Найти тему
Денежные истории

Wildberries, Ozon, МегаМаркет: как маркетплейсы опустошают кошельки

Известные маркетплейсы проанализировали статистику покупок россиян: с 2020 г количество онлайн-шопоголиков выросло в 4 раза.

Немного статистики:
- 47% россиян тратят на маркетплейсах 10-30% от своей зарплаты ежемесячно
- ежемесячные расходы на маркетплейсах 57% опрошенных респондентов составляют от 5 000 до 20 000 руб.
- около трети россиян стали тратить в онлайн магазинах на 50% больше, по сравнению с данными 2020 года
- больше 6% населения нашей страны делают онлайн покупки каждый день.

Чаще всего люди заказывают еду из ресторанов быстрого питания, одежду, обувь, косметику и бытовую химию.

Не спорю, онлайн-шопинг — удобный, быстрый и легкий способ совершения покупок. Что может быть проще, сидя дома, набрать корзину "нужных" продуктов, вещей, приятный мелочей, ввести данные карты и через пару часов встретить курьера на пороге своего дома?!

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Однако, мало кто задумывается о том, что при личном посещении магазина бОльшая часть этих покупок могла бы не состояться вовсе! Всему "виной" рекомендательная система и ненавязчивая реклама продукции.

Вспомните, ведь в любом онлайн-сервисе при переходе в уже собранную корзину магазин непременно спросит, а не забыли ли вы добавить к покупкам, например, сахар, какие-нибудь вкусности к чаю, шампунь по заманчивой скидке или курицу по акции. Чаще всего, непроизвольно, начинаешь закидывать эти "рекомендации" в корзину, ловя себя на мысли, что ведь и правда! и скидка шибко уж хороша, и запасы к концу подходят, и как это я вообще могла забыть о том, что мне нужна пятикилограммовая упаковка гречки и новые стаканы! В итоге, стоимость уже собранной корзины увеличивается в разы.

Такие маркетплейсы, как Wildberries или Ozon - вообще зло во плоти! Стоит только открыть приложение и ты уже не можешь остановиться, вдруг понимая, что тебе необходимо заменить полотенца и тарелки в кухонном шкафу, пополнить коллекцию сумочек, оживить интерьер свечами и подсвечниками, рамками для фотографий и милыми предметами декора, детям пора бы прикупить новые пижамки, а мужу - носки, и, естественно, организовать хранение всей этой прелести по новым контейнерам и красивым коробкам...

У меня плохая новость: если узнали себя - вы, как и я, - онлайн-шопоголик!

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Но! Все же есть ложка мёда в этой бездонной бочке китайских товаров. Цена.

Цена на многие позиции товаров на маркетплейсах гораздо ниже, чем в розничных офлайн-магазинах. И это нас привлекает больше всего. В идеальной картине мира в этот момент должен включаться холодный расчет и самодисциплина. Даже в онлайн-магазин нельзя ходить без списка покупок. Если тебе нужна зубная паста, шампунь и порошок определенного производителя и в определенной дозировке - в корзине должны оказаться только эти позиции, как бы рекомендации не кричали нам о том, что к зубной пасте неплохо было бы обновить зубные щетки, шампунь лучше работает с бальзамом, а порошок без ополаскивателя - деньги на ветер! Если тебе нужна одна упаковка мыла, не нужно заказывать пять, даже если это "выгоднее" и "дешевле".

Только холодный расчет поможет выбрать и купить то, что тебе действительно нужно.

Я - частый гость Wb. Сумма выкупа за 3 года - больше 600 000 руб! Здесь я покупаю ВСЕ: бытовую химию, одежду, книги, даже мебель! Это не реклама. Это правда жизни.

Вместе с тем, со временем для себя я выделили определенные правила, которые помогают мне экономить, а не спускать всю заплату:

1. Покупки только со списком. Я всегда четко понимаю, зачем я захожу на маркетплейс, что и в каком количестве мне необходимо.

2. Мониторинг цен. Если мне нужны джинсы определенного производителя, я сначала померяю их в офлайн-магазине, запомню цену, потом найду на WB, отложу в корзину и буду ждать скидку.

3. Не заходить в приложение "просто так", не серфить по каталогу. Чем больше предложений ты видишь, тем выше становятся твои потребности и "хотелки".

4. Отказываться от товара. Каюсь, у меня случаются срывы и необдуманные заказы. Благо, срок доставки до пункта выдачи составляет 1-2 дня, а способ оплаты я выбираю - после доставки. Плюс, у меня бесплатный отказ, видимо, как у давнего и постоянного покупателя. Пары дней бывает достаточно для осознания того, что необходимости в заказанных вещах нет никакой. В этом случае, да простят меня сотрудники пунктов выдачи, я без зазрения совести отказываюсь от заказа.

И все же, мне сложнее расстаться с деньгами именно в старом-добром офлайн-магазине. Особенно, когда на руках наличка. Не устану петь хвалебные оды наличным деньгам. Это действительно работает!

Как вы относитесь к маркетплейсам? На сколько часто делаете там покупки? Может стОит вообще удалить приложение?...