министерство образования, важно понять, какие вопросы находятся в его компетенции и стоит ли обращаться туда с вашим вопросом.

Также стоит учесть, что Министерство образования – это исполнительный орган, который действует на всей территории Российской Федерации. Департамент образования, в свою очередь, является территориальным органом с теми же полномочиями, но действующими на муниципальном уровне.

Основные полномочия Министерства и Департамента включают:

- Контроль за соблюдением действующих норм российского законодательства в области образования;
- Выдача распоряжений и руководство в образовательных учреждениях, включая те, где происходит досуговое развитие;
- Распределение бюджетных средств и контроль за их использованием;
- Создание условий для граждан, чтобы они могли реализовать свое право на получение образования;
- Разработка и утверждение методик, связанных с работой и управлением образовательного учреждения.


Из вышесказанного следует, что обратиться в Департамент образования г. Москвы или Министерство образования можно при любом выявленном несоответствии в учебном заведении. Более подробно о причинах для обращения в Министерство образования мы рассмотрим ниже.

Основания для обращения в Министерство

Родители могут обратиться с жалобами и претензиями в Департамент образования, если конфликтную ситуацию невозможно решить с руководством дошкольного, учебного или досугового учреждения. Если конфликт не удается разрешить на уровне территориального Департамента образования, жалоба может быть подана Министру образования и науки РФ.

Существуют следующие основания для подачи жалобы:


- Насилие психологического или физического характера;
- Неправомерное перемещение в электронной очереди вниз списка;
- Предвзятое отношение к ученику, нарушение его свобод или прав;
- Конфликты с сотрудниками и руководством учебного заведения;
- Поборы и взяточничество;
- Ненадлежащий присмотр за детьми, в результате чего возникли травмы или увечья;
- Превышение должностных полномочий;
- Трудности с записью ребенка в детский сад или школу;
- Неправильная оценка знаний ученика;
- Некомпетентность педагогов.


Если выявленные нарушения подпадают под уголовную ответственность, необходимо обратиться в полицию, прокуратуру или судебные органы.

  • Кто вправе обратиться с жалобой

Право подать жалобу имеет законный представитель ребенка, права которого могут быть ущемлены учителем. Если учитель некорректно ведет себя по отношению к группе учеников или к классу в целом, то родители могут составить коллективное заявление.

Как правило, от завышенных требований педагога могут страдать не один, а несколько учеников.
В таких случаях родителям рекомендуется объединиться и подать коллективное заявление. Уполномоченный орган обязан принять жалобу и должным образом отреагировать на нее. Исходя из этого, нарушитель может быть привлечен к ответственности.

  • Когда нужно жаловаться

Проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя заставляют нас обратиться с письмом в Департамент образования города Москвы. Следующий вопрос, который волнует родителей, это куда следует направить жалобу.

В зависимости от ситуации, жалоба может быть направлена:

- руководству учебного учреждения;
- в региональный Департамент по вопросам образования;
- в органы прокуратуры, суд или полицию.


Выбор зависит от обстоятельств дела. Например, если к ученику предвзято относятся, то проблему можно решить, обратившись к директору школы. Аналогично следует поступить в ситуации некорректного поведения учителя.

Если после предоставления претензии руководство школы не приняло меры для решения конфликта, то заявитель вынужден обратиться в местное отделение Департамента. Это учреждение занимается вопросами образования, в том числе и теми, которые касаются ущемления прав ученика.

Требования к написанию

Чтобы претензия была рассмотрена, необходимо составить ее правильно. Требования к оформлению претензии изложены в законе № 59 от 02.05.2006 г.

Во-первых, используйте специальный бланк или образец для составления претензии.
Среди обязательных реквизитов:

- Данные адресата и адресанта, которые должны быть указаны в правом верхнем углу. Они должны содержать правильное наименование, Ф.И.О., адреса и контакты.
- Наименование текста, в котором должна быть описана проблема. Например, "Жалоба на требование завышенных взносов".
- Содержание претензии, в котором необходимо четко и без нецензурных выражений изложить суть проблемы в деловом стиле и с соблюдением хронологии событий.


Важно помнить, что нельзя требовать увольнения или наложения штрафа. Единственной просьбой может быть просьба о проведении проверки для устранения нарушения и назначения наказания виновным в рамках закона.

Также необходимо указать перечень приложений к претензии. В конце претензии следует указать дату и поставить свою подпись.

  • Основы претензии

Важно правильно классифицировать правонарушение, прежде чем подавать жалобу в соответствующие органы. Если основания для жалобы подразумевают уголовную ответственность и не связаны или связаны лишь частично с причинами, указанными выше, то следует обратиться в полицию.

