115 глава. Исполнение.
В изложении Апостола Матфея восприятие так называемой «Нагорной проповеди» Иисуса Христа (главы 5,6,7) приводит исследователя Библии к некоторому чувству безнадёжной усталости, поскольку создаётся справедливое впечатление, что надлежащим образом исполнить все Слова Бога, записанные в Ветхом и Новом Заветах, не представляется возможным никакому человеку, если ты не Человек Иисус Христос.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.», (Мф.5:17-19).
Заповеди, законы и постановления данные Богом Отцом и записанные в Ветхом Завете Христос назвал для своих учеников малейшими вместе со своими словами о блаженствах, о том, что Его ученики есть соли земли и свет мира, который должен освещать и освящать творимые ими добрые дела так, чтобы их видели люди и за это прославляли Отца их (учеников) Небесного. Это заставляет предположить, что есть, кроме них, заповеди великие, нам не известные. Или, то, что изложено в Ветхом Завете, это правила общие для всех, для всего большого стада, но есть, кроме них, правила особенные, предназначенные лишь для малого стада учеников Христа, а также правила специальные, предназначенные Богом только для одного Им избранного, и эти правила есть великие в личных отношениях полноценного человека и его Бога? Не простое предположение…Но оно имеет право на жизнь.
Радует, конечно, что все там, в Царстве Небесном, будем вместе - и творцы, и учителя хорошему, и нарушители, и научители дурному... Просто с разной наречённой славой. Полагаю, много будет малейших, побольше средненьких, и совсем мало великих... В общем, очень похоже, что в будущем на небе всё будет, как на земле ныне...только в этой жизни мы сами кому-то присваиваем звания великих, святейших, святых, преподобных и таки далее, а всех остальных малых да удалых распределяем по разной степени хорошести… Про кого-то говорим – хорош гусь, про кого-то – мал клоп, да вонюч…)))
А с другой стороны, на отчаянный вопрос весьма изумлённых учеников: «так кто же может спастись»? Иисус, воззрев, сказал им: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно.», (Мф.19:25-26). «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.», (Мф.5:48). Кто понимает, тот чувствует, что это закрытая дверь: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.», (Мф.7:23).
Это и понятно. Зачем Богу Троице ещё боги? Да ещё и в товарном количестве!))) Ещё меньше, чем боги, Ему нужны как бы боги, в чём-то слегка похожие и где-то как-то немного подобные.))) Бог Отец про Адама ясно сказал: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Адам был человеком, а стал «как один из Нас» - это не понравилось Богу, значит это – не хорошо. Эта фраза Бога звучит как: «Я ж тебя предупредал. Я тебе говорил, что если вкусишь умрёшь смертью. Ты всё равно вкусил, так вот и умри несчастный»!))) и выгнал Адама из рая к чертовой матери. А кто у чёрта мать? И где она живёт? - Тот, кто жил и мыслил, тот не может не знать ответ.))) Казалось бы, что в том плохого, что Адам «стал, как один из нас, зная добро и зло»? Пути то другого всё равно нет!? Бог произрастил «дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» специально, ибо Он ничего не делает зря, только исключительно необходимое и достаточное. Следовательно, чтобы стать как бы богом или пройти путь обожения, как говорят церковники, нужно сначала познать добро и зло и после этого обрести жизнь вечную. Бог первую стадию допустил, а в обретении жизни вечной отказал и от греха подальше из рая выгнал. Вот и вся теория спасения. Но Он имеет на это право, ибо Он - Творец. Хочешь другой жизни в другом мире, пожалуйста, сам сотвори мир и себя в нём и живи как хочешь сколько хочешь с кем хочешь. – Не можешь!? Тогда сиди на попе ровно и не трынди.))) Все Слова Бога указывают мне на то, что никогда не было, нет и не будет спасения (дар жизни вечной в сотрудничестве с Богом под Его началом) для всех желающих. Только для избранных. Иначе говоря, мне предлагается: Ты иди своей дорогой Познания к своему Богу и делай своё дело хорошо, а там - будь, что будет, как Бог управит, так и хорошо будет. Бог хотел и создал для себя человека, а не как бы бога. Человек, сотворённый по образу и подобию Божиему, это совсем не Бог. Если бы Бог хотел сотворить Бога, Он бы Его и сотворил. Бог Троица один и един. А тех, кто по образу и подобию – имя им - легион, их столько сколько звёзд на небе, сколько песчинок в песке на земле, всяких разных…Вот. Человек хорошо проживёт свою жизнь в глазах Бога, если станет полноценным хорошим человеком и им останется всю свою земную жизнь. Разве этого мало? Вполне достаточно, «я так думаю».)))
Вся Нагорная проповедь не про отношения человека со своим Богом, она вся про отношения людей друг с другом.
