Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Виктория Пестова — о двух важных процессах стратегического планирования в АЗРФ

Оглавление

Развитие арктических городов и расширение грузопотока на Севморпути — два важных процесса, которые идут параллельно; оба нуждаются в серьёзном планировании

Эксперт ПОРА, заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки Архангельской области рассказывает о сути работы над мастер-планами развития опорных населенных пунктов Арктики — процесса, который должен быть завершен до 1 июля 2024 года, — а также о главном показателе развития арктической водной магистрали — грузопотоке по Северному морскому пути.

О планах развития опорных населенных пунктов Арктики

Работа над формированием мастер-планов ведется органами региональной власти с вовлечением руководителей крупнейших предприятий, научного и экспертного сообщества, жителей агломерации. Эта работа ориентирована на учет перспектив развития предприятий, а также реализуемых ими и планируемых к реализации инвестиционных проектов. Нужно отметить, что жителей всех городов агломераций волнует набор одних и тех же проблем, но на первый план в зависимости от специфики города выходят конкретные вопросы из «общего списка».

Есть три типа сценариев развития агломераций. Инерционный сценарий подразумевает сохранение текущей структуры экономики и развитие имеющейся производственной базы. Базовый сценарий развития направлен на повышение степени передела продукции крупнейших отраслей, развитие научной и образовательной базы под профильные потребности экономики агломерации. Ориентация производства на внутренний рынок и импортозамещение позволит усилить межрегиональные экономические связи. А целевой сценарий развития агломерации предполагает преобразование структуры экономики за счет увеличения доли креативных отраслей (наука и образование, туризм).

Реализация мастер-планов позволит повысить узнаваемость агломерации на федеральном уровне; развить качественную интеллектуальную среду на стыке образования, науки и бизнеса; развить комфортную среду для повседневной жизни, соответствующую по качеству жилья, досуга и сервисов крупнейшим центрам страны.

Целевая модель пространственного развития «приземляет» экономическую модель на территорию города. Она содержит проекты городского развития, которые будут способствовать развитию приоритетных отраслей экономики и привлечению и удержанию человеческого капитала».

О перспективах увеличения грузопотока на Севморпути

Главным индикатором развития СМП является объем перевозимых грузов. Между Минвостокразвития России, ГК «Росатом» и ключевыми грузовладельцами:

ООО «Восток Ойл» (Роснефть), ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК Норильский никель», ООО «Северная звезда (АЕОН), ООО «ГДК Баимская», — заключено шесть обязывающих трехсторонних соглашений в части обеспечения грузопотока по СМП. «Восток Ойл», «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 2», «Ямал СПГ», «Норникель», Сырадасайское угольное месторождение в перспективе до 2035 года обеспечат основной целевой грузопоток по СМП.

-2

Также в 2023 году заключены еще 3 аналогичных соглашения с АО «Первая горнорудная компания», ООО «Черногорская ГРК», КОО «Стенмикс холдинг лимитед». Зафиксированные объемы касаются исключительно грузов снабжения.

Кроме того, ГК «Росатом» проработал перенаправление части грузов, транспортируемых в настоящее время из портов Северо-Запада России через Суэцкий канал в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на восточное направление по СМП (внутренний транзит через СМП): в 2023−2024 годах в общем объеме порядка 10 млн тонн отечественных грузов.

Минвостокразвития ежеквартально докладывает в правительство России информацию о  грузопотоке в акватории СМП, которую направляют в Координационный центр Правительства по установленной форме заинтересованные органы исполнительной власти и крупнейшие грузоотправители. Самая главная задача — вовремя реагировать на изменения внешнеэкономической обстановки и актуализировать показатели.