Во-первых стоит отметить,что религия это одна часть из макрокультуры государства и общества.
Религия своими устоями и ценностями оказывает сильное влияние на верующих в нее людей, а уже верующие люди оказывают влияние на экономическое развитие государства.
Так можем выделить один из наглядных примеров в нашей истории. Развитие новой идеи католицизма в Польше, Южной Германии и Ирландии после 1962 года, повысила экономическую составляющую данных субъектов и была одним из главных факторов их развития. До 1962 году в соответствии с традицией считалось, что труд — это проклятие, посланное человеку за его грехи, что богатство зазорно, а нищета священна. При такой установке могут быть, конечно, сильные результаты духовных практик, но не может быть экономического развития и экономической результативности. Социальная доктрина поменялась, прошло 25 лет — и случилось католическое экономическое чудо.
Каждая религия формирует в человеке определенный ряд ценностей и они в последствии формируются с течением времени.
В совей знаменитой книге«Протестантская этика и дух капитализма» германский социолог Макс Вебер доказывал, что протестантизм является экономически продуктивным, потому что он утверждает ценность труда и протестантская этика ведет к экономическому процветанию.
И мы это видим наглядно, ведь страны, в которых преимущественно преобладает в качестве религии протестантство, имеют более хорошие экономические показатели.
Возможно ли православное, исламское или буддистское экономическое чудо? Это непростой вопрос. Но, во-первых, монополия протестантизма разрушена –- мы видим уже набор конфессий, которые нашли свои пути к экономической результативности. А во-вторых, про каждую из этих конфессий кое-что все-таки можно сказать.
Буддизм.
Буддизм благодаря своей открытости, представляет ценность доверия. А как мы знаем, доверие- это одна из основ экономического процветания экономики.
Ислам.
Ислам путем своих устоев и ценностей образует новый институт уже в современное время. Исламские финансы уже не только достояние суннитских стран: значительные центры есть, например, в Лондоне, мировой финансовой столице. Это довольно сложный институт, который объединяет кредитование с инвестированием на основе мусульманского представления о справедливости и о недопустимости ростовщичества. Он сильно привязан как к религиозным установкам, так и к организационной структуре ислама. Но этот институт, несомненно, растет, он работает — и, может быть, даст какие-то результаты.
Православие.
«Малое православное экономическое чудо» уже имело место в Российской Империи. На это повлияли устои и ценности староверов, которые так же предавали особое значение "честному слову" и договоренностям. И в дальнейшей с развитием религии и ценностей человека, мы имеем хорошие шансы на новое "Православное экономическое чудо".
Вы можете задаться вопросом:- Почему в России или других странах не начать развивать идеи экономически выгодных религий?!
Важно понимать,что религия существует не для того, чтобы развивалась экономика, и если религия не дает экономического роста, это не означает, что она не дает ничего. Поэтому все сказанное выше вовсе не означает, что для того, чтобы произошло экономическое чудо, нужно перейти в конфуцианство, или протестантизм, или католицизм. Нет: давайте лучше поймем, какие истинные механизмы и факторы работают внутри религиозной оболочки. А религию оставим в той сфере, для которой она и живет, –- в сфере духовного и душевного.
Источник:
Александр Александрович Аузан: "Как религия влияет на экономический успех"