На мой взгляд, ключ к пониманию гармонии Учения Христа заключается в Его Словах, что пришёл Он исполнить. То есть, Он пришёл не только рассказать нам как именно нужно слышать, понимать и принимать Слово Божие вовнутрь себя творчески переосмысливая Его букву и Дух, обретая своё понимание своего предназначения, ибо Он Сам и есть Бог Слово, но и показать, как Его надо исполнять. Композитор – Бог Отец, Сын Божий – исполнитель от Бога Отца с правом Сына на импровизацию. Музыка Бога Отца на слова Духа Святого исполняет Иисус Христос. Вот это действительно Песня, и я понимаю!!! В Новом Завете Христос рассказывает Своим ученикам о Себе, о Своих личностных чертах, от чего Он получает блаженство, на кого и за что гневается, как ведёт себя с соперниками, как смотрит на женщин, на клятвы, на врагов, как творит милостыню, как молится, как постится, о чём и как заботится, почему не даёт святыни псам и не бросает Свой жемчуг перед свиньями, зачем просит, ищет, стучит, как поступает с людьми и какими вратами входит в жизнь и таки далее…, рекомендуя ученикам быть совершенными, как совершенен Отец их Небесный, ибо «видевший Меня видел Отца». Итак, если я прав, то воплощённый Сын Божий, нарисовал нам Свой портрет. И дал чёткое понимание того, что и среди тех немногих, кто будет принят в Царствие Небесное, никакого равенства не будет. В нём будут и малейшие, и великие, а значит и иные всякие разные неодинаковые. Имя для будущей жизни на небесах мы себе заслуживаем нынешней жизнью на земле.
«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.», (Мф.7:28-29). Не удивительно, что народ дивился Учению Его, ибо уж действительно «дивлюсь я на небо тай думку гадаю».
Христос учил, как власть имеющий и власть употребляющий. Бог благословил людей быть в мире владыками, а они страстно жаждут быть рабами... Лишь бы было чем приятно подышать, сладко и вдоволь попить, сытно да вкусно поесть и вместо крещения радостно и весело скрещиваться)))… Могут все быть владыками и нести ответ перед Творцом за то, что их рабы вытворяют? – Нет, конечно. Вот я к необходимому и достаточному ответу «нет» добавил слово «конечно», как бы для усиления и украшения. Ради красного словца продаст писака и отца.))) А Христос говорит: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.», (Мф.5:37). Все лишние слова – от лукавого. «При многословии не миновать греха» считает Соломон. «Краткость – сестра таланта» говорит многословный Антон Чехов. Да, краткость – сестра таланта, но не сам талант. Несомненно для меня одно - при изложении глубоко и всесторонне обдуманной мысли талантливый человек в муках и радости куража найдёт красивые и точные слова для её передачи. Но воспринять её так же глубоко и всесторонне в состоянии только такой же талантливый человек, который потратил на её обдумывание не меньшее количество сил ума и времени раздумий, чем и ввёл себя с муками в похожее радостное состояние куража. Долг присваивания чужой красивой и мудрой мысли платежом красен.)))
Власть заключается в разделении людей по категориям годности к тому делу, которое владыка задумал и принял решение сотворить. Разделение производят от раба рабов до царя богов. Как учит власть имеющий? Он не озабочен разъяснять или доказывать свои выводы и заключения. Ученик их должен принимать на веру вне зависимости от понимания и согласия с ними. Слушай и слушайся. Приказали - делай и не умничай! Власть имеющий учит с применением мудрости, усиленной принуждением и страхом. Он скорее не учитель, а командир-распорядитель или судья-судебвершитель. Ты не согласен с вердиктом или приказом, но вынужден исполнять, при этом твоего мнения никто не спрашивает, оно никому не интересно... Так ведёт по отношению к своим тварям их Творец... Что может возразить глина горшечнику, даже будь она трижды красной?! Это неприятная правда, но другой нет. У нас нет, не было и не будет другого Бога, другого царя, другой церкви... Какие есть, каких Бог дал нам здесь и сейчас, те и хороши или… милости просим - вон из рая...
