Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Веселый роджер" над Онегой или история "больших гринпортов"

В этой статье речь пойдет о серии "больших" американских 72-футовых деревянных американских катеров, которые поставлялись в Россию фирмой Greenport Basin and Construction Company в 1917 году.

При чем здесь "Jolly Roger"? Поясню чуть позже: "Веселый Роджер" это не кликбейт. Но, начну я немного с другой информации. В 1914 году курс валют был следующим:

К 1917 году рубль начал "валиться", и к январю 1917 года курс доллара к рублю был уже не 1:1,96, а, (говоря грубо), 1:2,9, и падение это продолжалось. Для чего нужна эта информация? Сейчас поясню:

15.02.1917 г. было принято решение на заказ катеров типа "Гринпорт", но с увеличенным водоизмещением и длиной в 72 фута (по образцу катера, заказанного Бразилией). .21.03.1917г. был выдан наряд №2789 после чего, по телеграфу был заключен контракт на 8 шт. катеров (стр. № 290 - 297). И, вот, что интересно: если первый заказ (60-ти футовых) катеров стоил 36420 долларов (при курсе 1,96 рубля за доллар), то цена 72-футовых катеров была 27 820 долларов, ( при курсе 3,51 рубля за доллар, по курсу на март 1917 года). И все равно, американцам было выгодно.

Чем отличались новые катера? 12 футов (72 фута минус 60 футов) это 3, 66 метра. Они больше. Их главные размерения 72 х 11 х 3 футов ( или если в метрах, то 21.95 х 3.35 х 0.91 м). Соответственно, возросло и водоизмещение. Пишут, что до 30 тонн. Сомневаюсь (очень сильно). По расчетам, получается, что водоизмещение должно было возрасти на 10-11 тонн (максимум). Таим образом, их водоизмещение должно было составлять 24-25 тонн. Для 30 тонн осадка должна быть 1,2 м, а не 0,9. Ладно, это не суть важно.

Важно другое: в отличие от предыдущих катеров, построенных для американского флота, Новые "гринпорты" имели три двигателя, причем, большей мощности: на них стояли "Дюзенберги", мощностью по 360 "лошадей" (суммарно, 1080 сил).

-2

А, вот дальше по судьбе катеров идет расхождение: ряд источников пишет о том, что в Архангельск было доставлено 7 катеров, а еще один катер был доставлен в Стамбул, другие источники дают информацию, что только 5 катеров прибыло в Архангельск...

А, еще (напомню) пишут, что катер "Беспокойный", найденный на дне у Мысхако, относился к "большим гринпортам", хотя мы выяснили, что катер с этим именем был 60-ти футовым. Ошибка?

Давайте разбираться.

Катера со строительными номерами №№ 290 – 297 поначалу имели общую судьбу. Пишут о том, что в апреле 1917 года, все они были реквизированы правительством США. Ну, если объективно, то "реквизировать еще было сильно нечего: в апреле 1917 года были заложены первые три катера, корпуса которых были еще весьма далеки от готовности. Просто было принято решение о том, что строящиеся катера войдут в состав американского флота (несмотря на то, что оплата за катера уже была осуществлена).

В октябре 1917 года решение было пересмотрено, и пять катеров все же попали в ноябре 1917 года в Архангельск. В книге Широкорад А. Б. Великая речная война. 1918–1920 годы указано:

В июне по железной дороге в Медвежью Гору доставили семь моторных катеров-истребителей «Безжалостный», «Беззаветный», «Безупречный», «Боевой», «Буйный», «Бурный» и «Безрассудный». Вся они были построены в Англии. Водоизмещение их составляло 25 т. Длина 15,3 м; ширина 3,3 м; осадка 1 м. Мотор мощностью 120 л.с. развивал скорость 18 узлов. Два из этих катеров были вооружены двумя 57-мм и одной 37-мм пушками каждый, остальные — одной 57-мм и одной 47-мм пушкой. Каждый катер имел по два пулемета.

При всем уважении... (как там у "классика"? "Борис ты неправ!") Немного подправлю Александра Борисовича: эти катера по своему происхождению не совсем английские (или совсем не английские).

"Буйный" - это 60-ти футовый "гринпорт" (зав. №286) с двигателями "Ван Блерк" (о нем мы уже упоминали). Катер в ноябре 1917 года прибыл в Архангельск,но...

