Наряду с порядком осмотра, о котором мы говорили в прошлом посте, для экскурсантов важен способ донесения информации, который будет применяться экскурсоводом. Всего их три: лекционно-иллюстративный, демонстративно-объяснительный и лабораторно-эвристический.
При использовании лекционно-иллюстративного способа во главу угла ставится объяснение основных характеристик производственного процесса, а само предприятие становится своеобразным комментарием к объяснениям экскурсовода, успешно заменяя разного рода таблицы, графики, диаграммы и пр.
Демонстративно-объяснительный способ характеризуется тем, что пояснения экскурсовода становятся комментарием к непосредственно наблюдаемым участниками экскурсии производственных картин и их характерных особенностей.
И, наконец, лабораторно-эвристический способ, который, на наш взгляд, является наиболее эффективным для восприятия экскурсантами. Применяя его, экскурсовод стимулирует экскурсантов самостоятельно отыскивать объяснения и делать соответствующие выводы из наблюдаемых ими эпизодов производственного процесса. Этот метод требует от него не только глубоких технических знаний, но и определенных педагогических навыков. Вместе с тем и аудитория должна иметь соответствующий уровень подготовки. Но все эти необходимые и достаточно-сложные составляющие дают методически-системное впечатление от экскурсии не только в эмоциональном плане, но и формируют устойчивое интеллектуальное восприятие увиденного.