Соломон говорит: «Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей». Я бы сделал существенное дополнение. Как по мне, приятная речь - понятная, принятая всем моим человеческим существом, всем моим умом, всей моей честью и моей совестью, всей моей душой и всем моим сердцем речь, и оттого сделавшейся для меня приятная. Понятный приказ, с которым я согласен всей душой, я исполню в тысячу раз лучше, чем приказ мне не понятный, навязанный мне под страхом наказания за неисполнение. Это для меня наиважнейшая вещь и в обучении, и в послушании... Это большой труд – услышать, потрудиться понять, радостно помучиться, чтобы принять, и приятно на кураже исполнить принятое… Что может быть лучше? Это ли не счастье? Непонятная мне речь – не приятна, как минимум вызывает раздражение, а то и омерзительна… Дело учителя или командира подать свою речь так, чтобы она как минимум не вызвала в качестве первого чувства отношения к ней – отторжения, а вызвала желание вникнуть и понять любой ценой, ценой значительных трат времени, душевных и умственных сил. Если вместо неё изо рта изрыгается лающий приказ, то это означает, что командир – пёс смердячий, которого сатана пристроил в воинские начальники. Про командира от Бога Михаил Юрьевич Лермонтов красиво и точно говорит: «Полковник наш рождён был хватом: слуга царю, отец солдатам»…
Вот, например, частичная мобилизация на СВО. Царь наш, допустим, хотел призвать лучших из лучших годных к войне, храбрых сердцем и доблестных военными умениями, желающих верой и правдой послужить Богу, царю и Отечеству. Предполагалось, что во всей России триста тысяч таких найдётся. Они, (вместо негодных военных, давших присягу, специально государством обученных в разных академиях, но трусливо не готовых воевать на войне, развращённых так называемой военной службой в мирное время) как им обещали военкомы, послужат Родине полгода, за которые она подготовит новых бойцов, и их заменят в порядке ротации на новых героев. А на деле что получилось? Как чиновники министерства обороны изговняли хорошую идею и обманули настоящих героев? Сели на шею хорошим людям и решили воевать и получать государевы награды за их счёт, пока они все не умрут за Родину и веру или станут не годными к военной службе из-за тяжёлых увечий... При этом тем, кто уже отдал Родине самое дорогое, что у них было, эти, с заскорузлой совестью чинуши, даже не удосуживаются объяснять свои убогие действия… Мол, это они, утратившие понятие чести офицеры, и есть Родина, а мы, рядовые участники войны – стадо их должников, которым нельзя доверять, ибо они склонные к предательству безмозглые бараны, которых можно и нужно, и лучше для всех - загнобить до смерти… Эти ублюдки убеждены свято, что мы должны не Отечеству, а им, упырям?!... Для тех, кто воюет и тех, кто им помогает, СВО – это война, которая злобно до безнадёги держит цепко одновременно за яйца и за горло так, что не вздохнуть без боли, и нет уж никаких сил терпеть муку ожидания возращения домой с победой своих воинов, а для всех остальных, не причастных – это как похабно её назвали операция, какая-то очень специальная и в чём-то даже быть может - военная, которая не про них и где-то там на окраине, её для них как бы нет, если эта тема не интересна … «тот же лес, тот же воздух и та же вода»… те же дома, те же дороги, та же работа, те же магазины, театры, рестораны, бани и салоны… им всё равно, и их абсолютное большинство… тех у кого в жизни почти ничего не изменилось… они, в лучшем случае, перечисляют незначительные суммы в благотворительные фонды, что почти не отличается от «пожертвований» на содержание бездомных собак… «Ссуки» они и лжецы, включая царя и его прихлебателей министров, штабистов, сенаторов и депутатов... Но, других у нас здесь и сейчас нет, а в войне надо побеждать. И их действия оправдывают и политологи, и политики, и военные, и церковники, и прочие лицемеры и лицедеи… тем, что «ну что же теперь делать то? ну так вышло, ну обманули все царя, а он у нас такой доверчивый, смиренный, кроткий, что прям сил нет… надо потерпеть, кто вытерпит всё – спасётся». Вот. «Ссуки эти» – они тоже делятся на своих избранных и чужих незванных. И они тоже пытаются нас учить и учат, как власть имеющие… и власть употребляющие. Вот и получается, что все они прикрываются тем, что как бы подражают Христу… Фарисеи – одно слово, и они никуда не исчезли. Они среди нас, мы среди – них, а все вместе – российский непобедимый народ. «Всё теперь - одному, - только кажется мне - это я не вернулся из боя»…- так тонко и больно говорит Владимир Семёнович Высоцкий про выживших победивших вернувшихся с войны домой…
В конце пятой главы, Христос учит не противиться злому... Если примерять эту проповедь на себя, то мне предлагается не противиться, причём не злу, а носителю зла, то есть злому злыдню злодейскому, хитрожопому сутяге, наглому жлобу, бессовестному вымогателю, да ещё и впридачу крайне желательно любить моих лютых безжалостных врагов, желающих меня уничтожить, благословлять усердно и неустанно проклинающих меня, благотворить неистово ненавидящим меня, молиться за обижающих меня и гонящих меня, как пса безродного.. И от всего этого мне назойливо должно быть хорошо??? Что-то вроде - собака лает, а караван идёт, и говорит: «да будьте счастливы вы все от своей злобности и радости вам от пребывания в своей ненависти»... Нужно быть мне настолько сильнее окружающих злых и выше их, чтобы не было необходимости обращать на них внимания и даже помогать им причинять мне вред физический и моральный. Это возможно только в том случае, если я – бог и творец, а все они - мои твари. Христу это возможно. А человеку быть Христом пока не возможно. Не по Сеньке шапка. Даже Сенька, который Симон Ионин, в ней утонет, как он чуть не потоп в волнах Геннисаретского озера с перепугу от недоверия тому, кого он сам называл Христом Сыном Бога Живого... А иначе как? – Никак. Две большие разницы – верить и говорить, что веришь.
