В этот раз хочу рассказать про свой небольшой опыт работы курьером в Сберлогистики. Если кратко, то это одна из компаний Сбера. Почему так называется я не знаю, но по факту это просто логистика Мегамаркета. Ну а Мегамаркет, если вы не знаете - это маркетплейс , вроде Ozon или Wildberries.
В последнее время Мегамаркет неплохо развился. Во время распродаж там можно очень выгодно закупиться, используя промокоды и баллы. Но в остальное вредя делать нечего - выбор товара не такой большой, как у конкурентов, цены выше, а время доставки примерно такое же. Мне не известно как обстоят дела в остальных отделах компании, но вот на складе - я понял точно. Там все друг друга ненавидят. И не только сотрудники друг друга, но и сотрудники клиентов и клиенты сотрудников. Сложно понять как так получается, но это факт.
Если вы решите что-то заказать на Мегамаркете, то столкнётесь с проблемой получения товара. Обычно предлагается три варианта на выбор: забрать товар в пункте выдачи, в постомате, и самый распространённый - курьером. Но часто предлагается только один - курьером. Это зависит от товара, я сам не понимаю как это работает, но некоторые товары можно получить только курьером. И вот теперь самое весёлое - выбрать можно только два интервала доставки: 10:00-18:00 и 18:00-22:00.
Это первая почва для конфликта и тихой ненависти между курьером и получателем. Кто-то на работе до 17:00, кто-то собирается уехать, до кого-то просто не дозвониться, а потом человек находит телефон и требует привезти товар в 22:00. Но последнее - это отдельный случай маразма, не буду заострять на этом внимание. А вот теперь представьте: у вас мега-загруженный день. Куча клиентов, чтобы до всех доехать - нужно закончить глубокой ночью. И нужно к каждому подстроиться, чтобы приехать в нужное время и ни к кому не опоздать. Чаще всего это нереально. Например, сразу три человека просят приехать в определённое время и не минутой позже, и находятся в разных концах города. Ну и примерно такие ситуации у курьеров каждый день.
Впрочем, такие трудности можно пережить. Они встречаются на каждой подобной работе, и никто от такого не застрахован. Но всё же - с интервалами доставки можно было бы что-то придумать, иначе получается, что чтобы без проблем получить свою доставку, клиенту нужно сидеть весь день дома и ждать. Ну или хотя бы сидеть на телефоне. Уже это совсем не клиентоориентированно.
Ещё есть доставка по клику - это когда в определённый день вы можете нажать на кнопку в телефоне и курьер приедет в течении 15 минут. Но такая доставка в пиковые дни может обломаться, и приедет обычный курьер 10:00-18:00. Работает система с доставкой по клику через "Самокат" - ещё одна, теперь уже сберовская компания.
Доставка в постамат. Чаще всего, в отделениях Сбербанка, рядом с банкоматами стоят эти зелёные ящики. Если вы клиент, то вы вводите на нём специальный код, и открывается ячейка с вашим товаром. Если вы курьер, то вы вводите нужный код и закидываете туда нужную посылку. Но бывает такое, что эти ящики стоят непонятно где. У вас есть только адрес. Если дёрнуть диспетчера, то он даст вам краткое описание - но оно не всегда помогает. Найти один маленький ящичек в огромном торговом центре - это то ещё приключение, как для работников, так и для клиентов. Но самая распространённая проблема - посылка не подходит по размеру. Опять же, я не знаю кто и как выбирает ячейки. Возможно даже это делает не человек. Часто спрашивал у коллег - никто не знает! Возможно, конечно, знают, но не говорят, чтобы этот человек остался целым и его никто не убил. Но каждый день одно и то же - для самой большой посылки - самая маленькая ячейка, и наоборот. Часто всё можно решить самому, смяв коробку, например, и кое-как впихнув её. Но по правилам работы - так делать нельзя. В таких случая нужно писать диспетчеру, ждать когда он ответит, а потом ждать ещё 10 минут, когда система обновится. Я много раз делал всё по правилам, но ни разу за всё время это не срабатывало! После этих 10 минут, или даже 20, 30 - постамат не находит ячейку, и хорошо хоть не посылает на три весёлые буквы. Если курьер торопится (а он всегда торопится) - представляете, что это такое для него?
Доставка в ПВЗ (пункты выдачи заказов). На самом деле это самый рациональный вариант. Там товар точно примут - он почти не ограничен размером. Доставка осуществляется обычно в пункты выдачи Ozon и Яндекс Маркет. Там работают спокойные и адекватные люди, просто привёз, дал бумажку расписаться, и уехал. Но есть ещё отделения Сбербанка- с ними даже курьеры как клиенты. Чтобы туда доставить, нужно найти свободного сотрудника, дождаться, когда он там сообразит, найдёт начальника или всё что угодно ещё. Часто просят взять талон даже. Дотошно проверяют документы, смотрят чтоб доверенность была, обязательно паспорт. Часто во всём отделении только один человек умеет принимать товар, и он, конечно, занят. Если вы хоть раз получали карточку в Сбербанке, то точно поймёте меня. Ну и как для курьера, всё это занимает очень много времени.