  • Образец документа

Во избежание ошибок рекомендуется использовать шаблон жалобы.

-2

Способы подачи

Существует несколько способов, с помощью которых можно легко подать жалобу в Московский департамент образования:

1. Почтовым сервисом;
2. С помощью телефонного звонка;
3. В электронном виде;
4. При личном посещении органа.
Каждый из этих способов имеет свои особенности выполнения.

  • Личное посещение ДО

Попасть на прием к руководителю органа или его заместителям можно только в определенные дни и часы, которые указаны на сайте организации. Там же можно найти информацию, которая ежеквартально обновляется.

Чтобы записаться на прием, необходимо предварительно подать бланк-заявку. Сделать это можно, принеся заявку в приемную в рабочие дни с 8:00 до 20:00, а в субботу – с 9:00 до 15:00.

Требования к составлению жалобы аналогичны требованиям к письменному обращению. На прием необходимо приходить с паспортом.

  • Через электронный сервис

Официальный портал Департамента позволяет обратиться непосредственно к руководителю или воспользоваться электронной приемной. На сайте представлены правила составления и подачи обращений, которые следует изучить перед отправкой.

Перед составлением обращения
необходимо указать свои данные и тип заявителя (физическое или юридическое лицо), а также выбрать форму ответа. Текст жалобы должен быть изложен грамотно и в деловом стиле, без использования нецензурных или грубых выражений.

Важно соблюдать хронологию и последовательность событий. Если есть дополнительные документы, которые могут помочь объяснить или подтвердить ваши действия, их следует прикрепить к жалобе и отправить вместе с ней.

Для этого нужно выбрать тему просьбы, заполнить поля и написать текст.

К жалобе можно прикрепить дополнительные материалы размером до 5 Мб. После отправки претензии, она будет проверена и опубликована на сайте Департамента. Ваши данные и текст обращения станут доступны в разделе "Обращения граждан".

  • Написать уполномоченному чиновнику

Чтобы воспользоваться онлайн-формой для отправки письма на рассмотрение сотрудников ДО, вам необходимо выполнить следующие действия:

1. Выберите пункт «Электронная приемная» в разделе «Обращения граждан».
2. Ознакомьтесь с основными требованиями к электронным письмам.
3. В открывшейся форме введите свои ФИО и контактные данные.
4. Выберите желаемый способ получения ответа.
5. Введите свои контактные данные.
6. В специальном поле для ввода текста кратко изложите суть своей проблемы.
7. При необходимости, прикрепите подтверждающие документы и отправьте форму.

Пожалуйста, обратите внимание на то, что все поля формы должны быть заполнены корректно, чтобы ваше обращение было рассмотрено. Также, помните, что ответ на ваше обращение может занять некоторое время.

Спасибо за понимание!

  • Коллективное обращение

В ситуации, когда интересы нескольких учеников затрагиваются, представители детей могут подать объединенное ходатайство для защиты их прав. Такой вид обращения усиливает эффективность решения проблемы, так как группа родителей выражает твердые намерения добиться необходимого результата.

Если у ребенка возникают проблемы в школе, то перед написанием заявления необходимо обсудить ситуацию с родителями одноклассников. При наличии общего недовольства обстоятельствами, желательно написать коллективное обращение, которое Министерство образования должно рассмотреть в обязательном порядке.

Порядок рассмотрения и сроки предоставления ответа

Письма, направленные в Департамент, регистрируются в течение трех дней с даты поступления и рассматриваются в течение 30 дней после регистрации.

Важно отметить, что в некоторых случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней. Об этом отправителя уведомят официально письмом (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 59 от 02.05.2006 года).\

Могут ли отказать в рассмотрении жалобы

Согласно федеральному закону, не подлежат рассмотрению жалобы, которые:

- требуют ответа с разглашением государственной тайны, охраняемой законами РФ;
- содержат явную или скрытую рекламу;
- с угрозами, оскорблениями или выражениями злости или досады в адрес чиновников или учителей, их имущества и семьи;
- которые могут быть рассмотрены только с предъявлением заверенных копий документов и/или личной подписи заявителя;
- имеют анонимный характер (отправленные неизвестно кем с выдуманных или недостоверных адресов);
- написаны на другом языке, латиницей или так, что их невозможно прочесть;
- ранее направленные и уже рассмотренные, а новых фактов по делу не обнаружено.


