Воздух без атмосферы
Ещё на школьных уроках литературы, учителя любили упоминать А.С. Пушкина, который никогда не позволял себе недоработанный до совершенства стих предъявлять публике. Принципиально.
Сегодня Кинопоиск предоставил возможность в рамках подписки посмотреть "Пронзительный блокбастер Алексея Германа-мл." "Воздух".
"Воздух" - сырой. Создается ощущение, что это краткое содержание длинного сериала, уложенное в максимально для Германа-мл короткое время. Отснятыми сценами отчитались, типажи актерские утверждены, музыка пока в разработке, технику уже использовали.
Потенциал у ленты был бы очень неплох. Питерское небо, аэродром в Углово. Такая погода на Ладоге и есть, но смущает, что машины едут по льду, у самолётов рядышком высокие летние волны. Кто его знает, может так и правильно, но тогда озвучивали бы хоть немного про ледоход, про то, что с 21 апреля запретили по Ладоге ездить на полуторках и разрешили только гужевой транспорт, а у лётчиков появились новые заморочки с тем-то и тем-то. Зачем-то ведь командир уточняет даты: 21 апреля 1942 года, 27 апреля 1942г. Если быт без прикрас, то производственные разговоры "в студию". Нестыковка уже в самих разговорах. Такие все мудрые про НКВД и прочие гадости, а тут прямо беседа за беседой расстрельные, да ещё и все на трезвую голову, да ещё в присутствии посторонних ушей. Как эти люди до 1941 года дожили с таким чувством самосохранения и отсутствующим здравым смыслом? Даже в конце 70-х - 80-х годов поколение моих родителей (дети сороковых-пятидесятых годов рождения) предпочитали попусту не болтать. А тут бывалые товарищи...
Фильм смотрится как спектакль на натурных съемках, в котором отдельно Лядова и Безруков великолепны, Лапшина (Маша), Тарасова, Шагин выше всяких похвал. Талызина (Женя), как главная героиня, старается и что-то у неё даже получается отлично. Нет при этом в ней ни одной рваной струны, которые судя по сценарию постепенно должны рваться и лопаться. По задумке и пружина в Жене Беловой заложена свёрнутая скрытая. Девочка сломанная, но не сломленная, нежная, но чистая, сильная. И тут, простите за спойлер, одной фразой авторы истории "опрокидывают характер". "Я к нему приходила, а он меня насиловал!". Если пришла, он изнасиловал, а потом преследовал, шантажировал и заставлял чего-то делать это одно, а если она приходила и он насиловал, то чего это она к нему приходила за изнасилованиями? Что за чушь? И потом, реакция на насильника тогда уж молниеносная, а не как в индийско-американском кино. Замах большой, бросок недалёк. Нет роста личности на энергетическом уровне, нет ни единого логического перехода из состояния в состояние, нет связи между событиями и эпизодами от слова совсем, зато собрана каша "что нашли, то и наше".
Много ляпов, глупостей, несостыковок. Может доснимут или переснимут? Может быть в кабинах сцены сделают ближе к боевым? Может вообще просто определятся зачем они так много хороших актёров набрали, а реалистичного персонажа из них ни одного не создали. Кроме Риты и Маши, может быть.
В целом, фильм напомнил постановку самодеятельных актёров на конкурсе талантов из пьесы "Сон в летнюю ночь" Шекспира. Столько задумок, а лошадь сыграла лучше всех. Хотя и по этому эпизоду возникают вопросы.