Найти в Дзене
Sky Artist

Когда Як быстрее Мессершмитта?

Сравнивая самолёты времён Второй Мировой войны, любители авиации часто приходят к ложным выводам, сравнивая абсолютные значения максимальных скоростей. «У Мессершмитта максимальная 650, а у Яка только 590» - размышляет неискушённый любитель истории авиации. «Значит Мессершмитт лучше» - делает он вывод и естественно будет не прав! И дело не только в том, что нужно рассматривать все характеристики в совокупности! Горизонтальная и вертикальная маневренность, обзор из кабины, сила огня бортового оружия, живучесть. Даже если мы будем рассматривать исключительно скоростные характеристики, делать выводы, зная только абсолютные значения максимальных скоростей, рано! Дело в том, что своих максималок разные самолёты в те времена достигали на разных высотах. И победитель в соревновании на скорость на большой высоте, может запросто попасть в отстающие на малой. Так случилось с парочкой истребителей Ме-109 Г-2 и Як-1 с улучшенной аэродинамикой. Вот выводы по результатам испытаний новейшего на конец

Сравнивая самолёты времён Второй Мировой войны, любители авиации часто приходят к ложным выводам, сравнивая абсолютные значения максимальных скоростей. «У Мессершмитта максимальная 650, а у Яка только 590» - размышляет неискушённый любитель истории авиации. «Значит Мессершмитт лучше» - делает он вывод и естественно будет не прав! И дело не только в том, что нужно рассматривать все характеристики в совокупности! Горизонтальная и вертикальная маневренность, обзор из кабины, сила огня бортового оружия, живучесть. Даже если мы будем рассматривать исключительно скоростные характеристики, делать выводы, зная только абсолютные значения максимальных скоростей, рано!

Дело в том, что своих максималок разные самолёты в те времена достигали на разных высотах. И победитель в соревновании на скорость на большой высоте, может запросто попасть в отстающие на малой. Так случилось с парочкой истребителей Ме-109 Г-2 и Як-1 с улучшенной аэродинамикой.

Вот выводы по результатам испытаний новейшего на конец 1942-го года, улучшенного Як-1 и трофейного Ме-109Г2:

«Як-1 М-105ПФ с улучшенной аэродинамикой N 46-139 [ЦАМО,

ф. HИИ ВВС, оп, 485587, д, 81.] по скорости превосходил пя-

титочечный (т.е. с пятью стрелковыми установками) Me-109G-2

в диапазоне высот от земли до высоты 5200 м на 35 км/ч, но в

интервале высот 2750...3250 м уступал на 5 км/ч.

Что касается трехточечного Me-109G-2, то Як-1 по скорос-

ти превосходил его в диапазонах высот от земли до 2000 м на

15 км/ч, 3900...4200 м - на 5,0 км/ч, на остальных же высо-

тах уступал ему, причем на высотах 7000 м и выше разница в

скорости достигала 96 км/ч.

Hа больших высотах, несмотря на существенную разницу в

максимальной скорости, трехточечный Me-109G-2 не обладал ре-

шающим преимуществом в маневренных и пилотажных свойствах,

что объяснялось его сравнительно плохими аэродинамическими

характеристиками.

По маневренности (особенно горизонтальной) Як-1 М-105ПФ

с улучшенной аэродинамикой превосходил трехточечный Me-109G-

2 на малых высотах, на высоте 5000 м это превосходство силь-

но снижалось, а на высоте 8000 м переходило к Me-109G-2.

Виражи Як-1 выполнял за меньшее время, чем пятиточечный

Me-109G-2, который имел тяжелое управление и при перетягива-

нии ручки сваливался в штопор.

Як-1 с улучшенной аэродинамикой находился в производстве

с декабря 1942 г. (со 111-й серии) до конца выпуска серийных

Як-1, т.е. до июля 1944 г. (по 192-ю серию); всего был выпу-

щен 4461 такой самолет.»*

И тут, кто то из читателей предположит, что советские испытатели опять не точно сделали замеры характеристик Мессершмитта, как это было однажды в 1942 году при испытаниях Ме-109Ф. Но нет, на этот раз характеристики были получены верные. Предлагаю эти выводы проверить.

Характеристики Яка у нас есть:

« По данным ЛИИ [ЦАМО, ф. HИИ ВВС, оп. 128661, д. 63.], в

1943 г. средние значения летных характеристик серийных Як-1 составляли:

Максимальная горизонтальная скорость, км/ч

у земли ................................. 531 +6/-4

на 1-й границе высотности ............. 568 +3/-4

на 2-й границе высотности ............. 592 +3/-6

Границы высотности, м

1-я. .................................... 1700 +175/-225

2-я ................................... 4100 +60/-250»**

Данные по БФ-109Г2 возьмём у немцев, самые что ни на есть официальные (и даже несколько завышенные, т.к. в последующих испытаниях серийные машины у земли демонстрировали скорость слегка поменьше!)

