На протяжении всей истории человечества люди пытались понять «что такое сознание?». По сей день эти попытки не привели к однозначному ответу на этот вопрос, определению самого понятия «сознание». В разных справочниках сознание определяется по-разному: «состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознаемое и т.д.)» (Новая философская энциклопедия); «высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу» (Большая психологическая энциклопедия); «1) способность разумно-свободных существ осмысленно воспринимать действительность, воспроизводить в разуме образ действительности; 2) высшая форма отображения действительности; 3) совокупность устойчивых взглядов, воззрений на действительность; 4) то же, что осознание; понимание» (Православная энциклопедия); и т.д. Вопрос однозначного понимания и определения «сознания» пока остается открытым. Помимо «сознания» сегодня неоднозначно понимаются информация, память, время, пространство, гравитация, свет, другие понятия. Это заставляет ученых определять понятия представлениями, не укладывающимися в «рамки» здравого смысла. Примером является «свет», о котором Вавилов В.И. писал: «Материя, то есть вещество и свет, одновременно обладает свойствами волн и частиц, но в целом это не волны и не частицы и не смесь того и другого. Наши механистические понятия не в состоянии охватить реальность, для этого не хватает наглядных образов» (Вавилов С.И. Глаз и солнце. М., Наука, 1982, с.43). Существующие представления о явлениях окружающего мира, мире в целом не позволяют в «рамках» здравого смысла однозначно понимать и определять все научные понятия. Необходимы новые представления о мире, изменяющие-развивающие существующие. Развитие означает не отказ от существующих представлений о мире, а их изменение-обобщение. Новые представления о мире изложены в моей книге «Философия дискретного мира» на сайте https://www.litres.ru/book/v-a-sarkisov/filosofiya-diskretnogo-mira-69275800. Название книги предполагает существование наряду с дискретным мира непрерывного. Ответ на вопрос «наш мир непрерывный или дискретный?» позволяет обобщить наши представления о мире и относительно просто понимать и определять «сознание».
Человек воспринимает мир одновременно непрерываемым-непрерывным - «не имеющим перерывов, промежутков» и «дискретным» (от лат. discretus - разделённый, прерывистый) - «раздельным, состоящим из отдельных частей»-атомов, молекул, клеток, вещей, воды, насекомых, растений, животных, людей, еще чего-то (Толковый словарь Ожегова). В философии понятие «дискретность», прежде всего, должно означать раздельность, прерывность того, без чего мир не существует, - свойства мира, всех «частей мира»-объектов изменяться, называемого «движением»: нет движения – нет мира. Разделенность, прерывность изменений мира – это беспрерывно сменяющие друг друга «остановки» изменений мира, всех частей мира. Какие и где бы то ни было изменения не существуют без их «остановок», также как северный полюс не существует без южного, существуют только в нашем воображении-абстрактно. Дискретность предполагает существование количественной определенности, возможность определения и измерения количества беспрерывно сменяющих друг друга измененных состояний мира, их частей-объектов. Непрерывность не предполагает возможность определения и измерения количества измененных состояний мира, его частей, так как рассматривает один непрерываемый-неограниченный мир и противопоставляется дискретности. Поэтому, «непрерывность мира» или просто «непрерывность» – это непрерываемость изменений мира, каждой его части-объекта, а «дискретность мира» или просто «дискретность» - беспрерывно сменяющие друг друга прерывания-«остановки» каких и где бы то ни было изменений мира, каждой части мира, когда одновременно-одномоментно изменения существуют и «не существуют»-«остановлены». Непрерывный и дискретный мир существует одновременно-одномоментно, не существуют в «отрыве» друг от друга, предполагают друг друга. Называя мир дискретным, мы одновременно подчеркиваем предполагаемую непрерывность мира и, наоборот. Аналогом дискретности являются прерываемые «остановками» изменения сменяющих друг друга на экране кинотеатра отражений-изображений кадров о окружающем мире, проявляемые их измененными и подвижными состояниями и воспринимаемые фильмом о окружающем мире.
В дискретном мире проявления в объектах изменений окружающего мира имеют предел, который ограничивает неограниченный «окружающий мир» объекта тем, что называют «внешними условиями» (сокращенно – в.у). Объекты изменяются одновременно-одномоментно со своими в.у в каждый момент времени, разный для разных объектов и названный «моментом-квантом-«остановкой» изменений», или «моментом-квантом изменений-времени», или «моментом-квантом времени» объекта. Изменения состояний окружающего мира, их частей за пределами в.у в каждый момент-квант изменений-времени проявляются записанной информацией о этих состояниях одновременно-одномоментно в объекте и его в.у. Объект становится записанной-сохраненной информацией о беспрерывно сменяющих друг друга в моменты-кванты времени измененных состояниях в.у, всех окружающих объект частей в.у. «Внешние условия» - понятие дискретного-ограниченного мира, который следует отличать от неограниченного «окружающего мира» - понятия непрерывного мира.