Рабочий день же выглядит просто. Утром приезжаешь на склад, грузишь в машину всё что влезет и едешь развозить. Если влезло всё и ты это развёз, то едешь домой, если нет - то на второй рейс. Тут чем больше ваша машина - тем больше в неё влезет. Могут предложить работать на автомобилях компании. Там другая мотивация и условия. Я работаю на своей, и мне платят по 167₽ за каждый адрес. Это в моём городе и на данный момент. Оформлен как самозанятый, и с этой суммы оплачиваю налог 6%.
Если вы так же собираетесь на своей машине, то будьте готовы загрузить её по самую крышу. Ехать на работу нужно в полностью пустой машине. Я умудряюсь использовать даже пространство под креслами, чтобы всё влезло в один раз и не пришлось ехать второй. Кто-то снимает задние кресла, чтобы было больше места. Вот ссылка на видео в начале дня: https://dzen.ru/video/watch/6625760ffbadd27bef5cd1d4?share_to=link
В пиковые дни бывает по 40-50 адресов. Самое большое у меня как раз 50. С такой мотивацией получается, что за день я заработал 8350₽. По факту получилось даже больше. 167₽ платят за самые маленькие посылки, а есть ещё среднее и крупные - КГТ и СГТ. За них платят больше. Так за день у меня вышло без малого 10.000₽. Но это был самый сложный день - два раза я загрузил машину по самую крышу, три съездил на склад. Начал в 8:00, закончил примерно в 23:00, сделав пару перерывов по несколько минут.
Немалой частью работы будет сортировка своих же посылок. Когда приезжаешь на склад, у тебя уже всё готово, но почти. Стоит твоя тележка с посылками и тебе их надо все отсканировать. Несколько, скорее всего, придётся искать. Потом всё это грузить в машину. Обычно у меня на это всё уходит 1-2 часа, в зависимости от нагрузки. Если приезжать за вторым рейсом, то это ещё, минимум, минут 20.
Самая главная проблема этой вакансии - это график. Нагрузка зависит от распродаж Мегамаркета, а их сложно предсказать. Пики бывают в "чёрную пятницу", большие праздники. В эти дни работы через край. Со стандартным графиком 2/2 по 12+ часов ты очень сильно устаёшь. График можно поменять, но с руководством это согласовать очень сложно. Ну а в обычные дни, когда нагрузки почти нет - тебе просто не ставят рейсы, и получается так, что работаешь один день в неделю, и получаешь 20-30 адресов. Платят раз в неделю, и в обычные дни зарплата 5-7 тыс. ₽, а в пиковые - 20-30 тыс. ₽. Когда меня брали на работу, обещали максимальную зарплату в 170-180 тыс. ₽./месяц Сейчас, могу сказать, что это реально, но только если весь месяц будет высокая нагрузка и работать без выходных. Но, повторюсь, что согласовать график, отличный от 2/2 очень сложно.
В качестве мотивации предусмотрена "система штрафов". Например, если процент удачных доставок меньше 96 - то тебе будут платить не 167₽ за адрес, а 100. Но тут если работать честно, и не филонить - это не грозит. За каждую неудачную доставку, если, например, клиент не вышел на связь, нужно отчитываться - скидывать скриншоты звонков, фото дома с табличкой адреса, чтобы подтвердить, что ты там был. Даже если у вас будет только 85% удачных доставок, и вы делали такие отчёты - штрафов точно не будет.
Так как вы работаете с товаром, зачастую с дорогим, предусмотрена материальная ответственность. Если что-то потерять, украсть, присвоить и так далее, то нужно будет заплатить. Но за несколько месяцев работы, слава Богу, со мной ничего такого не было. Но был случай, когда я чуть не попался.
Утром на складе у меня лежала большая, но очень лёгкая коробка. Я не придал этому значения и поехал её отвозить. Когда приехал к клиенту, оказалось, что она пустая. А там должны были быть дорогие лыжи. Мне повезло тем, что у одного курьера в этот же день была такая же ситуация. В противном случае я бы попал на лыжи. Так что в начале дня лучше тщательно всё проверять. Кстати, курьеры не знают, что именно они везут - и придётся в таких ситуациях дёргать других работников склада, а это так же отнимает время.
Что бы работать нужен телефон на Android. Для работы скидывают специальное приложение, и через него осуществляется вся работа. Оно туповатое, часто зависает, вылетает, но работать можно. До этого работал ещё в подобных конторах, и там приложения были немного лучше. Тут же не критично, но хуже, чувствуется, что оно устарело.
Коллектив не самый дружелюбный. Много кто работает не на подработке, а на постоянном графике. От нагрузок, постоянных нервотрёпок со стороны клиентов, от того что никто ничего не знает, а тот кто знает - тот занят (как всегда в Сбере), все в не самом добром настроении. Позитивно всё воспринимать можно, но сложно. Одна работа за рулём отнимает кучу сил и нервов, а тут ещё нужно звонить, договариваться, таскать огромные и тяжёлые коробки, и много чего ещё. Но из всех вакансий курьеров, пожалуй, эта самая высокооплачиваемая. Получать больше и стабильней, имея автомобиль, можно только в такси, но это уже совсем другая история.
Пробег, благодаря тому, что работаешь в одном районе не такой большой, обычно не больше 50 км за день. Так что на бензин уходит не так уж много денег, по моим прикидкам около 5-7% от заработка.
Был ли у вас подобный опыт? Расскажите в комментариях. А ещё подписывайтесь на канал, там уже много интересного и ставьте лайки.