Сегодня д/р моего товарища студенческой поры КРИСА КЕЛЬМИ. Через год ему бы стукнуло 70.
Крис, конечно, не был оценён при жизни пропорционально своему вкладу в рок-культуру страны, а задолго до смерти 1 января 2019 года и вовсе предан забвению. Алкоголь + наркота совершенно десоциализировали талантливейшего композитора + организатора (никогда не было у него «директоров», за исключением единокровного брата) и он превратился в парию: с ним не общались ни бывшие соратники, ни члены семьи.
Как выяснилось (я про отклики на первую книгу о КК) многие поклонники даже не допускали мысли, что Анатолий «Крис» Кельми имеет еврейские гены.
Более того, самый прославленный из соратников, настоящая рок-легенда Александр Кутиков, который всегда акцентирует своё еврейское происхождение, как-то раз, помню, обмолвился об антисемитизме Криса.
Все считали его по умолчанию прибалтом и даже соратники по «Високосному лету» не знали о том, что его бабушку звали Саррой Марковной, а отца, которым с которым я был знаком, как Ария Михайловича — Арье Мейлаховичем (дед — Мейлах Абрамович Кельми).
В одной из наших бесед (в книге приведена), когда мы вспоминали родителя музыканта, Крис как бы намекнул, что они из сефардов («испанские корни»), хотя я полагаю, что ашкенази, скорее.
В ту пору, когда мы сошлись, еврейская тема не была ни трендом, ни «лакмусом», в Советском Союзе молодые люди вообще не акцентировали внимание на пресловутом «пятом пункте», хотя он и фигурировал в паспортах, которые выдавали в 16 лет.
Трендом был запретный плод рок-музыки. И Кельми создал (на пару с Ситковецким) лучшую, по мнению многих, рок-команду СССР — «Високосное лето».
Занятно, что сегодняшний состав «Машины времени» это экс-високосники. За исключением самого Макаревича*. Да, Кутиков + Ефремов ушли из ВЛ после раскола легендарного коллектива.
Посмотрел я выпуск ПГ («Пусть говорят») — о боги рок-н-ролла да демоны ТВ — неужели блистательного Бари Алибасова будут помнить всего лишь как выжившего из ума «мужа» вдовы Шукшина?
«Трескучие телепиd..ы» (© Всеволод Баронин) сериалом этих нескончаемых трэш-шоу уже нивелировали память о гениальном актёре Армене Джигарханяне и уникальном рок-новаторе Крисе Кельми: помнят их как фриков (не все, но многие, увы).
У меня в незапрещённом ещё Фейсбуке вышепрведённый пассаж не просто комментировали, там блиц-полемика состоялась.
Оператор ЦТ СССР Борис Саксонов:
Все относительно: если Кельми выдающийся музыкант, то я Папа Римский.
Музыкальный критик Всеволод Баронин:
Чем же Крис вам так не угодил? Что не пел блатных и «актуальных» песен о великой и обиженной России? Бедняге Крису теле- и прочие пиd..ы вылепили публичный образ полусветского алкаша, а не выдающегося музыканта, которым он был.
Поэт Виктор Пеленягрэ:
Ну, с гениальным актером Джигарханяном всё понятно. Даже выживший из ума вечный жених весёлой вдовы Шукшина не вызывает вопросов. Но как заунывный перестроечный рок-акын Крис Кельми, не написавший ни одной пристойной рок-композиции, стал уникальным рок-новатором, не укладывается в голове. Есть Крис Норман, Крис Ри, но Крис Кельми?)))
Ирина Халютина, «Школа гостеприимства»:
Вы это сейчас серьёзно? Крис Кельми — выдающийся рок-музыкант, композитор, аранжировщик. Даже если бы он не написал «Замыкая круг», «Верю я», «Ночное рандеву» и другую замечательную музыку, которая к сожалению не известна широким массам, он создал такие группы как «Высокосное лето» и «Автограф», вместе с Сашей Ситковецким. И этого достаточно. Вы наверное не знакомы с ними. Оно и понятно, вы «выдающийся поэт», как вы себя величаете. А я вот вас тоже не знаю… Крис Кельми — культовая фигура, и очень знаковая для рок-тусовки московской. Интеллигентный, клёвый, харизматичный, с замечательным чувством юмора, гостеприимный человек. Очень светлые воспоминания о нем, несмотря на эти чудовищные передачи. Это преступление, выставлять людей в таком свете. Жаль, что те, кто его не знал, судят о нем по этому г… ну. Светлая память, тебе, Крис.