Сознанием сегодня называют осознаваемый или идеальный мир человека и противопоставляют нечто, называемому материей (от лат. materia – вещество) - «философской категорией для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. ПСС., т.18, с.131). Противопоставление порождает вопрос о обусловленности сознания материей или, наоборот, материи – сознанием. Этот вопрос в философии называют основным - о первичности материи или сознания. Выбор «правильного» решения основного вопроса предопределил формирование двух групп философов – идеалистов и материалистов и соответствующих направлений в философии - идеализма и материализма.
Материализм считает первичным мир материальный или материю, которая не может зависеть и не зависит от сознания и предшествует проявлению осознаваемого мира. Идеализм, наоборот, считает первичным мир осознаваемый или сознание, которое не может зависеть и не зависит от материи и предшествует проявлению материального мира. Основной вопрос незримо присутствует в каждом из указанных направлений философии и ограничивает решение накопившихся нерешенных проблем. Особенно наглядно эти ограничения проявляются в физике, которая изначально формировалась представлениями о непрерывности изменений, но уже для объяснения явлений микромира непрерывность дает сбой. Требуется философия дискретного мира.
В дискретном мире:
- беспрерывно сменяющие друг друга в моменты-кванты реального времени «измененные состояния в.у человека, их частей-объектов» или «реальные в.у» - это «реальность»;
- записанная-сохраненная в человеке информация о реальных в.у в сопровождении слов-звуков, букв, мимики, жестов, еще чего-то – это «осознаваемые в.у»: слова делают в.у осознаваемыми; нет слов – нет осознаваемых в.у, есть слова – есть осознаваемые в.у;
- беспрерывно сменяющие друг друга «осознаваемые в.у» - «мир осознаваемый человеком»;
- беспрерывно сменяющие друг друга «реальные в.у человека, не сопровождаемые словами» или «неосознаваемые в.у» - мир неосознаваемый человеком;
- в беспрерывно сменяющие друг друга моменты-кванты времени одновременно-одномоментно в человеке записывается-сохраняется информация о осознаваемых и неосознаваемых в.у – знание и незнание;
- сознание становится названием, оборотной стороной и проявителем записанной-сохраненной в человеке информации о беспрерывно сменяющих друг друга состояниях осознаваемых в.у или «осознаваемой человеком»-субъективной реальности; аналогично демонстрируемый на экране фильм является названием, оборотной стороной и проявителем записанной-сохраненной в человеке-зрителе информации о беспрерывно сменяющих друг друга измененных состояниях отражений-изображений кадров о окружающем мире в сопровождении слов. Субъективная реальность – это записанная-сохраненная в человеке информация о осознаваемых в.у, знания, которые могут быть «правильными»-истинными - истиной или «не правильными»-ложными - ложью. Истина относительна, так как то, что «сегодня» считается истиной, «завтра» может оказаться ложью. Наиболее ярким подтверждающим примером является изменение представлений об устройстве мироздания с геоцентрической системы на противоположную – гелиоцентрическую. Во времени могут возникнуть новые истины и оказаться ложью истины «старые». Например, в дискретном мире: существующие представления о воздействиях, как причине изменений объектов, таковыми не являются: изменения чего бы то ни было в мире не имеет причину, являются оборотной стороной и проявлениями беспричинного свойства мира, называемого движением; представления о притяжении объектов друг к другу, гравитации в дискретном мире становятся ложными: объекты притягиваются не друг к другу, а внешними условиями; мир становится проявлением трех свойств – движения, покоя, отражения или «триединством»; мир «заполнен» записанной-сохраненной во всех «частях мира»-объектах информацией и только информацией; отрицаются существующие представления о вращении планет вокруг своих осей. Подробнее – в моей вышеупомянутой книге. Приведенные примеры наверняка вызовут возражение, а скорее, неприятие читателей, но без изменения наших представлений о мире сложно или невозможно в «рамках» здравого смысла решать накопившиеся «нерешенные» проблемы науки;
- если все люди или их большинство согласны с информацией о в.у, то такую осознаваемую информацию о в.у называют «объективной», выражающей «объективную реальность», в противной случае – необъективной, выражающей необъективную-субъективную реальность.
В дискретном мире объективная реальность или объективное – одинаковое-общее в состояниях всех или большинства людей. Поэтому, становятся бессмысленными представления о материи как «объективной реальности, независимой от сознания». «Материя» становится синонимом «вещества». Бессмысленным становится и основной вопрос философии. В дискретном мире представления о материи становятся излишними, придуманными для объяснения мира и тормозящими развитие науки. Такова логика нашего-дискретного мира, с которой можно соглашаться или не соглашаться, но дискретность позволяет относительно просто решать «нерешенные» вопросы науки.