Египетский фаянс, финикийское стекло и русская графика: в Ставрополе демонстрируют сокровища Эрмитажа
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств открыл выставку, посвящённую 260-летию Государственного Эрмитажа. 177 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного творчества иллюстрируют эволюцию мирового искусства, что и отражено в названии выставки — «От античности до модерна». На открытии побывал корреспондент «Победы26».
Шедевры из дворца
Посвящение экспозиции в Ставрополе юбилею одного из самых значительных художественных и культурно-исторических музеев мира не случайно.
«На этапе образования нашего музея и комплектования его фондов ценными экспонатами Государственный Эрмитаж сыграл заметную роль. Сегодня у посетителей музея есть уникальная возможность увидеть сразу все предметы, переданные в разные годы на Ставрополье знаменитым учреждением культуры»,
— рассказывает главный хранитель краевого музея изобразительных искусств Сергей Братчик.
Ставропольский музей изобразительных искусств учреждён в 1962 году. Его фонды формировались на основе художественного отдела местного краеведческого музея, где в числе прочих произведений хранились восемь картин русских и западноевропейских художников из собрания Эрмитажа.
В 1964 году коллекцию нового музея пополнили сразу 170 шедевров из Санкт-Петербурга: 26 произведений мастеров живописи, 34 листа отечественной и зарубежной графики, 94 предмета зарубежного декоративно-прикладного искусства, 16 слепков с античной и западноевропейской скульптуры. И — в виде приятного бонуса — 28 старинных рам для картин.
В следующем году, располагая впечатляющим перечнем эрмитажных ценностей, ставропольский музей обогатил свой фонд тремя тематическими разделами: «Античное искусство», «Искусство Возрождения», «Западноевропейское искусство».
Деловые контакты двух музеев развиваются и поныне. Периодически питерские коллеги запрашивают цифровые изображения произведений из фондов СКМИИ, которые затем публикуют в каталогах и изданиях, выходящих под эгидой Эрмитажа. Яркий пример многолетнего партнёрства — передвижная выставка «Мир героев. Миф и реальность», вобравшая свыше 100 шедевров античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Она экспонировалась в 2005 году в залах ставропольского музея.
«СКМИИ входит в Союз российских музеев, который возглавляет президент Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Ежегодные собрания Союза, крупные семинары и круглые столы под председательством Пиотровского проводятся именно в его стенах. Это полезная площадка для творческого общения»,
— резюмирует Сергей Братчик.
Коллекция графа Бобринского
Новая выставка представлена в шести залах «Золотой коллекции» музея. Она будет работать не менее года. Зрители смогут совершить культурологическое путешествие в пространстве и во времени: от Северного Причерноморья и Передней Азии до Дальнего Востока, от античной эпохи до ХХ века.
Для любителей древностей — стенды с предметами античной культуры: амфоры, светильники, керамика различных видов, финикийское стекло, бусы из янтаря Восточного Средиземноморья и даже египетский фаянс. Некоторые из экспонатов — например, родосско-ионийская керамика — датированы VI веком до н. э. А предметы из краснолаковой керамики изготовлены в Боспорском царстве в I–III веках н. э.
«В формах сосудов и в рисунках, покрывающих их поверхность, — безупречный вкус, стремление к совершенству. Как и во всех творениях скульптуры и архитектуры античного времени»,
— отмечает хранитель дореволюционной коллекции и декоративно-прикладного искусства музея Светлана Гайденко.
Большинство из этих уникальных вещей были найдены на рубеже ХIХ-ХХ веков при археологических раскопках городов Пантикапеи, Ольвии, Фанагории и Херсонеса Таврического. До революции обнаруженные в Северном Причерноморье античные ценности украшали апартаменты председателя Императорской археологической комиссии, графа Алексея Бобринского. В 1931 году эта коллекция поступила в Эрмитаж.
Блок декоративно-прикладного искусства на нынешней выставке дополняют изделия из фарфора, металла, дерева, слоновой кости из Китая, Японии и Персии.
Полотна императрицы
Центр притяжения экспозиции — 17 произведений XVII–XIX веков, написанных мастерами из Франции, Фландрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Испании. Самое раннее произведение, представленное на выставке — «Женский портрет» Пьера Миньяра. По мнению кураторов, это интереснейший образец французской живописи эпохи Людовика XIV. Работа прославленного французского художника Луи Лагрене Старшего на библейский сюжет «Крещение», очевидно, была написана в России: как в раз в эту пору (1760–1763 годы) маэстро преподавал в только что образованной Академии художеств в Петербурге.
Небольшое полотно «Детский хоровод» — кисти венецианского живописца Джулио Карпиони. Его творения почти не встречаются в нашей стране. Эта редкая картина была приобретена в Берлине и доставлена в Зимний дворец по указанию императрицы Екатерины II.
А вот полотно датской художницы Элизабет Иерихау «Греческий пастушок» (1869) попало в Россию благодаря императрице Марии Фёдоровне — бывшей датской принцессе, матери Николая II. В 1918 году произведение стало достоянием Государственного Эрмитажа, а в 1936 году было передано в Ставропольский краеведческий музей, откуда затем оно попало в СКМИИ.
Набросок от скуки
На выставке можно познакомиться и с творчеством мэтров отечественного изобразительного искусства. Например, с пейзажами художников-передвижников Константина Коровина, Леонида Туржанского и Николая Дубовского. А ещё один видный передвижник, влиятельный и разноплановый художник Илья Репин представлен в экспозиции всего одним карандашным наброском на бумаге.
«Беглый, изящный графический рисунок, вероятно, сделан по памяти. На листе надпись: „4-е заседание в Академии художеств. 4 марта 1891 года“. Скорее всего, Репину стало скучно, и он изобразил неброский северный пейзаж: болотистую местность с наклонившимися тонкими деревцами — таких уголков много неподалёку от Санкт-Петербурга»,
— поясняет Светлана Гайденко.
Герои и драматурги
Явный плюс экспозиции — возможность увидеть гравюры, выполненные мастерами Франции, Голландии, Италии, Испании, Германии, Австрии в различных техниках. Темы работ самые разные — библейские сюжеты, животные, пейзажи, герои Французской революции XVIII века и даже карикатуры. Также коллекцию гравюр украсили копии работ известных европейских живописцев XVI–XVIII веков.
Впечатляет зарисовка барельефа с изображением древнеримского героя Гая Муция Сцеволы. Она выполнена неизвестным русским художником ХIХ века. Благодаря его упорству и мастерству произведение выглядит потрясающе объёмным.
В череде картин, амфор, литографий и даже ковров маяками выставки служат каменные барельефы и скульптуры. В основном это слепки с античных и средневековых оригиналов, памятников эпохи Возрождения. Среди экспонатов знатоки смогут узнать бюст римского императора Октавиана Августа, изготовленный из трёх видов мрамора, или бюст философа Сенеки из бронзы. Представлены на выставке и лучшие образцы аттической пластики, среди которых — портрет драматурга Эсхила и изображение древнегреческого бога Гермеса.
Пройдя по залам «Золотой коллекции», каждый зритель сможет отыскать что-то близкое и интересное. И даже поменять свои эстетические приоритеты: продолжительность работы экспозиции позволяет посмотреть её несколько раз.
«Выставка действительно позволяет совершить интеллектуальный вояж в пространстве и во времени, любуясь этими бесценными творениями»,
— делятся впечатлениями первые посетители экспозиции.