Но вот разве любил в Библии Бог Отец не любящих Его, благословлял ли Он проклинающих Его и таки далее?! Или Бог Сын лучшее Бога Отца? – Нет. Значит нужно искать другое понимание Слов Бога. Призыв Христа направлен не ко всем, а только к тем, кто себя считает сыном Отца своего Небесного, и кого Сам Сын Божий причисляет к Своим братьям. Это, очевидно, «не только лишь все».))) И это только одна сторона вопроса. С другой стороны, Бог Отец весь мир сотворил, в том числе и человека в нём, хорошим весьма, ибо Он всё сотворил из Себя Самого. Не бывает Бог плох. До Бога ничего, кроме Бога не было. Вот это «хорошо весьма» и есть гармония совершенства и красоты. Тот, кто в процессе познания Бога и мира Им сотворённого доходит до понимания, что всё, всё таки, хорошо весьма, и до того, что всё таки, что-то делать нужно не самому, а только в сотрудничестве с Творцом, тот и сам совершен, как часть совершенства Творца и Отца нашей Небесного, как единого Бога. Совершенное целое предполагает совершенство его составных частей и совершенство составления из них целого совершенства.))) Из несовершенств совершенство не слепишь. После потопа Бог поклялся оставшимся в живых людям, что больше не будет истреблять всех. Он всегда какой-то остаток выживших будет использовать для того, чтобы зло умирало по мере взросления сердца человеческого, которое передаётся немного более познавшим и оттого слегка помудревшим и чуток подобревшим из поколения в поколение. «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал», (Быт.8:21). Вот эта вера в эти слова Бога, который поклялся Сам Себе Сам в Себе, даёт надежду человеку попасть в число избранного остатка, который не будет поражён Творцом. Быть совершенным - означает избежать поражения Творцом, то есть выжить в этом мире, образно живя в нём подобно тому, как живёт в нём Бог. Не теряй веру, надежду и любовь никогда. Люби со всей силы своего Бога, себя, как Бога, и своих близких, как самого себя. Где в этой схеме злой, который тебя ударил по щеке? Если это твой Бог на тебя зол, то разумно обратить к нему и другую щёку, ибо Ему ты противопоставить ничего не можешь, как бы в тебе сатана не пыжился. Если ты сам на себя зол, то драка с самим собой тоже не вполне разумное занятие. Если же злодей, среди твоих ближних, то есть среди людей, которых ты сам к себе приблизил, то не давай ему бить тебя более одного раза в одну и ту же щёку и делай с ним то, что тебе твой Бог на душу положит. Прими меры необходимые и достаточные, чтобы этого не повторилось. На одни и те же грабли два раза не надо...))) То же касается возникших претензий на твоё имущество и на твой труд, и на «как на процесс», и на «как результат».))) Не трать силы и время на борьбу с остолопом, напролом нацелившимся на твое конкретное имущество - пусть задавится. Но прими меры, чтобы этого впредь с тобой не повторилось, не взирая на лица, чтобы ты больше не попал впросак... Это будет мудро. Про любовь к врагам, про благословение проклинающих, про благотворительность ненавидящим и моление за обижающих, я для себя решил так – буду делать так, как это делал Бог Отец в отношении своих врагов, в отношении тех, кто проклинал Его, кто хулил Святого Духа...и таки дальше. Ведь негоже, ей Богу, стремиться мне быть святее Бога.))) Это – моя слабая попытка объяснить эту часть учения Христа, ведь моих знаний и умений ума пока не хватает, чтобы примирить Бога Отца с Богом Сыном... внутри моего неразумия. Не хватает Святого Духа во мне. То, что читал у церковных иерархов и профессоров богословия мало что объясняет, кроме того, что Сын Божий поднял учение Бога Отца на немыслимую духовную высоту. Но ведь «сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их». Итак, Учение Христа не для всех, а лишь столько для тех, кто Его может вместить, впитывая в себя по капле в процессе Богопознания совершенства Бога и созданного Им мира. Это те, люди, которые Богу – Свои, и которым Бог – свой, то есть свои со всех сторон, соединившиеся в познании в процессе сотрудничества и взаимного познания друг друга в один единый весьма хороший мир. Он хорош для тех у кого он есть, то есть для Своих. Чужие – это не мир, а окружающая среда, которая, возможно, и лежит во зле.
Так же Христос говорит, что ожидать награду за любовь - норма. И считать себя особенным – тоже неплохое занятие. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари*? //*Сборщики податей. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?», (Мф.5:46-47). Круто по башке бьёт, не правда ли?!...