По любой зарегистрированной жалобе решение должно быть принято в течение 30 дней с момента ее подачи. Во время рассмотрения жалобы могут возникнуть дополнительные вопросы о проверке факта нарушения. В таких случаях по результатам рассмотрения заявления может быть создана вспомогательная комиссия для проведения служебного расследования. Дело также может быть передано в прокуратуру.

ВАЖНО
Не злоупотребляйте правом обращения в государственные учреждения.

Если будет проведена проверка представленных доказательств и обнаружится, что информация в жалобе ложная, то заявитель за клевету может понести административную или даже уголовную ответственность.

Последствия подачи

В случае несоблюдения положенными школьнику прав и свобод, его родители или он сам могут инициировать процесс защиты этих прав. Этот процесс регулируется статьей 45 Федерального закона № 273-ФЗ.

  • На учителя

Неправомерные действия учителя или другого сотрудника общеобразовательного учреждения могут быть обжалованы следующим образом:

- Обращение к непосредственному начальнику нарушителя (директору школы);
- Вынесение спора на рассмотрение комиссии.


Жалоба на имя директора составляется в письменной форме. В ней обязательно указываются:

- ФИО директора;
- Номер и местоположение школы;
- Предмет жалобы (краткое описание происшествия, ФИО учителя и ученика, информация о возможных свидетелях);
- Суть просьбы;
- ФИО заявителя;
- Дата.


Урегулирование спорной ситуации возможно также посредством подачи заявления учащегося или его законного представителя (родителя, опекуна) о создании специализированной комиссии.

Членами комиссии являются представители родителей учеников и сотрудников школы. Они выбираются родительским комитетом и компетентным органом образовательной организации.

На рассмотрении заявления имеют право присутствовать конфликтующие стороны. Также,
по мере необходимости, на заседание вызываются свидетели и другие лица, способные внести ясность в обсуждаемую проблему. На основании их показаний, законодательных актов и регламента учреждения, а также по результатам всестороннего анализа текущей ситуации выносится постановление. Его содержание обязательно для всех участников спора, но и оно может быть обжаловано в судебном порядке.

При неудовлетворительном для потерпевшего исходе или отсутствии реакции со стороны руководства, претензия подается в вышестоящие инстанции. Обжалованию в таком случае подлежит как изначальное правонарушение учителя, так и бездействие директора.

  • На директора

Уважаемый директор,

Я обращаюсь к вам с просьбой рассмотреть мою претензию в отношении образовательного процесса, который происходит в нашей школе. Считаю, что данная ситуация требует объективного рассмотрения и принятия соответствующих мер.

Согласно установленным правилам в учебном заведении, я должен обратиться в управление образования района, чтобы направить свою претензию. Понимаю, что это может показаться неудобным, но уверен, что только таким образом можно достичь объективности в рассмотрении моего вопроса.

Моя претензия аналогична жалобе на учителя, но в данном случае обращаюсь к директору школы. В обращении я должен указать название управления, а в содержании – номер школы и ФИО руководителя школы.

Готов отправить письмо в районное управление по почте или на электронный адрес. Также, у муниципальных органов есть свои официальные порталы, на которых действуют электронные приемные, обеспечивающие удобную подачу обращений на рассмотрение компетентных специалистов.

Если вам нужна дополнительная информация о почтовых, электронных адресах и ссылках на сайты управлений, вы можете найти их на официальных порталах Департамента образования вашего региона.

Благодарю за внимание к моему обращению и надеюсь на объективное рассмотрение моей претензии.

  • На школу
  • Жалоба на школу подается в случае, если есть нарекания на работу всего учреждения в целом, когда в неправомерных действиях против учащихся были замечены не один человек, а несколько, включая директора. Вред, который был причинен ребенку в период его нахождения на территории учебного заведения, также является основанием для обжалования школьного порядка в целом.

    Процесс обжалования общеобразовательного учреждения похож на аналогичную процедуру в адрес директора. Для этого заявителю также необходимо обратиться с письмом в муниципалитет, а в само заявление включить адрес и номер школы, описать правонарушение и перечислить нарушителей с ФИО и информацией об их должностях.

    Чтобы добиться большего эффекта, можно обратиться в следующие государственные органы:

    - Региональный департамент образования (для Москвы).
    - Федеральная служба по надзору (Рособрнадзор).
    - Министерство (Минобрнауки).
    - Роспотребнадзор.
    - Прокуратура.
    - Суд.
    - Омбудсмен.


