Отмена крепостного права, вкупе с комплексом "великих реформ" пробудили российское общество, положили начало осмыслению национального вопроса в Российской империи. Именно в 1860–70-е гг. в публицистике громко зазвучал «русский вопрос», выведя полемику о том, кто же такие русские, на качественно новый уровень. Наиболее активны в этом вопросе были представители консервативного лагеря, традиционно уделявшие «русскому вопросу» особое внимание.
Большинство русских консерваторов избегало этнического национализма, трактуя понятие "русские" весьма широко. Под русскими обычно понимали всех исповедующих православие и разговаривающих на русском языке, но встречались и более широкие трактовки, примером которых может стать позиция журнала "Весть": "Русские - это все верноподданные русской империи". Можно отметить и консерватора М.Н. Каткова, утверждавшего, что "русская национальность есть не этнографический, а политический термин, русский народ есть не племя, а политическое тело".
"Русская кровь" для консерваторов никогда не была фактором, определяющим русского человека. Достаточно вспомнить, что множество российских дворянских родов, в чьей «русскости» никто не сомневался, имели тюркские, немецкие, кавказские и иные корни, а все русские императоры, начиная с Петра III, были Гольштейн-Готторп-Романовыми, т. е. по крови куда больше немцами, чем русскими. Все русские императрицы, начиная с Екатерины Великой, были немками, за исключением Марии Федоровны, жены Александра III - она была датчанкой. Кстати, сам Александр III, вошедший в историю как "царь-консерватор" и "царь-националист", был русским всего лишь на 1/64.
Российский публицист С.Н. Сыромятников в 1909 г. выпустил работу "Пределы национализма", в которой выразил достаточно оригинальный взгляд на тему "русского вопроса". Так, под "русским" Сыромятников понимал человека, "который задался целью насадить культуру в восточной половине Европы, культуру, которая соответствует климату, солнцу, характеру жителей". Автор также предлагал включать в состав русских и инородцев, но только тех, кто мог бы привнести в русскую нацию что-либо положительное.
Но, безусловно, существовали и куда более жесткие трактовки. Идеолог русского национализма М.О. Меньшиков, к примеру, предлагал в качестве критерия, позволяющего отличить русского от нерусского, лозунг "Россия для русских". Те, кто обижаются на слова «Россия для русских», полагал публицист, тем самым расписываются в том, что они не русские, а раз так, то Россия, действительно, не для них, пока они из русских подданных не превратятся в «русских по национальности». Схожую позицию занимал национал-демократ М. Я. Балясный, который, правда, считал русскими "не одно только великорусское племя, но и племена малорусское и белорусское".
Здесь стоит сделать ремарку, поговорив немного о самих русских консерваторах конца XIX - начала XX вв. Большинство из них действительно были русскими по крови, но встречались и весьма забавные казусы, как, например, В.А. Грингмут, наполовину еврей, наполовину немец, И.А. Думбадзе, грузин, и француз В. Ф. Доррер, член партии "Союз русского народа". К слову о партиях: в Главный совет партии "Всероссийский национальный союз" входили такие люди, как Н. К. фон Гюббенет, А. И. Урсати, Н. П. Пештич, также считавшие себя, несмотря на нерусские фамилии, «истинно русскими людьми».
При этом те русские по рождению люди, которые утрачивали базовые, с точки зрения правых, присущие русской народности качества (православие, монархизм, патриотизм), переставали быть для них русскими. Так, председатель Главного совета Союза русского народа Н. Е. Марков, критикуя лидера кадетов Ф. И. Родичева, писал:
Я <…> долгое время заблуждался и считал Родичева за русского человека. Но теперь, послушав последние речи этого депутата, у меня открылись глаза: Родичев вовсе не русский, Родичев — отрыжка исторического атавизма. Каким-то колдовством возродился в нем племянник древней, давным-давно вымершей Веси. Родичев — это пережиток монгола из Веси, заклятый враг Суздаля и Москвы, полный языческой злобы и беспощадной исторической мести против всего русского, против православного. Родичев — несомненный инородец, враждебный России. Есть такие инородцы, в глазах которых русское государство не более, как ненавистная тюрьма, самое имя Россия “оскорбляет их чувства”, а вид православного креста заставляет их корчиться в судорогах беспредельного бешенства… Что Родичев весьегонец, но не русский, явствует с полной несомненностью из его же собственных речей. <…> Россия в глазах Родичева — не матерь, а тюрьма. И вот он поносит и позорит Россию!
Наоборот это, кстати, тоже работало: генерал А. А. Киреев в 1891 г. писал следующее: "... убежденная славянофилка Блудова была варяжского происхождения, одним из председателей Славянского комитета был Гильфердинг, по крови еврей; но можно ли сомневаться в том, что по убеждениям они были русские православные люди?!"
На этой веселой ноте первая часть статьи подходит к концу. Если Вам понравилась тема - обязательно сообщите в комментариях, информации по ней очень много. Желающих ознакомиться с темой подробнее отсылаю к работе Ведерникова В. В. "Национальный вопрос в зеркале консервативной публицистики", а также к альманаху Фонда ИСЭПИ. Благодарю за прочтение!