Найти тему
Sputnik Армения

Брат выкрал Мисака Манушяна из дома курда: потомки героя Сопротивления раскрыли новые подробности его жизни

© Photo : official site of the Prime Minister of RA
© Photo : official site of the Prime Minister of RA

История Мисака Манушяна, выдающегося участника французского Сопротивления, все еще полна нераскрытых тайн. Его потомки, словно детективы, по крупицам собирают факты, чтобы воссоздать полную картину его жизни.

В своем последнем письме жене Мелине, написанном за 80 лет до их торжественного перезахоронения в Пантеоне Парижа, Мисак предрек: "Французский народ и все борцы за свободу будут достойно чтить нашу память".

© Photo : official site of the Prime Minister of RA
© Photo : official site of the Prime Minister of RA

Сегодня, когда Мисак и Мелине покоятся среди национальных героев Франции, их история и принесенные ими жертвы находят новый отклик в сердцах людей.

Парижанка Луиза Манушян - правнучка старшего брата Мисака, в эксклюзивном интервью для Sputnik Армения поделилась малоизвестными фактами из биографии великого родственника, раскрывая новые аспекты его личности и деятельности.

Одна из самых драматичных глав жизни Мисака Манушяна связана с тем, как он попал в приют. Манушян, родившийся в 1906 году в Адиямане, на территории Османской империи, стал свидетелем и жертвой геноцида. В хаосе 1915 года он потерял обоих родителей: отец погиб в оборонительных боях в Урфе, а мать, судя по всему, умерла от голода по дороге к спасительной гавани. Мисаку с братьями Айком и Карапетом удалось бежать.

"Айк был уже взрослым. Младший брат Карапет оказался в детском доме, а Мисак — по непонятным причинам — в курдском доме. Айку пришлось приложить немало усилий, чтобы вытащить Мисака оттуда и отправить его в сиротский приют в Сирии. Курд, у которого оставался Мисак, очень ценил его труд и не хотел отпускать мальчика, который помогал ухаживать за скотом и выполнял другие работы. В итоге братья воссоединились в детском доме", - делится Луиза.

Манушян побывал в двух сиротских приютах - в Сирии и Ливане. В 1920 году он переехал из Ливана во Францию, где изменил год рождения с 1909 на 1906, чтобы иметь возможность работать: так в те времена поступали многие мигранты, стремившиеся обеспечить лучшую жизнь.

Луиза Манушян делится воспоминаниями своего дяди Геворка, брата ее дедушки, который хорошо знал Мисака. Они жили в одном городе и были близки. Геворк рассказал о визите к Комитасу.

© Sputnik / Andranik Ghazaryan
© Sputnik / Andranik Ghazaryan

Луиза с особым чувством вспоминает церемонию перезахоронения Мисака Манушяна, особенно, когда звучала композиция Комитаса "Крунк".

"Для всех армян это было очень трогательно, но для нашей семьи имело особое значение. Нам показалось, что в тот момент Мисак и Комитас как бы вновь встретились", — делится она своими впечатлениями.

С первой попытки Мисаку и Комитасу не удалось встретиться из-за ухудшения состояния здоровья Вардапета. Во второй раз получилось.

"Дедушка всегда рассказывал об этом с большим волнением. Мы были тогда детьми и не могли полностью осознать значимость этих моментов", — говорит Луиза.

Из рассказов Мариам Манушян, жены деда Айка, известно, что в деятельность Сопротивления были вовлечены и другие члены семьи Манушян. По ее словам, бойцы движения часто тайно собирались в домах сестры Мелине и свояченицы Айка, Элизы, которые использовались в качестве укрытий.

"В нашей семье не было принято рассказывать истории. Мы всегда знали, что являемся потомками великого человека. Его фотография всегда красовалась на стене, и мы часто перечитывали статьи о нем в энциклопедиях, но, к сожалению, многие истории до нас так и не дошли. Сейчас мы стараемся воссоздать их, словно пазл".
© Photo : Public domain
© Photo : Public domain

Она упоминает, что даже их соседи в Париже знали, что они Манушяны, но не ассоциировали их с великим человеком. После перезахоронения, когда семью показали по телевизору, общественность, наконец, все поняла.

"Носить фамилию Манушян — это гордость и большая ответственность. Ведь мы должны быть достойными наследниками человека, который отдал жизнь за общечеловеческие идеалы, свободу и свою вторую родину — Францию", — говорит Луиза.

Луиза отмечает, что, хотя в современной Армении Мисак Манушян может быть не так известен, во Франции его имя до сих пор узнаваемо, а годовщина смерти отмечается во многих городах страны. Она также рассказала о том, как после казни Мисака его жена Мелине продолжила поддерживать отношения с семьей Манушянов. В 1960-х годах она приехала в Советскую Армению, чтобы передать литературное наследие Мисака местному музею и встретилась с семьей его брата. После переезда Айка в Париж, между ним и Мелине сохранились теплые отношения.

© Photo : official site of the Prime Minister of RA
© Photo : official site of the Prime Minister of RA

Несмотря на просьбу Мисака в своем последнем письме выйти замуж и завести детей, Мелине осталась верна его памяти до конца своих дней: она так и не вышла замуж и не родила детей.

Марианна Пайтян, Sputnik Армения