    Удовлетворение жалобы на школу, директора или учителя влечет за собой следующие последствия:


    - Определение и обязание к исполнению мер по урегулированию спорной ситуации.
    - Пересмотр устава и нормативных актов общеобразовательного учреждения.
    - Лишение лицензии частной учебной организации.
    - Назначение и применение мер дисциплинарного или административного взыскания, а иногда и уголовного наказания виновному.
    - Увольнение или снятие с должности правонарушителя.
    - Возмещение материального или морального ущерба пострадавшему.


    По результатам рассмотрения вашего заявления будет принято определенное решение. Если факты, изложенные в заявлении, подтвердятся, виновные лица будут привлечены к ответственности. Она может быть различной. Самая простая – виновному лицу будет объявлен выговор, самая серьезная – обращение в суд.

    Жалоба будет признана обоснованной, если учитель:

    - не выполняет свои обязанности;
    - не соблюдает правила техники безопасности, в результате чего ребенок получил травму;
    - нарушает правила трудового распорядка школы;
    - разжигает национальную и религиозную рознь;
    - не соблюдает этику и нравственность;
    - не берет в расчет здоровье ребенка и его психологическое здоровье в условиях учебного процесса;
    - занижает оценки обучаемого;
    - относится предвзято к ребенку.

Ответственность педагогов по законодательству РФ

К педагогу применяются те же виды ответственности, что и к любому другому человеку, которые нарушают правовые нормы. Выделяют административную, дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность. В некоторых случаях применяется возмещение материального ущерба путем взыскания установленной суммы в пользу пострадавшей стороны.

Трудовая ответственность может наступить
в следующих случаях: повторное грубое нарушение внутреннего распорядка работы школы, оказание давления на ученика физического или психологического характера, проведение занятий в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пренебрежительное отношение к безопасности учеников, наличие грубых и оскорбительных высказываний в адрес ученика и его родителей, порочащее поведение в общественных местах.

Привлечение к ответственности учителя согласно правовым нормам РФ осуществляется на общих основаниях, установленных Гражданским и Административным Кодексами. То же касается и взыскания за причиненный педагогом материальный ущерб, возмещение которого регулируется нормами в области материального права.

Дополнительные вопросы

  • Можно ли пожаловаться анонимно

В соответствии с законодательством, при подаче претензии необходимо указать персональные данные заявителя и его адрес проживания. Также требуется заверить текст жалобы личной подписью и указать дату составления.

Прямого запрета на обращение неопределенного лица в законодательстве не предусмотрено.
Допускается обращение посредством телефонного звонка или направление заявления без указания персональных данных, однако такая форма обращения не соответствует требованиям законодательства о наличии обязательных реквизитов. В связи с этим, должностные лица Департамента образования могут не рассматривать анонимные обращения.

Рассмотрение жалобы без указания личности заявителя и принятие мер в зависимости от обстоятельств нарушения осуществляется по усмотрению сотрудников.

Важно отметить, что заявитель может направить анонимную жалобу на педагога в любую инстанцию, однако сотрудники не обязаны как принимать претензию к рассмотрению, так и реагировать на факты нарушения, содержащиеся в ней.

В большинстве случаев анонимные жалобы игнорируются, поэтому такой вариант решения проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика не является эффективным.

  • Когда могут отказать в рассмотрении документа

Управление образования отказывает в рассмотрении претензии в следующих случаях:

- рассмотрение жалобы связано с разглашением государственной тайны;
- заявление содержит данные несуществующего человека;
- жалоба составлена на иностранном языке, и текст невозможно прочесть;
- при содержании рекламы или угроз;
- в изложении жалобы присутствуют оскорбления в адрес сотрудника учебного заведения;
- когда заявление подается повторно, если по нему уже было вынесено решение.

  • Если ответ вас не устраивает

Если вы получили ответ на вашу жалобу, который вас не удовлетворяет и который вы считаете неправомерным, вы можете обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации для обжалования принятого решения. Основанием для обращения в вышестоящую структуру может быть фактически любая ситуация, например, отсутствие наказания виновных после проверки и разбирательства или применение слишком мягкого наказания.

В компетенции Министерства образования – контроль над всеми департаментами образования и дошкольными, образовательными, досуговыми учреждениями на территории Российской Федерации. Они проводят независимые проверки и расследования, которые основаны на действующих законах, нормативных актах и внутренних стандартах организаций.

Внеплановые проверки могут проводиться только по факту получения жалоб. Более эффективными являются коллективные претензии.

Как и при обращении в региональный департамент образования, учитывая Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59,
Министерство образования не будет рассматривать жалобу, если:

- Невозможно дать на нее ответ без разглашения информации ограниченного доступа;
- К заявлению прилагается рекламная продукция;
- Текст обращения написан некорректно, непонятно, в письме отсутствует официальность;
- Приложены копии документов, которые должны быть нотариально заверены, но не заверены;
- Жалоба анонимная или отправлена с несуществующего адреса;
- Ответ был дан заявителю ранее и новых доказательств по делу не представлено.