Мы должны понимать, что именно так себя ведёт Отец наш Небесный, и нам Сын Божий предписывает так же себя вести. Бог Отец за Свою любовь к Своему народу, как к Своей жене, не просто ожидал, а требовал от неё награды в виде ответной любви без меры, то есть всей на что она потенциально была способна с помощью Божией… И, при этом, довольно часто, если не сказать, что всё время подозревал, что она, эта неверная, блудливая, похотливая и коварная дочь Сиона, Его недолюбливает, всё время ищет случая сравнить Его, как мужа, ещё с кем-то поганым на стороне… и не упускает, негодная, подвернувшегося момента, причём сравнивает, зараза, как правило, не в Его пользу)))… Это, конечно, Хохма. Но правда в том, что Бог от некоторых Своих избранных требует не быть как все, а выделиться своими особенностями из стада, чтобы Богу лучше было видно. «Купола на Руси кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал». Да и любовь, оказывается, для любящего не такая уж бескорыстная штука, раз уж любящий, не самовольно и самодурно, а по совету Самого своего Бога, вправе ждать за неё награду… Правда, для этого нужно полюбить с твоей точки зрения козла, но тут уж ничего не поделать, ибо любовь зла и всё время приходится выбирать из двух зол меньшее…)))
Даже, если пока принять во внимание только те правила, которые содержатся в Нагорной проповеди, то что их них мне по силам, а до чего я ещё не дорос?
С блаженствами я целиком и полностью счастлив от своего понимания, как мне кажется понимания, их смысла и направленности на взаимоотношения людей между собой и с окружающим миром. Я понимаю и на своей шкуре как и отчего счастлив человек, занимающийся познанием Бога и мира Им сотворённого.
Очевидно, что Христос обращался не ко всем людям, а только к Им избранным Своим ученикам. Например, Он говорит: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.», (Мф.5:13-16). В этом месте «Вы» и «остальные люди» явно отделены друг от друга. Не могут быть все для всех солью или светом. Соль для соли, как и свет для света – бессмыслица, ибо утрачивается смыл предназначения. Соль для того, чтобы сделать соль солёной – как маркетинговый сатанинский ход имеет право на существование, но не более того. Ученики Христа – могут быть солью земли для всех остальных не причащённых ко Христу и в Него не погруженных, могут они быть также быть светом для окружающего их мира, погруженного во тьму, но все для всех не могут быть ни солью, ни светом, да и незачем. Соль земли – это мудрость человеческая, добытая учёными в процессе Богопознания, позволяющая сохранять Богом созданный мир от порчи, гниения и преждевременного разложения. Соль земли – как земле не навредить, как землю сохранить хорошей, пригодной для продолжения жизни и продолжения творения. Свет мира – это рассказ людям о том, как правильно воспринимать и относиться к этому миру, в этому Свету, исходящему от Бога и Света, сотворённого Творцом в первый день Творения. Сравнивая себя с окружающими меня людьми могу честно оценить себя так, что для абсолютного большинства мне знакомых за всю жизнь людей я могу выполнить предназначение соли и что-то им осветить из того, что они до меня не видели.
Далее Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.», //*Пустой человек. /**Верховное судилище. (Мф.5:21-22).
Вот тут есть явное указание на «всякого». Напрасен или полезен и уместен был гнев на брата кто решает? Кто мне брат, а кто не брат? Кто мне рад, и я кому рад, тот мне и брат. Тот мне брат, кого я считаю братом. Это не обязательно брат по крови и плоти, это обязательно брат по духу, с кем понимание душа в душу, а уж если мы с ним ещё и одной крови, то просто счастье великое. Таким братом может быть взрослый сын, или крёстный отец, или сосед. Как в этом случае возникает напрасный гнев? Напрасный - не обязательно незаслуженный, напрасный – это когда результат оказался никакущим или даже прямо противоположным тому, на что был направлен гнев. Вся энергия гнева прошла мимо цели, все потуги, затраты времени и душевных сил, были даром. Кто и как в каком суде рассудит? Очевидно, что решение принимает тот, кто гневается. В моей жизни были случаи напрасного гнева на брата моего? – Думаю, что да, в молодости, наверное, случаи были. Сейчас просто вспомнить не могу. Давно на брата не гневался, не то, что напрасно. Но то, что гневаться можно, лишь бы не напрасно, это для меня большое облегчение, тем более что квалифицировать напрасность кроме меня некому, «а кто с моим мнением не согласен, тот и на другие пакости способный»))). Назвать в моём понимании слова брат своего брата пустобрёхом (рака - пустой) по-моему мне не представлялось случая, хотя по жизни мне таких людей приходилось встречать часто, и я им об этом честно заявлял. Пустой человек – означает не имеющий Божьего предназначения. Наверное, есть люди, которых Бог не призывал к рождению и жизни, они были зачаты без Бога, родились и живут без Него. Я такой расклад вполне могу себе допустить. Но решать за Бога, кто чей, кто Им