Наверняка каждый из вас уже неоднократно слышал такие термины как soft и hard skills (так называемые «твердые» и «мягкие» навыки). Но не все до конца представляют, что это такое. Давайте разбираться ☝🏻
💪🏻Hard skills или «твердые навыки» (еще можно часто услышать «харды»)— это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности. Они демонстрируют экспертизу и профессиональную компетентность человека.
Такие навыки являются обязательным требованием при приеме на работу. Для каждой профессии есть свой набор hard skills.
Например, для ИТ-специалиста — это знание определенных языков программирования; для педагога —знание детской психологии, методик преподавания; для дизайнера — владение графическими редакторами; для бухгалтера по расчету зп — опыт работы в 1С (блок расчета заработной платы) и так далее.
Думаю, здесь все понятно)
☁️ Теперь посмотрим, что же такое soft skills.
Soft skills («мягкие навыки» или «софты») — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность
Их еще часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом.
На сегодняшний день «софты» играют очень важную роль при приёме сотрудника на работу (иногда даже решающую).
Наличие Soft Skills все больше ценится на рынке труда. Многие работодатели заостряют внимание именно на этом. Здесь есть определенная логика. Получить узкопрофильные знания и навыки (харды) сегодня гораздо проще, нежели сформировать и развить обширные компетенции (софты). Но как раз именно они являются показателем эффективности каждого сотрудника.
Сегодня на рынке труда огромнейшая конкуренция среди кандидатов. И если раньше для того, чтобы устроиться на работу, достаточно было иметь специальное образование и технические навыки по специальности, то сегодня этого уже недостаточно. Сегодня работодатели скорее предпочтут сотрудника с минимальным набором хард скиллов, но с отлично развитыми софт скиллами.
Перечень мягких навыков не такой уж и большой, но их развитие для отдельного человека может занимать не один год.
Глобально гибкие навыки делят на несколько больших групп:
✨КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ:
- умение устанавливать контакт и вести диалог с разными людьми: равными коллегами, руководителями и подчиненными, а также с клиентами и подрядчиками;
- навык аргументированно отстаивать свою позицию на переговорах;
- навыки деловой переписки;
- умение выстраивать повествование – формулировать свои идеи, презентовать себя и компанию;
- общая логичность действий, умение делать выводы из бесед.
✨СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:
- работа в команде, понимание своей роли и умение переключаться между своими ролями;
- установление связи внутри команды, позиционировать себя;
- управление конфликтами, поиск выхода из экстремальных ситуаций;
- эмоциональный интеллект;
- уважительное и этичное общение со всеми участниками процесса.
✨САМООРГАНИЗАЦИЯ (self-management):
- навыки планирования времени и ресурсов;
- управление собственным Я-проектом;
- способность (и желание) учиться, развиваться;
- самомотивация, поддержание себя в работоспособной форме;
- адаптивность и стрессоустойчивость;
знание себя, целеустремленность.
✨УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ(в рамках своих полномочий и сверх них):
- микроменеджмент;
- способности к анализу и прогнозированию результатов;
- принятие решений и ответственности за них.
✨ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ:
- здоровое любопытство и широкий кругозор;
творческий поиск;
- поиск информации и ресурсов для решения задач.
Я перечислила далеко не все мягкие навыки, их гораздо больше. В наше время есть много различных курсов, тренингов и практик для развития мягких навыков. И если вы хотите построить классную карьеру, то советую не пренебрегать их развитием!