-3

2 августа британская эскадра из 17 военных кораблей подошла к Архангельску. На берег был беспрепятственно высажен 9-тысячный десант, началась британская интервенция (если называть вещи своими именами, то оккупация). Катера, находившиеся на тот момент в Архангельске, были "интернированы" англичанами. В их числе были и "Буйный" и катера с №№260 и 287. Правда, после взрыва и пожара один из катеров восстановлению не подлежал (скорее всего №260), а второй находился в ремонте.

Помимо "малых" (60 футовых) катеров в Архангельске были захвачены 72-футовые катера: "Бурный", "Безжалостный", "Беззаветный" , "Безрассудный", «Беспощадный». Получается всего пять, а не семь. В списках нет "Безупречного", но по одним данным он из "норвежской" серии, по другим это "малый гринпорт" с номером 287 (что более вероятно).

А, где еще два? Где-где... (у англичан).

Вот они "красавцы" и даже название катера на спасательном круге.
Вот они "красавцы" и даже название катера на спасательном круге.

Два катера №295 и №297 действовали с английскими экипажами. И названия их были... те самые "Веселый Роджер" и "Веселый Роджер" иногда к названию добавляют циферку "2". Нет, это не ошибка, потому, как один из них (№295) погиб после взрыва и пожара. и его сменил собрат под №297.

Оригинальная подпись: A 70ft armed motor boat, 'Jolly Roger', on Lake Onega, Medvedje-Gora, 1919.
Оригинальная подпись: A 70ft armed motor boat, 'Jolly Roger', on Lake Onega, Medvedje-Gora, 1919.
-6

Капитаном «Весёлого Роджера» был капитан Герберт Франсис Литтлдейл (Captein Herbert Franscis Littledale), а вторым командиром корабля — 2-й лейтенант Уильям Колстон Ваннель (2nd Lieutenant William Colston Wannel). Экипаж флагманского корабля состоял не из профессиональных моряков, а из артиллеристов королевской полевой артиллерии (RFA); младших офицеров (N.C.O's); артиллеристов 420-й батареи (420th Bty.) и одного капрала из роты связи королевских инженеров (RE). Командир «Доминиона» (HMS Dominion), на котором Литтлдейл до этого когда-то служил, писал в характеристике: «У меня был повод предупредить этого офицера один или два раза по поводу ежедневного употребления им спиртного. Я чувствую, что у него есть сильная тенденция пить, но он, кажется, пытается подавить это». (Думаю, образ уже нарисовался).

Стоит сказать лишь пару слов о их вооружении: катера получили в качестве главного калибра британские "Гочкисы", но не 47-мм, а, 57-мм (QF 6-pounder Hotchkiss). Впрочем, вооружение этих катеров различалось. Так, например, "Веселый Роджер" имел одно 57-мм орудие, семь станковых пулеметов и два ручных. У "русских" катеров вооружение было чуть иным: чаще всего одна 57-мм и одна 47-мм пушки Гочкиса, но у двух катеров 47-мм пушка была заменена на 37-мм. Варьировалось и количество пулеметов.

Действия Онежской флотилии и английской группы катеров переброшенных на Онегу - тема отдельного рассказа (о катерах типа ML). За рубежом были изданы мемуары командующего "белой" флотилией капитана 1 ранга А.Д. Кира-Динжан. Но нельзя объять необъятное. Последим судьбы катеров, и попытаемся понять, кто из них попал на Черное море (и мог быть тем самым, найденным у Мысхако катером). Практически все они были захвачены красными частями в Мурманске, куда их вывезли с Онеги.

"Бурный" остался на севере, и был разобран в 1922 году.

" Безжалостный" 8.10.1920 был передан в Азовскую ВФ. 21.10.1920 прибыл по ж. д. в Мариуполь. С 23.11.1920 передан в МСЧМ. - в 1921 погиб в Черном море на мине. Вскоре поднят и после ремонта введен в строй. С 27.3.1923 числится как сторожевой катер. 1.9.1928 затонул на Севастопольском рейде от аварии. 20.12.1928 после подъема разоружен и на хранение, 17.1.1930 сдан ОФИ для реализации.

"Беззаветный" после Мурманска был перевезен на Балтику (31.03.1920), потом катер вернулся на север, а в октябре 1920 года он передан Азовской флотилии. И, вот, мы кажется подошли к решению вопроса: со 2 декабря 1920 года катер получает новое имя "Беспокойный".

-7
-8

Катер погиб у Мысхако 14 ноября 1921 года от подрыва на мине.

Ну, и чтобы завершить тему, скажем, что остальные два катера попали на Черное море в октябре 1920 года, и служили здесь до 1930 года.