  • Если ответа на претензию не поступило

Если не будет ответа или реакции на ваше заявление, то следует обратиться с претензией в правоохранительные органы.

Заявление сначала подается в полицию или прокуратуру, если по отношению к ребенку были совершены какие-либо насильственные действия, физического или психологического характера. При этом не обязательно подавать претензию в Департамент.

  • Как пожаловаться на школу в департамент образования

В Департамент образования родители имеют право подать жалобу на заведующую детским садом в порядке подчиненности. То же касается жалобы на директора школы. Законодатель также допускает подачу жалобы в режиме онлайн через сайты уполномоченных органов.

В жалобе необходимо указать следующие данные:

- персональные данные обратившегося с жалобой лица;
- суть требований, описывающих предъявляемые претензии;
- адрес электронной почты.


Жители Москвы могут подать жалобу через официальный сайт Департамента образования города Москвы.

Пользователь должен зарегистрироваться на сайте и получить доступ в личный кабинет. Это позволит заполнить специальную форму, которая размещена в личном кабинете. Как правило, ответ на жалобу направляется на электронную почту, указанную в жалобе.

К жалобе также необходимо приложить документы, подтверждающие неправомерность действий образовательного учреждения.

  • Как правильно написать жалобу на учителя

Закон не устанавливает строгих требований к форме подачи заявления в официальные органы, однако, для обеспечения эффективной коммуникации, в нем должны быть указаны следующие обязательные реквизиты:

1.
Наименование органа, в который направляется жалоба.
2. Персональные данные ответственного сотрудника, включая его должность.
3. Данные лица, обращающегося с заявлением.
4. Адрес проживания заявителя.
5. Суть претензии.
6. Жалоба должна быть заверена подписью.
7. Дата составления.

Если у заявителя есть материалы, которые могут служить доказательствами, их перечень следует указать в заявлении, а также приложить копии этих материалов.

В случае, если заявление подается через интернет, необходимо также указать адрес электронной почты. Если заявитель хочет получить стандартный ответ в письменной форме, то следует указать только адрес проживания.

Материалы, подтверждающие факты, предоставляются в электронном виде.

Заявление состоит из трех частей:

1. Вступление. В этой части указываются данные о сторонах, выступающих в качестве отправителя и получателя. Заявителю также желательно указать номер телефона, чтобы с ним можно было связаться в случае необходимости. Документ должен иметь название: жалоба или заявление. Существует множество вариантов наименования, из которых можно выбрать наиболее подходящий.
2. Основной текст. В этой части следует изложить суть претензии с перечислением конкретных фактов. Необходимо указать образовательное учреждение, в котором произошло нарушение, данные должностного лица, превысившего полномочия, и обстоятельства дела. При написании текста не стоит использовать оскорбительные выражения. Желательно сухо, без эмоций изложить события, которые привели к обращению, и подробно перечислить обстоятельства, имеющие отношение к делу. Далее необходимо указать меры, которые следует предпринять. Например, потребовать проведения проверки на соответствие занимаемой должности. Однако заявитель должен привести веские аргументы в обоснование своей позиции.
3. Заключение. В этой части перечисляются материалы, которые прилагаются к заявлению и служат доказательством изложенных фактов. Также необходимо документально подтвердить права на представление интересов ребенка, в отношении которого было допущено нарушение. В качестве доказательной базы можно использовать: показания свидетелей, фотографии, запись разговора, видеосъемку и другие материалы, допустимые законодательством. Затем ставится подпись и дата.

Важно отметить, что
перед подачей жалобы родителям следует обратиться к психологу, который специализируется на работе с детьми. В особенности, если речь идет о нарушении прав ученика младших классов.

Поскольку ребенок в силу возраста может преувеличивать или скрывать обстоятельства дела, консультация грамотного специалиста поможет выяснить суть произошедшего.

Вывод психолога о нарушении и его последствиях для психики ребенка обязательно должен быть представлен вместе с жалобой.

Заключение

Прежде чем обращаться в департамент или министерство образования, стоит попробовать решить вопрос с администрацией учебного заведения. Если мирное решение не принесло результатов, можно обратиться в указанные органы власти.

Жалоба в Департамент образования города Москвы может быть составлена в произвольной форме, однако она должна содержать обязательные пункты: данные заявителя, суть претензии.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!