ТВ-режиссёр Михаил Макаренков:
Да так и есть, Жень. ТВ вообще прекратилось в помойку. Нет нормальных авторов, нет режиссёров, нет редакторов. Чтобы сделать какой-то «продукт», нужна нормальная, умная команда. Но уже с 90-х — это «им» не нужно. Просто «полоскать бельё» — это недорого, и легко. Достаточно посмотреть на участников обсуждения — одни и те же лица.. Уже тошнит.
Писатель Михаил Липскеров
Был в 80-ом в Сухуми на концерте «Интеграла». Настоящее рок-шоу! Брательник его — полуголый гитарист… Ставил Григорий Кантор.
Роман Матыцин, «23 кадра»
Вообще плевать, кто что считает. Ибо Алибасов это блестящий продюсер и лидер прелюбопытнейшего ВИА «Интеграл». А тем, кто не в курсе кто такой Крис Кельми нужно послушать альбомы «Замыкая Круг» и» Мы знаем», чтобы осознать, что «Рок Ателье» были советскими Duran Duran.
Сергей Куликов, k-tochka k:
Я когда был школьником, ходил на концерт «Интеграла» — это было в самом деле откровение для ненаслушанного советского вьюноши. Спасибо за это. Но сегодня это звучит просто жалко, конечно. Как и пресловутые «Рок-ателье», извини. Ну какой в ..пу Дюран-Дюран, дорогой Роман — извини за невольный стих? Рок-ателье — это такой местечковый рок, даже не рок, а рочок. Экзотика, как вьетнамский или филиппинский рок. А заглавный трек — этот самый «Замыкая круг» — жалкие потуги на «We are the world», перестроечная «шляпа», фальшивые «миру — мир», когда на секунду показалось, что мы тоже — типа часть паззла мировой культуры, что сейчас все сложится, сейчас заживём. Ни хрена. В «Ночном Рандеву» был клёвый запоминающийся рифф, а потом выяснилось, что он вроде откуда-то спиzжен, да и вообще советский Дюран там просто рот открывает (привет Киселеву — открыл Ящик Пандоры)
Роман Матыцин:
Ну это какие-то странные претензии. Никто не говорит, что «Рок-Ателье» это в копейку Duran Duran, а Крис Кельми это Саймон Ле Бон. Ты же вроде шаришь и должен понимать, что всё имеющее отношение к так называемому Soviet Grooves это конечно местная музыка, но со своими чертами, которые сейчас ценят во всем мире. И я ещё раз задам вопрос: ты слышал альбом Рок Ателье «Мы знаем»? Просто у меня ощущение, что комментаторы, включая тебя, у Кельми кроме »Замыкая Круг» и «Ночное Рандеву» ничего и не слышали. Но при этом что-то там судят. А я вот, когда мне попалась эта пластинка, поставил её и реально обалдел от уровня группы и от того, что они играли очень крепкий материал, причём с очень не здешней профессиональной подачей и каким-то европейским лоском, который во многом был инспирирован модными тогда «новыми романтиками», в частности Duran Duran. Я вообще считаю Криса Кельми недооценённым музыкантом. Во многом он сам виноват, согласен. Но судить об исполнителе, зная только две песни, это так по нашему, согласись;)
Художник и куратор Кирилл Шаманов:
Они неправильно позиционируются в истории сами. Таких всегда много, нужно авторское новаторство, в поп-музыке вообще трудно остаться т.к. оч большая конкуренция и память у их публики оч короткая и плохомультиплицируемая в современность.
Как и у всех в рок-тусовке, у Криса Кельми были проблемы с хрестоматийной триадой s.., drugs & rock’n’roll. Порошок (aka benzoylmethyl ecognine) стал популярен в этой среде в середине 90-х, но портвейн лакали в зверских дозах ещё со школьной скамьи (сразу проговорю, что и я не был исключением, хотя этим — студенческим пьянством с будущими рок-иконами — и ограничился мой вклад в отечественное рок-движение… ну и плюс несколько публикаций в «Звуковой дорожке» перестроечного «МК»).
С пресловутым «кексом» тоже было не совсем просто: для КК это был какой-то спорт, погоня за рекордами.
Собственно, заявление о количественных достижениях на ниве пересыпов, опубликованное в моём «Новом взгляде» (+ фото абсолютно обнаженной Люси Кельми) и стало триггером разборок между Кельми и Градским, которые и привели к рождению мифа о том, что настоящая фамилия Толи Кельми — Калинкин.
Об этом в книге — есть.
И то самое фото Людмилы, кстати, тоже.
* 2 сентября 2022 года Минюст РФ внёс Макаревича в реестр физических лиц — «иностранных агентов».