Найти в Дзене

Обида. Как помочь ребенку справиться с ней

В данной статье вы узнаете, как отреагировать на эмоции ребенка, когда он обиделся, как научить его говорить об обиде и находить выход из ситуации.

Вот и пришла очередь эмоционального интеллекта. Что это такое?

Эмоциональный интеллект - это способность понимать свои и чужие чувства, правильно поступать под их влиянием и общаться.

Зачем его надо развивать у ребенка?

Чтобы справиться с обидой, превратить зависть во вдохновение, управлять гневом, преодолевать скуку и лень, победить страхи.

Обида – болезненное переживание человека ситуации, противоречащей его ожиданиям.

Обиженные дети заметны сразу. Опущенная голова, руки и плечи, могут молчать, сопеть, даже всхлипывать или плакать. Некоторые складывают руки на груди и отворачиваются от всех, а кто-то сразу бросается в драку.

Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт
Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт

Они обижаются на родителей, потому что взрослые не поняли; на друзей, потому что они что-то забыли; одноклассников, потому что они дразнят; на соседей, потому что у них громко играет музыка и мешает делать уроки; на братьев и сестер, потому что они взяли какую-то вещь без спроса, на себя, потому что что-то не получилось.

Обида может заглянуть к ребенку ненадолго - на минутку или часок - и похожа на снежинку на руках, которая быстро тает. А может задержаться на день, неделю или месяц, и напоминает она уже мозоль на пятке, которая постоянно болит, и заставляет ребенка грустить или злиться на обидчика.

Как вы думаете, почему?

Потому что обида приходит не всегда одна, а в компании с другими эмоциями и чувствами: злостью, ненавистью, разочарованием, неприятным удивлением, высокомерием, презрением или завистью.

Обиды бывают разные: мелкие и крупные, справедливые и несправедливые, адекватные и неадекватные.

Например, Света обижается, что подруги играют без нее, но при этом не предпринимает никаких попыток присоединиться к их затее, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них.

На день рождения Оля раздавала детям конфеты. Её подружке очень понравились конфеты «Белочка», а Оля протянула ей другую. Она вовсе не хотела обидеть подругу, просто в спешке не обратила внимания, какую конфету отдала Нине. Нина обиделась, отошла в сторонку, замолчала, стала всхлипывать.

Спрашиваю ребят на тренинге, что можно было бы сделать в этой ситуации? Они дружно отвечают: «Обменяться или попросить у Оли конфету «Белочка». Им понятно, что обида мелкая, и ее можно избежать.

Бывает так, что обида возникает из убеждения: «Все должны поступать по-моему!».

Следует объяснить детям, что это ошибочная модель поведения, потому что:

✨люди могут не знать о твоих желаниях;

✨другие могут иметь свои желания;

✨другие не обязаны поступать по-твоему;

✨большинство людей даже не знакомы с тобой.

Если ребенок обиделся, необходимо сначала отреагировать на эмоции, а потом беседовать с ним и искать возможные выходы из ситуации.

Три техники, помогающие ребенку справиться с обидой.

Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт
Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт

🎀 Техника «Рисунок»

Узнаём, как выглядит обида. Спросите ребенка:

Если обиду можно было бы потрогать, какая она на ощупь (липкая, шершавая, твердая, колючая)?

Какая у нее температура (холодная, теплая, горячая)?

Какого она размера (большая или маленькая)?

Какого цвета?

Какой у нее вкус?

Представь, что обида похожа на какое-то животное – известное или фантастическое. Нарисуй, как оно выглядит. Придумай ему имя.

Можно не давать ребенку конкретный образ, пусть нарисует так, как хочет, отвечая на вопрос: «На что похожа твоя обида?"

Когда рисунок будет готов, обсудите:

Что чувствовал, когда рисовал?

Готов ли ты отказаться от этой обиды?

Что хочешь сделать, чтобы обида ушла? Порвать, сжечь, закопать?

🎀 Техника «Пластилиновая обида»

Выбери пластилин того цвета, с каким у тебя ассоциируется обида. Разомни его в течение 5 минут и, растирая по картону, вырази свои чувства.

Давай получившийся образ обиды украсим и превратим ее в смешную или красивую обиду, чтобы она тебя больше не расстраивала. Укрась ее крупой, природными материалами, пуговицами, крышечками, бантиками, бусинками, фигурными макаронами…

🎀 Техника «Письмо обидчику»

Она подходит для школьников и подростков.

Если тебе сложно сказать человеку об обиде, можешь отправить ему сообщение или письмо. Старайся не обвинять и не ругать обидчика. Просто расскажи о том, что ты думаешь и чувствуешь о его поступке.

Отправлять письмо необязательно. Важен сам процесс создания письма.

Учим ребенка, как сказать о своей обиде.

Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт
Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт

Сначала пытаемся понять, что мы чувствуем и начинаем фразу с чувств:

«Я чувствую обиду…»

«Мне обидно…»

«Мне не нравится…»

«Я обиделся…»

Затем говорим о поступке, который вызвал обиду:

«Я чувствую обиду за то, что ты не перезвонил…»

«Мне обидно, что ты не помог мне…»

«Мне не нравится, что ты взял без разрешения…»

«Я обиделся, когда ты сломал мою постройку…»

Далее нужно предложить решение ситуации:

«Я чувствую обиду за то, что ты не перезвонил. В следующий раз не забудь, пожалуйста»

«Мне обидно, что ты не помог мне. Я на твоем месте тебе бы помог. Не делай так больше»

«Мне не нравится, что ты взял без разрешения мои цветные карандаши. Попроси меня, и я тебе дам карандаши, если они мне будут не нужны в тот момент»

«Я обиделся, когда ты сломал мою постройку. Помоги мне ее починить и будь аккуратнее»

После такого обращения обидчик будет знать, что он сделал не так, как можно поступить в следующий раз, и извинится. А обиженный отстоит свои интересы и сможет простить.

Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт
Бельгийский иллюстратор Марсель Марльерт

Обычно ребенок обижается на человека, но ведь даже друзья могут совершать поступки, которые вызывают обиду. Учите ребенка перенаправлять обиду на поступок человека. Когда ребенок не принимает поступок и осуждает его, с самим человеком можно продолжить общение и решить проблему.

- Я обиделся на Олега!

- А что он сделал?

- Он потерял мою запасную ручку!

- Значит, ты обиделся на то, что он потерял твою ручку. Понимаю! Он, наверное, извинился?

- Да, но я его не простил.

- Непростая задачка. Раз он извинился, значит, он не хотел тебя обижать. Думаю потерять ручку специально невозможно. Что сделал бы ты, если бы потерял запасную ручку Олега?

- Отдал бы ему свою ручку!

- Разумно! Правильно ли я тебя поняла, ты хочешь, чтобы он принес тебе другую ручку взамен твоей?

- Да, тогда я его и прощу!

- А он знает об этом? Ты ему об этом сказал?

- Нет. Сейчас напишу ему сообщение. «Мне обидно, что ты потерял мою ручку, но я готов принять в дар любую другую». Так нормально?

- Очень точно! Не забудь сказать ему, что принимаешь его извинения, когда будешь забирать у него ручку!

Статья получилась длинной, но в ней вы увидели все шаги, чтобы помочь ребенку. Дерзайте! Я верю, у вас всё получится! Главное, не допустить, чтобы обидчивость стала чертой характера.

С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!