Результаты летных испытаний, проведенных государственным авиационным испытательным центром в Рехлине на Bf 109G-1 в начале 1943 года***:

-2

Высота в тысячах метров – первая колонка

Истинная скорость – вторая колонка

Важное примечание к таблице:

-3

Нужно сказать, что не сразу советские лётчики получили такую замечательную машину, как ЯК-1 с улучшенной аэродинамикой образца декабря 1942-го года. Прежде чем удалось отшлифовать характеристики Яка до такого высокого уровня, был проведён титанический труд по доводке машины. Мероприятия по совершенствованию аэродинамики с форсированием мотора М-105 шли параллельно весь 1942-ой год и завершились успехом. Естественно этот опыт был учтён при совершенствовании Яка седьмого, разработке и улучшении Як-9.

И надо понимать, что выигрыш перед Ме-109Г2 в скорости Як-1 получил не навсегда! Техника на месте не стояла. В конце 1943-го года немцы повысят давление наддува в двигателе с 1,3 атм. до 1,42 атм., что даст прирост в скорости у земли на приблизительно 20 км.ч., и на высоте 7000м. на 15 км.ч..

Приведём ещё один пример, но теперь обратный. Для этого мы сменим рассматриваемый период и посмотрим на самое начало войны.

Перед вами высотно-скоростные характеристики истребителей среди них Як-1, Миг-3, Ме-109Е Эмиль и Ме -109Ф Фридрих

-4

Как видите, Миг-3 по своей абсолютной максимальной скорости превосходил и немецкий истребитель и Як-1! Однако был снят с производства! Военные просили у промышленности Як! Советское командование требовало от конструкторов, прежде всего характеристики на малых и средних высотах, там где шли бои! Характеристики на больших высотах интересовали наше руководство лишь во вторую очередь! Ковровыми бомбардировками Германии мы не занимались, и прикрывать бомбардировщики на высотах, близких к практическому потолку, как это делали американцы, нам было по большому счёту без надобности. Советские штурмовики шли к целям на высоте порядка 500 метров, а фронтовые бомбардировшики Пе -2 бомбили с 2000 м.. Да и по журналам боевых действий частей мы можем видеть, что воздушные схватки происходят в основном в слое атмосферы от 0 до 4000 метров. Про ПВО мы сейчас не говорим, говорим только о фронтовых нуждах. Что касается ПВО, то оставшиеся Миги третьи как раз в ПВО и были переданы, где они оказались во первых на своём месте, а во вторых прослужили там до конца войны.

Ну и напоследок необходимо затронуть завершающий период войны. А что же было в 1944м и начале 1945-го?

Приведу уже 2 графика. Это те же высотно-скоростные характеристики, но здесь уже Як-3, Як-9 и Ла-7. Истребители противника представлены Мессершмиттом БФ-109Г10 и ФВ -190Д.

-5

Как видите, советские машины лучше, как фронтовые истребители. До высоты 6500 метров наши Ла-7 и Як-9У, а до высоты 5500 Як-3 гораздо быстрее своих противников. Немецкие – лучше как перехватчики. С высоты 5500 метров Мессершмитт начинает опережать Як-3, с высоты 6500 и выше Як-9 и Ла-7.

Ещё один похожий график покажет нам как расстановку сил меняла система впрыска водо-метанольной смеси MW-50, установленая на Мессершмитте. Как смещается кривая характеристик вправо при включении чрезвычайного режима показано пунктирной линией.

-6

Вопрос только как часто советские лётчики встречали такие истребители в бою? Один из ветеранов в своих воспоминаниях рассказывал, что Мессершмитт ушёл от его Ла -5 ФН пологим набором высоты лишь однажды, что вызвало его удивление. В его практике такое случилось единожды! Начиная с G-14 и всех более поздних моделей Bf 109, до конца войны, установка на самолёт MW-50 стала стандартной заводской. Известно, что самолеты с форсированием поступили на вооружение не ранее апреля 1944 года, в мае 1944 года был сделан заказ на 250 комплектов для переоборудования уже стоявших на вооружении Bf-109.

Кстати, здесь же можно сравнить наши истребители с американским Мустангом и английским Спитфайр, увидеть как безнадёжно на их фоне выглядит Ме-109 К4 без впрыска смеси MW-50.

Ну и самое главное! В чьих руках находилось это оружие? Кто лучше подготовлен, мотивирован, у кого лучше тактика, у кого численное преимущество? Это как вы понимаете тема для отдельного разговора. Коротко скажу лишь, что Люфтваффе, несмотря на все усилия промышленности Третьего Рейха таяло. При том, что выпуск БФ-109 , наряду с ФВ-190 шёл рекордными темпами, группировку что на восточном фронте, что на западном, нарастить не удавалось. У немцев иной раз количество всех истребителей на востоке доходило до всего лишь 450 машин! Всё сгорало в топке войны! А советская авиация росла…

Итак, друзья, как видим, вопрос не так прост! Делать выводы, опираясь лишь на один показатель абсолютной максимальной скорости простительно лишь любителям, и то только начинающим. Тем же, кто хочет разобраться в вопросе, необходимо научиться пользоваться высотно-скоростными характеристиками самолётов.

Кто не знал, берите на вооружение! Всем добра!

Sky Artist (Небесный художник) 20.04.24

___________________________________________________________________________

* - А.Т.Степанец Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны М., Машиностроение, 1992 стр. 46

** - там же, стр. 46

*** - http://kurfurst.org/Performance_tests/109G_Rechlinkennblatt/rechlin_G1_blatt.html