наполнен, а кто – пустой, я бы не осмелился. Однако, мы и имя Бога часто употребляем всуе, и празднословим, и пустословим почём зря. Как не назвать пустым того, кто пустословит днями без умолку? Причём получается, что синедрион (собрание людей) вправе решать вопрос о том, кто есть пустопорожний? Иначе, каков предмет их Верховного суда? Сказал или нет? За оглашение вердикта о безумии ближнего перспектива понятная – в огонь очищения. В чём смысл сжигания за слово? В мире нет безумных? Или ты не вправе решать, кто безумен, а кто разумен. Я стесняюсь спросить про перспективы в этом смысле царя Давида и его сына Соломона, которые словом этим пользовались часто и по делу?))) Безумный – это глупый или дурак? Или тот, кому Бог ума не дал? Или тот, кому ум даден, но он не научился им пользоваться? Мозг и сердце есть, язык - чудище без умолку клокочащее, а ума нет. Я не нашёл среди многочисленных толкований ответы на эти вопросы. Являются ли они по этой причине безумными вместе с автором этих вопросов?))) Называть некоторых людей безумными тоже приходилось, (причём именно в смысле –«ума нет – считай калека», а «своего ума не вставишь», то есть лечению не подлежит), но они никакого отношения к братьям моим не имели, слава Богу. Они имели отношение к нашим меньшим братьям по разуму, к овцам и к баранам, иногда к козлам, ослам и ишакам... Часто к дятлам...))) Некоторые богословы пишут, что эти правила, как и все правила Нового Завета, предназначены для жаждущих стать верноподданными Царства Небесного и для учеников Христа. Возможно. В этом случае мне спасение не светит, но заниматься Богопознанием мне никто не запрещает, что меня и радует. Во всяком случае я честно перед своим Богом признаю, что это я исполнить пока не в состоянии, не готов, не достаточно разумен.
Рекомендация Христа о том, что если я вдруг вспомню, что брат мой имеет что-нибудь против меня, то пойти, немедля, чтобы примириться с братом своим, поставлена в зависимость от моего желания принести жертву моему Богу. Чтобы я вспомнил про то, что мой брат имеет что-то против меня, нужно чтобы я сам так считал, или чтобы брат мне сам об этом сказал. Я не против, но примирение возможно при согласии обоих сторон. Что делать, если брат не желает примирения? Или условия примирения не приемлемы для честного и добросовестного человека? Неприемлемо примирение любой ценой. Готов ли я, если не считаю сам себя виноватым перед братом, а он имеет об этом обратное мнение, идти к нему и любой ценой мириться? - Нет. Не готов. Я честно считаю, что в этом случае - это предательство и самого себя и своего Бога. Мне будет не хорошо, брат мой станет от этого только хуже, а кому от этого будет хорошо? Моего ума пока не хватает, что этот совет Христа исполнить. А совесть молчит.)))
Предупреждение Христа для тех, кто не хочет отдать всё своё имущество судьям и их помощникам, заключай мировое соглашение со своим соперником. Иисус говорит: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Если два человека считают, что они сами не в состоянии разрешить спор, возникший между ними и им непременно нужен судья, то, конечно, судья с помощниками предпримут все возможные меры, чтобы забрать имущество обоих в свою пользу, ибо у них иного источника доходов нет. А истец и ответчик - дуроломы не способные сами решить свои проблемы. Останутся без последнего кондрата, и поделом.))) Я - адвокат и считаю, что идти за защитой своего права в суд - последнее дело. Нужно по максимуму пользоваться возможностями самозащиты права. В моей жизни были случаи, когда судья принимал решение, руководствуясь не своими корыстными интересами, а исключительно законом. Но это исключение, только подтверждающее правило. Иногда соперником выступает государство в лице своих органов. С государством мировое соглашение не заключишь, оно недоговороспособно, приходится обращаться в суд, чтобы отдать кесарю кесарево и остаться живу для того, чтобы отдать Богу Богово. Итак, в государстве со светскими законами, этот совет Христа во всех случаях не применим, но в отношениях между людьми - мудрое правило обращения соперника в соратника.
Интересен запрет Христа всякому смотреть на женщину с вожделением. Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Что такое вожделение? Что значит смотреть с вожделением? В Библии впервые слово «вожделение» встречается в раю. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.», (Быт.3:6).
Приятно для глаз и вожделенно то и тот, что и кто даёт знание! В отношении процесса совокупления мужа и жены в Библии также использовано слово «познание». «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.», (Быт.4:1). Иными словами, по мнению Моисея, вожделение и познание – один и тот же процесс обретения нового знания. Смотреть на чужую женщину с вожделением означает смотреть с желанием познать её как жену свою, а она жена чужая и может даже не догадывается, что в сердце своём ты её уже раздел и поимел так, как захотел не спрашивая её согласия на все эти восхитительные действия.
