Стране не по карману строить новые магистрали - подлатать бы действующие
Конференция национальной дорожной отрасли в Риге началась с нерадостных новостей.
Хотя бы сохранить то, что есть
При запланированном финансировании в ближайшие годы не удастся добиться улучшения государственной автодорожной сети, заявил Мартиньш Лаздовскис - председатель правления Latvijas valsts ceļi (LVC, Латвийские государственные дороги). Поэтому главной задачей на ближайшие годы он провозгласил поддержание существующего уровня и восстановление дорожного покрытия.
Цель - обеспечить, чтобы до крупных региональных центров можно было добраться по дорогам с относительно хорошим дорожным покрытием.
"Дороги, которые в настоящее время находятся в плохом состоянии, останутся такими еще долгое время - только обновление покрытия их состояние не улучшит", - сказал Лаздовскис.
Он отметил, что средств на текущие работы по содержанию дорог будет все меньше, и для крупных проектов, таких как Рижская окружная дорога, придется искать другие источники финансирования.
Сколько дорогу ни чини, с новой не сравнить
В свою очередь, проектировщик Эдгарс Круминьш заявил, что доступное финансирование не позволяет строить новые дороги - вместо этого приходится пытаться привести в порядок существующие, которые проложены 30-40 лет назад или еще раньше.
"Но отремонтированная дорога не сравнится с новой. У любой дороги есть срок службы, и каждые 7-8 лет надо менять поверхностный слой", - предупредил специалист.
Он подчеркнул, что в Латвии из-за отсутствия средств дороги ремонтируют не так часто, как требуется. Поэтому требуется куда более прогнозируемое финансирование отрасли - это позволило бы повысить качество работы.
Сколько машин сломалось на выбоинах в Риге >>
Дорогие дороги
По информации Лаздовскиса, в 2023 году Латвия вложила в дорожное строительство последние 13 млн евро из средств фондов Евросоюза. В 2024-2025 ситуацию еще спасут средства из механизма восстановления и устойчивости ЕС - 47,2 млн евро в этом году и 39,5 млн евро в следующем. Начиная с 2025-го, государству самому придется вкладывать средства в содержание - не менее 125 млн евро в год.
Не дотянули даже до одного процента
До конца 2024 года LVC планирует охватить различными видами дорожных работ примерно 450 км автодорог. На сколько километров хватит средств в действительности - пока неизвестно.
Всего в стране, по последним подсчетам, немногим более 50 тысяч километров государственных и муниципальных дорог. То есть дорожное ведомство намерено привести в порядок менее одного процента дорожной сети, и даже эти планы под вопросом.