Прелюбодействовать с женщиной в сердце своём – мысленно, глазами поиметь чужую жену без её согласия? Традиционное значение слова «вожделение» шире и глубже сексуального оттенка. Вожделение - есть корыстное, эгоистичное желание владеть другим ради удовлетворения своего желания без его согласия. Любить – желать и делать благо другому по его просьбе. В браке между мужем и женой – любовь, то есть взаимное вожделение. Вожделение – односторонняя любовь, которая умеет только брать. Но не научившись брать, не научишься – отдавать. Брать себе и давать себя одновременно – великое искусство любви. Любовь без взаимного вожделения невозможна. Жертвоприношение и жертвопотребление не живут друг без друга. Любовь начинается с вожделения, без этого и до этого её просто нет. Представить себе одновременное взаимное вожделение впервые видящих друг друга мужчины и женщины, которые в будущем станут в обязательном порядке мужем и женой, решительно невозможно для всех. Нет в вожделении ничего плохого и злого. Вожделение – хорошо. Без вожделения нет любви между мужем и женой. Без вожделения невозможно исполнение заповеди о размножении. Именно вожделение позволяет мужу прилепиться к своей жене так, что были два неполноценных, а стало одно полноценное человеческое существо. Вожделение - это тот самый клей, единственный и неповторимый… Это начало всех начал… Желание – Хотение - Похоть…
Если мы говорим, что любим своего Бога всем своим человеческим существом, себя как Бога (себя – это себя и свою жену, как две стороны одного человеческого существа) и ближних как самого себя, (среди ближних естественно встречаются мужчины и женщины, а среди женщин не только матери, сестры и дочери), то это одна и та же любовь или это три разных чувства? Любовь мужа к своему Богу, к самому себе, к своей жене, к своим детям и к иным своим ближним, любовь Бога Отца к своим детям, любовь Бога Отца к Своему Сыну – это одно и то же чувство. Я смотрю на своего Бога с вожделением, ибо Он мне даёт новые знания через новые ощущения. По сути, я смотрю на любимую женщину с вожделением, ибо она мне даёт через ощущения новые знания. Сколько не познавай жену, как женщину, всё равно до конца не познаешь – так говорят многие гении познания.
Стало быть, смотреть с вожделением на чужую жену это начало и конец прелюбодеяния. Это свершившееся, законченное преступление. Ты в своём воображении уже познал эту женщину. Интересно, что ответственность за прелюбодеяние в своём воображении и за реальное прелюбодеяние Христом установлена одинаковая, ибо для Него и то, и то прелюбодеяние… За то, что тебе приснилась близость с женщиной и за реальную близость – ответ один! Так лучше уж тогда реально познать, чем расплачиваться за воображаемое познание! Это ж ни себе, ни людям?!)))
Но разве не так мы мыслим и рассуждаем о всяких абстрактных вещах и явлениях?
Одинаково отвечаем перед Богом и за то, что вкусили плод от дерева познания добра и зла, и за то, что посмотрели на этот плод с желанием вкусить?!
Мне, например, во снах такое снится, что не приведи Господь. Не все сны от Господа. Что-то навевает сатана. Я же не делаю всего, что мне на ум приходит. Мысли всякие приходят, но делаю далеко не всё. Дурное и злое – прогоняю, мудрое и доброе – оставляю для себя.
Про того, кто смотрит на чужую жену и хочет её познать, как женщину - понятно - прелюбодей - мечтатель. Но написано у Матфея так, что речь идёт про любую женщину, которая не является твоей женой. Мужу разрешено смотреть с вожделением только на свою жену. На остальных красивых женщин исключительно без вожделения, как это можно сделать? Если красота твоей жены будит в тебе желание, то почему красота другой женщины в тебе желания не будит! Тот, кто так говорит – врёт себе, своей жене, своим ближним и своему Богу. Давид увидел красивую обнажённую Вирсавию и захотел её, и познал её, несмотря на то, что она в тот момент была чужой женой воина, который воевал за Давида. Это не красиво, но зато честно и понятно. Не может здоровый полный сил мужчина смотреть без вожделения на приятную для его глаз обнажённую красавицу с влекущими глазами, губами, роскошными формами и шикарными изгибами… Ну, зачем врать то?!
Также написано, что прелюбодействовал с нею в сердце своём? Как она попала в сердце его? Она знает об этом, что смотрящий на неё с ней делает всё это?! Он с ней - да, да и ещё как, да, а она с ним - нет, нет, что вы, что вы, как можно, как можно))).
Если мужчина смотрит на красивую женщину без вожделения, это нормально? Где грань греховности вожделения? Авраам понимал, что его жена Сарра красива и порождает вожделения у многих. То, что красивая женщина порождает вожделение и распространяет его, как аромат своего благоухания, вокруг себя, как цветок, есть ли в этом порок? Если мы из жизни исключим вожделение мужчины к красивой женщине это сделает нашу жизнь лучше, добрее, чище? Как будут люди влюбляться друг в друга? Женщина бывает чужая и своя. Бог Отец не попрекал ни Авраама, ни Давида, ни Соломона, ни Иуду - родоначальника колена Израиля, из которого произошёл Иисус, которого родила Дева Мария, никого Бог Отец не попрекал ни за смотрение с вожделением, ни за само вожделение, ни за познание разных женщин. Бог Отец на многие вещи смотрел сквозь пальцы. «Не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил»…
В чём же творческое начало этого запрета, данного нам Самим Христом?
Нужно ли рисовать картины с красивыми женщинами, писать о них, снимать фильмы? Красота и совершенство женских глаз, лиц, рук, ног, тел - всё это для того, чтоб не смотреть?
Я согласен, что есть женская красота, которая дарит восхищение без вожделения. Красота Мадонны. Да, встречаются такие женщины. Очень редко. Это, на мой взгляд, самый редкий тип женской красоты. Я за всю свою 65-ти летнюю жизнь встречал всего два раза таких женщин. Одну в картинной галерее, другую в жизни. Они очень красивы, но у меня не вызывали вожделения, только тихое немое восхищение. С этими женщинами нельзя жить, только изредка смотреть. Остальная женская красота дурманит сердце кричащим вожделением, но без особого восхищения. Красота самки. И все варианты смеси. Но Бог всю эту красоту зачем-то создал. Для кого? – Для меня тоже.
Женщина создана быть объектом вожделения и она сама этого знает и желает им быть. Это заранее данное согласие. Это знали Ева, Сарра, дочери Лота, Фамарь, Раав, Лея, Рахиль, Вирсавия, Руфь и таки далее. Бог допускает Соломону построить Дом имени Своему и разрешает иметь 700 жён и 300 наложниц. Если это не прелюбодеяние, то что такое прелюбодеяние?... Как прикажешь Тебя понимать, Господи!?
Да, прилепился муж к своей жене! Да, стали они, как одно существо! Но смотреть на роскошную манящую красавицу и не вожделеть, это возможно для здорового молодого мужика?! Другое дело - держать себя в руках. Это возможно. Всё остальное - святошная приторная ложь. Смотреть на красивую женщину и не вожделеть для меня странно и невозможно. Не смотреть вовсе? А с памятью, что делать? Со снами?
Спорить с Христом глупо, но я решительно не понимаю зачем этот запрет. И совершенно точно я его исполнить не смогу. Да и не буду раз уж я не вижу в нём никакого проку))).
Я никогда от созерцания женской красоты не испытывал никакого зла и не желал никому зла. Меня всегда это радовало и вдохновляло. Никогда не печалило и не вгоняло в уныние.
Мир без красивых и желанных баб – мудаковато сер, и слаб.
Самое красивое, на мой взгляд, творение форм в мире – это высокая красивая женщина. Нет ничего красивее ни на небе, ни на земле, ни в воде. Значит самое красивое Бог создал для того, чтобы я даже подумать боялся и посмотреть, и пожелать, и вожделеть. Этого не может быть. Надо искать другой смысл слов Христа. Надо не вожделеть красавицу, а получить законное право с ней жить!? Вот и пример достойный – Соломон. Примерно 1000 раз вожделел не своих женщин и всех взял к себе или в жёны, или в наложницы. Оттого он и самый мудрый еврей всех времён и народов.))) Хохма.
А вот Авраам фактически свою вожделенную многими, по его мнению, красавицу Сарру готов был отдать на прелюбодеяние иным власть и силу имеющим мужикам – разве это не хуже самого прелюбодеяния? Как говорил Василий Иванович Чапаев: «А вот на это я пойтить не могу!». Вот и я на этот запрет Христа смотреть на красавиц без вожделения пойтить не могу. Вырвать себе оба глаза и отсечь член вместе с яйцами тоже не готов исполнить ради того, чтобы вот такие остатки моего тела не были ввержены в геену. Будь, что будет, но не буду врать ни своему Богу, ни себе, ни своей жене…
Что-то из запретов и советов Христа доступно для моего понимания, а что-то явно выше него. Это нормально.
Зачем то, что мне не понятно, а значит пока для меня не приемлемо, нужно моему Богу, мне и моим ближним? – У меня пока нет ответа. Как нет ответа на вопрос: «Моё мнение, как твари, на любой счёт моего Бога, как Творца, сильно интересует»? И в чём, например, благо моё от моей любви к моим врагам, если предположить, что мне такое благое состояние души и моего духа доступно?
Вопросов больше, чем ответов. Это нормально для моей начальной стадии Богопознания. Будет новый день – будет новая пища для мозгов. Аминь.